Причащение Святых Христовых Таин



Крещение приводит младенца в Церковь, а Церковь приводит своих членов к Христовой трапезе, делает и новокрещенного участником и свидетелем Спасения, уготованного нам Богом и исполненного во Христе.

И причащает священник новокрещенного младенца Тела и Крови Христовых.

И совершает по обычаю отпуст.

История совершения воцерковления в Русской Церкви

В XI-XII веках по сорокового дня, как и теперь, мать считалась нечистою и в 40-й день совершался обряд воцерковления младенца и читалась молитвы для очищения матери. Но как это происходило, по недостатку данных, сказать невозможно.

В XIII веке по нерадению священников не всегда после Крещения причащали новокрещенных Святых Таин. Собор 1274 года принял решение: «Всякого же по Крещении да сподобляют Пречистого Божия тела и Честныя Крови».

В XIV веке чин воцерковления новорожденного младенца совершался прежде его крещения. После принесения его в сороковой день в церковь священник, без обычного начала читал две молитвы над ребенком и матерью. Молитвы те же, что читаются и теперь. После этого священник брал дитя из рук матери и нес в алтарь. Пред входом в алтарь он прикладывал уста дитяти к обеим сторонам царских врат «во образ целования», а войдя в алтарь, кланялся вместе с ним пред престолом. Если это был мальчик, то священник обходил с ним вокруг престола трижды, кланяясь на каждой его стороне. Если это была девочка, то обходился престол только с трех сторон. При этом и в том и в другом случае он читал: «Нине отпущаеши».

По изнесении воцерковленного из алтаря священник полагал его пред царским дверьми и читал молитву (в нашем Требнике она третья) после которой знаменовал чело, уста и перси воцерковляемого и отпускал его. Современной четвертой молитвы в XIV веке еще не было (Одинцов Н. Указ. соч., с. 143-147).

В XV веке чин воцерковления также совершался в сороковой день и предшествовал совершению Таинства Крещения. Изменение в чине коснулось воцерковления детей женского пола. Девочка в этом веке не вносилась в алтарь. После прочтения двух молитв, девочку прикладывал священник к царским дверям с чтением: «Ныне отпущаеши» и клал ее у дверей. Затем читал молитву (ныне 3-я). После этой молитвы мать воцерковляемого делала сорок поклонов пред иконой Богоматери и затем брала своего ребенка. Священник после этого говорил отпуст.

Молитвы, читаемой ныне четвертой, и слов священника: «Воцерковляется раб Божий» по-прежнему в этом чине не существовало.

В XVI веке порядок воцерковления остается таким же, каким он был в предыдущие два века. Но в некоторых памятниках этого времени указано после «ныне отпущаеши» читать Трисвятое по «Отче наш», тропари: воскресный, крещения, Богородичен и молитву на главопреклонение.

В этом случае, если новорожденное дитя умерло раньше 40-го дня, первая очистительная молитва, матери, как и теперь, читалась только до половины.

Глава 1. Богослужение Таинства Покаяния

Символика Таинства

В Таинстве Покаяния христианин, исповедующий свои грехи, при видимом прощении их, получает от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Делается это с целью сделать очевидным те блага Спасения, которые дарует людям Христос.

Грехи, совершенные человеком после Крещения, отчуждают его от жизни Церкви и лишают «живого ощущения Бога, исходящего из глубины его сердца» (Е. Трубецкой. Смысл жизни. М., 1918, с. 80). Закон греха подталкивает человека растрачивать дары Божии впустую.

Сам человек не может излечить себя от греховного недуга. Исцеление греховных навыков радуется кающемуся в Таинстве покаяния благодатию Святого Духа. Купель милосердия Божия, в которую погружается душа в Покаянии, подает человеку дар благодати, способствующий врачеванию совести от греховных ран и освобождения воли от наклонности ко злу.

В совершении Таинства Покаяния особое значение отводится священнической власти пастыря Церкви. Молитва его, слово убеждения, основанное на Евангельской истине. Укрепляют стремление кающегося возродить свою верность Христу. Священник наделен властью возбранять вход в жизнь Царства Божия нераскаявшимся грешникам подобно Херувиму с племенным оружием (Быт. 3, 24). А за тех, кто приносит искреннее покаяние в грехах, он ходатайствует о прощении, примирении со Христом и восстановлении завета с Богом на жизнь, согласованную с Его волей.

Священник соучаствует в покаянном процессе преодоления греха пришедшим на исповедь. Прощая и разрешая от грехов, он способствует тем самым осознанию кающимся своей сопричастности к благодатной жизни Царства Небесного, выявлению воли Божией о себе и обнаружению дара Божия к исправлению. В результате человек переживает духовное пробуждение и радость от соприкосновения души с Жизнью Божией. Дух человека получает силу различать и постигать жизнь Церкви «в богослужении, святых отцах, старчестве, монастырях, ревностных мирянах... и во всем, на что многообразно пролился Дух Божий на земле со времен Святой Пятидесятницы» (Мансуров С., свящ. Очерки из истории Церкви. Бог. Труды М., 1971, с. 91). Понимание жизни Церкви помогает покаявшемуся человеку созидать и свою жизнь по заповедям Божиим.

Искреннее раскаяние, устное исповедание грехов, предстояние пред Богом в Таинстве приносит человеку внутреннее удостоверение, что он освободился от грехов. Освященным, оправданным сердцем он воспринимает от священника совет, наставление, епитимию, руководствуясь которыми он может укрепить в себе полученное в Таинстве понимание и переживание Правды Божией о себе, о направленности своей личной жизни.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!