III.  КОРНЕЛIЙ ТАЦИТЪ  О  ГЕРМАНАХЪ. 5 страница



Иду по едномъ, оружiе несуче,

Пркни ида коло обета богомъ славу глашаше».

Обеты подъ древами, во имя боговъ покровителей — patroni, напоминаютъ следующiя вирши, поясняющiя и слова Тацита о священныхълесахъ:

И выгнали (враги) изъ хаевъ (хвой, леса хвойные) всехъ крагуевъ,

И каки бози въ чужой власти,

Такимъ се кланяти зде,

И имъ обечати обетъ,

И не смети се бити

Въчело предъ боги,

Ни въ сумерки имъ давати ести ;

Камо (куда) отикъ (отецъ) даваше кормы богомъ

Камо къ нимъ глашать ходива се,

Посеваху все древа

И розрушиху все боги.»

 

(*) Жители этой Буковины называются у Аммiана Bucinobantes — т.е. Буковинцы.

(**) й , значитъ также дивный, divine, celestical, beautiful, charming, отъ  — божество,  — божественная, дивная, дева.

Здесь ясно что посечены не простыя древа; но древа рода насажденныя и возникшiя на могилахъ предковъ. При нихъ были безъ сомненiя и изображенiя божествъ, покровительствующихъ каждому роду: что понятно изъ следующихъ виршей(*).

Подо все древа

Взложи обеты богомъ.

X. «Особенно соблюдаютъ они гадашя и жребiи. Обычай бросанiя жребiевъ простой. Нарезавъ изъ ветви плодоноснаго дерева жребiевъ, и сделавъ на каждомъ отметку, бросаютъ ихъ на чистую полость. Потомъ, при общественномъ деле местный священнослужитель , а при частномъ отецъ семейства, помолясь Богу, и поднявъ глаза кънебу, беретъ одинъ изъ жребiевъ, три раза воздымаетъ его и объясняетъ значенiе заметки. Если жребiй не выпалъ, то уже ни въ какомъ случае о томъ же деле не повторяютъ бросанiя: если же жребiй выпалъ, то онъ требуетъ подтвержденiя предзнаменованiемъ (auspiciorum fides), выводимымъ изъ крика и полета птицъ и обычнаго только у нихъ гаданiя и предсказанiя по лошадямъ. На обпцй счетъ они содержать въ рощахъ и лесахъ белыхъ коней, заповеданныхъ для мiрскаго употребленiя. Когда ихъ запрягають въ священную колесницу, тогда жрецъ (sacerdos) и царь или старейшина города, сопровождая ихъ, замечаютъ ржанiе. Выводимому изъ этого предзнаменованiю веритъ не только простой народъ, но и вельможи и жрецы: они полагаютъ, что кони, служа божеству, составляютъ и поверенныхъ божества.

У нихъ есть еще другой родъ гаданiя, употребляемый для предузнанiя успеха решительныхъ битвъ. Они стараются добывать пленнаго изъ рядовъ непрiятельскихъ, и выбравъ одного изъ своихъ воиновъ, выводятъ ихъ на поединокъ, каждаго съ обычнымъ въ его стране оружiемъ. Победа тою или другаго служитъ предзнаменованiемъ, чья сторона победитъ.»

Обычай бросанiя жребiя ведется по ciе время въ народе, и опиcaнiе его приблизительно верно. По ciю пору жребiй падшiй на чью нибудь долю, сопровождается иногда гаданiями о счастiи этого жребiя, и добрыми или недобрыми предзнаменованiями, выводимыми суеверiемъ изъ полета и крика птицъ. О гаданiяхъ объ ycпеxе рати по ходу белаго коня, посвященнаго Световиду или Световичу, правой или левой ногой ступить онъ чрезъ копья, упоминаетъ Мавроурбитъ при oпиcaнiи обычаевъ Русиновь (Ругянъ) Балтiйскихъ.

Содсржанiе белыхъ коней дляколесницы божества, относится въ духовномъ значенiи къ Вишну; въ стихiйномъ къ ИндреIOmpo6oгy; а въ обоготворенiи лика победы, къ тысячеглавому и тысячерукому Арджуне или Арьюне. Общее имъ свойство , , , т.е. светоконный, белоконный.

Решенiе битвъ поединками, или рукопашнымъ боемъ избранныхъ съ обеихъ сторонь, нисколько не было гаданiемъ, какъ описываетъ, не понимая дела, Тацить; но было древнейшимъ обычаемъ, при встрече главныхъ силъ, для предупрежденiя кровопролитiя, или для pешенiяпобеды судомь Божiимъ. Иногда выходили на поединочный бой, или борьбу сами Князья, какъ напримеръ Князь Мстиславъ Тьмутараканскiй съ Княземъ Косожскимъ Редедей. Иногда выбирали съ обеихъ сторонъ известныхъ силачей, или бойцевъ, какъ решена была въ 993 году победа Владимира Великаго надъ Печенегами.

