История совершения молитв на наречение имени в Русской Церкви



В первой период богослужения порядка на Руси наречение имени совершалось в храме в восьмой день. Это видно из жития преподобного Феодосия Печерского (чтения в общ. Истор. И древн. 1858, Ш, 2; Русский историч. сборник 1840, П, 447; Одинцов Н., так же, с. 30).

Замечательно в этом случае то, что многие лица, принима. Имена христианские, принимали так же и языческие. И известны они были под именами последними: Владимир Назывался Василием, Борис – Романом, Глеб – Давидом (Сказ. о св. Борисе и Глебе, стр. 7-9).

В XI-XII веках наречение имени совершалось таким же образом.

От XIII века сведений нет.

В XIV веке совершению Таинства Крещения, как и теперь предшествовало наречение имени младенцу в восьмой день. Молитва читалась та же, что и теперь. Но, согласно практике Церкви Греческой, не читался тропарь: «Радуйся, благодатная Богородице Дево».

В XV веке сохранились особенности при наречении имени, характерные для века XIV-го.

Кроме того в служебниках этого времени помещены молитвы «о дитяти», «о родильнице в женах, присутствующий при рождении», и «о бабе», принимавшей роды (Одинцов Н. Указ. Сочин., с. 250).

Молитва на наречение имени, матери, прилучившимся женам, храму и бабе (Дмитриевский А. Богослужение в русской Церкви в XVI веке Казань, 1884, с. 252).

В XVI веке количество и разнообразие молитв возрастает. Появляются молитвы с одним общим названием: «Молитвы роженице и младенцу». Они отделены от молитв, которые читались в восьмой день после рождения младенца и имеют особую надпись.

Когда нужно будет «имя нарещи младенцу, — говорится в одном памятнике, — тогда станет иерей вне храма (дома) в дверех и речет молитву прежде «храму, в немже младенец родися», а затем «молитву жене, егда родит». После этих молитв священник кадил весь храм (дом) и, знаменую крестообразно дитя, читал молитвы: «имя нарещи младенцу», «жене по рождении и всем женам прилучившимся», и «бабе», принимавшей роды.

Имя новорожденному младенцу давалось по воле родителей в честь одного из святых, чтимых в Русской Церкви.

Поэтому каждый славянин должен был носить одно имя, но на деле выходило так, что до реформы, произведенной Петром Великим, многие русские носили по два имени (История Татищева, т. Ш, прим. 553, с. 502. См. Дмитриевский А. Богослужение в Русской Церкви. 16 в,: с. 256). Имя нарекалось или отцом семейства, или священником.

Согласно памятников XVI века воцерковление младенца и чтение очистительных молитв матери совершалось в сороковой день. Во всех служебниках этого времени оно предшествует Таинству Крещения.

Чинопоследование оглашения

Оглашение представляет собой наставление в христианской вере. Оно связано с разъяснением основных истин христианства, заложенных в Символе веры, заповедях Божиих и Молитве Господней. При оглашении учат, чтобы приходящие ко Крещению знали повседневные молитвы, понимали смысл церковных священнодействий и символику Таинств, были ознакомлены с правилами христианского поведения. Для взрослых сознательное усвоение православного учения, способность самостоятельно давать ответы при совершении Крещения является обязательным Условием участия их в этом Таинстве. Для младенца оглашение связано с началом христианского воспитания, ответственность за которое ложится на его восприемников.

История формирования чина оглашения

Обучение основам христианской веры известно уже было в апостольский период. О сотруднике апостола Павла Аполлоса в книге «Деяния апостольские» сказано: «Сей оглашен был пути Господню» (Деян. 18, 25).

Со II века устанавливается строго определенный порядок и в подготовке к Крещению, и в его совершении. Человек, намеревающийся принять христианское Крещение, должен был засвидетельствовать перед епископом свое желание стать членом Церкви. Получив от поручителей сведения о его нравственных качествах и прожитой жизни, епископ заносил его имя в «катастих» – книгу, содержащую список оглашенных и членов церковной общины, для молитвы и поминовения за богослужением. Опасаясь допустить к Крещению недостойных людей, Церковь назначала для оглашенных испытание, которое длилось от нескольких дней до трех лет.

«Делающий огласиться, — говорится в «Постановлениях Апостольских» (IV в.), — пусть оглашается три года, но если кто прилежен и имеет благорасположение к делу (Крещения), да будет принят: ибо ценится не время, но поведение» (кн. 8, гл. 32). Безотлагательно крещение совершалось только в случае опасной болезни новокрещаемого, с тем условием, чтобы по выздоровлению он был надлежащим образом научен истинам святой веры (Лаод. 47).

Оглашение весь период подготовки к Крещению проводили в посте и молитвах, посещали церковные службы и с сердечным сокрушением каялись в содеянных грехах. В храме они находились по возглашении диакона: «Елицы оглашении, изыдите».

В Иерусалимской Церкви в IV веке оглашаемые слушали толкование Священного Писания ежедневно в течении трех часов. Оглашение продолжалось семь недель, а по окончании этого срока им давался срок для заучивания Символа веры.

В то время чин оглашения и в Иерусалимской, и в Константинопольской Церквах совершался с большой торжественностью. Благодатные впечатления этих дней позволяли новокрещаемым сохранять произносимые ими обеты до конца жизни, исполняя их своими делами.

В последующее время, когда целые государства принимали христианство, преобладающее большинство среди крещаемых стали составлять дети до семи лет. Это привело к сокращению чина и самого периода оглашения.