XI. «Въ незначителыныхъ обстоятельствахъ решаются дела совещанiемъ старейшинъ (principes — князей); при обстоятельствахъ же важныхъ — общимъ голосомъ; но во всякомъ случае общее народное решенiе обсуждается старейшинами. Кроме особенныхъ случаевъ и делъ,не терпящихъ отлагательства, они сходятся на сонмы въ определенные дни при нарожденiи месяца, или въ полнолунiе, полагая это время благопрiятнейшимъ для начинанiя делъ. Они считаютъ время не днями, какъ мы, а ночами. Этотъ счетъ у нихъ и въ посстановленiяхъ и въ условiяхь; они думаютъ, что ночь предшествуетъ дню. Происходящее у нихъ зло отъ произвола состоитъ въ томъ, что на сеймы сходятся они не въ одно и не въ назначенное время, но губятъ два, три дни медленностiю сбора. Когда сеймъ собрался, все занимаютъ места, вооруженные. Священство, по данному ему праву сохраненiя порядка, возлагаетъ на всехъ молчанiе. Потомъ царь, или старейшина по летамъ, породе, отличiямъ военнымъ, или красноречiю, начинаютъ слово, и его внимаютъ, более по силе убежденiя, нежели по силе власти. Если решенiемъ не довольны — отвергаютъ шумнымъ ропотомъ; согласiе же свое выражаютъ стуча бранями (frameas concutiunt);(**) и это составляетъ почетнейшее выраженiе согласiя.»

XII. «Въ эти собранiя можно вносить жалобы и обличать въ преступленiяхъ. Наказанiя различны по мере проступка. Злодеевъ и беглыхъ вешаютъ на деревьяхъ; трусовъ, безчестныхъ и распутныхъ топятъ въ болотахъ и трясинахъ и набрасываютъ сверху хворость. Цель этого различiя наказанiй кажется составляетъ то, чтобъ казнь злодеевъ выставлять на видъ, а казнь за постыдныя преступленiя таить отъ взоровъ. Кроме того существуютъ у нихъ и слабыя наказанiя за различные проступки: виновные приговариваются къ пени числомъ лошадей и рогатаго скота; одна часть взысканiя идетъ въ пользу царя или города, другая въ пользу истца, или его родныхъ. Въ этихъ же сеймахъ избираютъ и старейшинъ для суда въ погостахъ и весяхъ (pagos vicosque). Каждому дается сто человекъ дружины (кметовъ — comites) изъ народа, дляпорученiй и для почета.»

(*) Вирши, отъ вершитъ, выражать — wirazit; отсюда versus, vers стихъ, строфа.

(**) Явно что framea не копья, не пики, какъ переводятъ. Обычное оружiе, постоянно носимое боярами, а следовательно и на сеймахъ, какъ уже мы сказали, была bran pri boku.

Упоминаемые Тацитомъ собранiя назывались у Славянъ радами (отъ рядить) и снемами (оть сняться, сойтиться, совокупиться). Подъ именемъ princeps, должно понимать Князей; подъ именемъ избираемыхъ дляуправленiя областями — посадниковъ. «Русская Правда» Ярослава, какъ единственный сохранившiйся образецъ древнихъ Славянскихъ, уставовъ о наказанiяхъ и пеняхъ, поясняетъ слова Тацита, а вместе съ темъи поясняется по его описанiямъ. Напримеръ, досихъ поръ непонятно было, что значить «вервъную платити, въ которой верви голова лежитъ». Тацитъ поясняетъ это, упоминая, что за уголовное делo преступники вешались надереве. Сыновья Святослава, Князья Изяславъ, Святославъ и Всеволодъ и мужи ихъ Коснячко, Перенегъ, Микифоръ Кыянинъ и Чюдинъ Микула «на совете отложиша оубьенье за голову: кунами ся выкуплять.» Этотъ то выкупъ отъ петли верьвы, въ которую клалась голова, и назывался верьвнымъ.

XIII. «Какъ пpи общественныхъ такъ и при частныхъ радахъ, они всегда вооружены.(*) Но по уставу, нельзя воздевать оружiя до техъ поръ, покуда гражданство не признаетъ достойнымъ. Тогда въ самой paде, старшина, или отецъ, или одинъ изъ родственниковъ, снаряжаютъ юношу щитомъ и| мечемъ (или framea — бранью — секирой). Это составляетъ родъ нашего облаченiя въ тогу, и первую cmeпень noчema юношеству, поступающему изъ членовъ семьи въ члены государства. Высокая порода и заслуги родителей даютъ право на почетныя званiя и сыновьямъ, и къ нимъ въдружину поступаютъ возмужалые и опытные, не видя въ этомъ никакого стыда. Эта дружина имеетъ степени звaнiй, подразделяемыя по ихъ соображенiямъ. Между дружинниками, большое соревнованiе занять первое место при князе: (princeps); а между князьями — иметь большую дружину и храбрейшихъ ратниковъ. Знаменитость и могущество требуютъ у нихъ обстановки огромной свитой (дружиной) избранной молодежи: это служитъ почестью во время мира и охранной стражей во время войны. Многочисленная и храбрая дружина (князя) составляетъ славу не только въ собственной его области, но и въ окрестныхъ: его союза заискиваютъ посольствами, честятъ дарами, и часто одно знаменитое имя его решаетъ войну.»