Помимо научения оглашаемого истинам веры, в чинопоследование входят молитвы запрещения на нечистых духов. Чтение их всегда было и остается важным и ответственным моментом в деле подготовки оглашаемого к Таинству Крещения. Именем Божиим изгоняли из людей нечистых духов апостолы. «И бесы нам повинуются о Имени Твоем» (Лк. 10, 7) — говорили они Христу. Тем же оружием изгоняли бесов и христиане, — свидетельствует святой мученик Иустин Философ (II в.).

В древней Церкви, начиная с конца II века, заклинателями были не только священники, но и специально на то посвященные лица – экзорцисты. По благословению епископа они читали заклинательные молитвы над нуждавшимися в них (Дмитриевский А.А., проф. Наука о православном богослужении. Вып. 5, ч. 2. Машинопись).

Запретительные молитвы над оглашаемым в древней Церкви читались в течение нескольких дней. Святой Симеон Солунский (XVI в.) говорят, что «неоднажды только надобно читать положенные в начале заклинания и другие молитвы, а несколько раз. Ибо в Требнике написано читать их восемь раз или десять. В Церкви было обыкновение, чтобы оглашающие иереи в каждый из семи дней прочитывали их над крещаемыми, а в восьмой день... — архиерей или имевший крестить иерей» (Писания отцов и учителей Церкви, относится к истолкованию богослужения. СПб., 1856, т. 2, с. 50). О неоднократном чтении запретительных молитв в чине оглашения свидетельствуют и памятники Русской Церкви. Так, Требник Соловецкого монастыря (1086) указывает читать запрещения 10 раз.

Наряду с молитвами запрещения Церковь требовала от оглашаемого отречения от сатаны.

При вступлении в церковную жизнь оглашаемый готовился стать воином Христовым. Ему предстояла невидимая брань с опасным противником, который, по слову апостола Петра, «ходыт, как рыкающий зверь ища кого поглотить» (1 Петр. 5, 8). А для этого оглашаемый должен отречься от сатаны и сочетаться Христу.

Об обряде отречения говорят «Постановления апостольские», предписывая иереям научить оглашаемого порядку этого отречения и сочетания Христу перед Крещением.

Дионисий Ареопагит упоминает о дуновении и плюновении на диавола как форме осуждения диавола самим оглашаемым (О церковной иерархии, гл. 3).

Святой Григорий Богослов говорит, что «приступающие ко Крещению отрицались диавола не только словами, но и самим делом, одеждою и телодвижением. Ибо без одежды и обуви стояли, простирая руки на запад» («Слово о Крещении»). О подобном образе отречения говорит и святитель Василий Великий в первом Тайноводственном поучении.

Сочетание Христу всегда было одном из центральных моментов оглашения. Произносимые обеты требовали от крещаемого верности до конца жизни. Единение со Христом со стороны оглашаемого выразилось чтением символа веры.

Уже в IV-V веках утвердился обычай исповедовать веру приступившими ко Крещению «в словах точных и определенных, по установленной форме, притом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих» (Исповедь блаженного Августина, епископа Иппонийского. М., 1914, с. 187). О таком обычае, существовавшем в Риме, говорит блаженный Августин.

Приготовление ко Крещению сопровождалось особыми церковными молитвами об оглашенных. Этими молитвами Церковь просит Бога «в нужное время сподобить оглашенных воды возрождения», присоединить их к своему избранному стаду» (Литургия св. Иоанна Златоуста). Прошения и молитвы о готовящихся ко святому Просвещению на Литургии Преждеосвященных даров показывает, что Крещение, вступление новых членов в Церковь по своей сущности есть дело всей Церкви, всей общины, а не «частная», «семейная» треба. Крещение не только совершалось в церковном собрании в величайший из всех праздников. Оно и само является праздником Церкви, праздником нового единства собранных Христом и соединенных в Нем с Богом. Через Крещение мы таинственно соединяемся со Христом, усыновляемся Отцу, делаемся братьями для новой жизни в единстве веры и любви. Именно поэтому это Таинство касается всех и требует молитвенного участия всех членов Церкви.

Молитва предогласительная

Чином оглашения изложенном в Требнике, требуется совлечение пояса, верхней одежды, обуви. Оглашаемый стоит лицом к востоку. Все эти действия символизируют покорность Богу и смирение человека, его отречение от гордости и тщеславия, навеваемых отцом лжи – Диаволом, и готовность вступить в единение со Христом.

Возложение руки епископа или священника на главу оглашаемого, совершаемое в начале последования вслед за дуновением на лицо и знамением его, уверяет приходящего ко Крещению, что он принимается Церковью в свое достояние, имя его будет внесено в книгу жизни, а сам он будет «причислен к стаду наследия Божия» (1-я молитва). В этом действии священника усматривается символ защиты со стороны Церкви: оглашаемому дается духовное прибежище, и он берется под покров Божией благодати.

«О Имени Твоем, Господи, Боже истины,... возлагаю руку мою на раба Твоего (имя), — молится священник... — Отстави от него ветхую оную прелесть и исполни его еже в Тя веры, и надежды, и любве... Даждь ему во всех заповедях Твоих ходити, и угодная Тебе сохранити... Напиши его в книге жизни Твоея.., да прославится Имя Твое святое в нем... Да будут очи Твои взирающее на него милостию выну, и уши Твои еже услышали глас моления его. Возвесели его в делех рук его, и во всяком роде его»...


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 349; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!