Тацитъ не могъ лучше описать Русскихъ Князей и дворы ихъ, отроковъ, составляющихъ телохранителей, дружину подразделявшуюся на полки, тысячи, сотни и десятки, разряды чиновъ и должностей, и обрядъ постриженiя на право сесть на коня и на перепоясанiе мечемъ, — обрядъ, совершавшiйся въ княжескихъ родахъ, какъ сказано и въ законахъ Ману, черезъ три года отъ рожденiя.

XIV. «Въ битве, для князя постыдно уступить кому нибудь въ храбрости, для дружины постыдно не подражать въ храбрости князю. Но величайшiй стыдъ и безчестiе на всю жизнь оставить на поле сраженiя князя и пережить его. Священнейшая клятва ихъ охранять его, защищать и приписывать свои подвиги его славе «Князь сражается за славу, дружина за Князя.»

Не обычную ли клятву русскихъ воиновъ Тацитъ передаетъ намъ: «где твоя голова Княже ляжетъ, тутъ и свои головы сложимъ!»?

Кметы (comites) Kypcкiе, по общему русскому выраженiю «искали въ битве: себе чести, князю славы.»

«Если въ родной стране ихъ водворяется продолжительный миръ и cпoкoйcтвiе, то большая часть благородной молодежи (pluritque nobilium adolescentium) отправляется въ те области, которыя ведутъ съ кемъ нибудь войну; ибо этихъ людей миръ не вознаграждаетъ ничемъ, а посреди превратностей для нихъ более случаевъ прославиться. Сверхъ того большую дружину безъ добычи и войны нетъ средствъ удовлетворять, потому что она требуетъ отъ князя (princeps) снабженiя каждаго, воина ратнымъ конемъ и кровожадной победоносном секирой(**); сверхъ того, столь, хотя не пышный, но вдоволь изготовленный, идетъ въ счетъ жалованья. Средства же роскоши добываются только войной и добычей. Ихъ (т.е. дружину) скорее вызовешь на врага и на раны, нежели пахать землю и ожидать урожая: имъ кажется ленью и безпечностью пpioбpетeнiе пόтомъ того, что можно добыть кровью.»

Слова Тацита «ingrata genti quies» переводчики относятъ къ целому народу, между темъкакъ они относятся только къ дружинамъ. При Князьяхъ Русскихъ, кроме наемныхъ воиновъ, состояли отроки, или телохранители изъ княжатъ и боярскихъ детей, которыхъ Тацитъ и называетъ nobilis adolescentia. Такъ напримеръ, при Князе Борисе Владимировиче, въ числе отроковъ предстоящихъ ему, былъ Георгiй, родомъ Угринъ, на котораго онъ возложилъ, какъ почетный знакъ, золотую гривну, или ожерелье. Собственно сословiю военному и естественно было искать войны, которая была его деломъ. О наборе и содержанiи дружины упоминается въ дрсвнихъ Русскихъ стихотворенiяхъ, о богатыре Волхе Всеславиче.

«И сталъ онъ Волхъ дружину прибирать;

Дружину прибиралъ въ три годы,

Онъ набралъ дружины себе семь тысячей...»

Волхъ поилъ кормилъ дружину храбрую

А все у него были яства переменныя,

 

(*) Res pub1ica, res privata. Cлoво Res есть тоже что рада, rzeza , речъ, рядъ. — Здесь Тацитъ вообще говорить обь обычаяхъ воеводскихъ управленiй, на границахъ.

(**) Объ этой обычной раздаче оружiя и коней, упоминаетъ летопись Нестора: «И людiе кiевстiи прибегоша къ Кiеву и сотвориша вече на торговище, и пославшеся ко Княземъ глаголюще: вдай Княже оружья и кони, еще бьемся съ ними.»

Переменныя яства сахарныя;

Обувалъ, одевалъ добрыхъ молодцевъ:

Носили они шубы соболиныя,

Переменныя шубы-то барсовыя.

Вообще слова Тацита о военныхъ обычаяхъ напоминаютъ обычаи собственно Руссовъ или войсковыхъ сословiй посреди племенъ Славянскихъ. Въ нихъ видны дружины, полки, витязи, богатыри, кметы (названiе принятое отъ римскаго comites и заменяющее дружину; впрочемъ можетъ быть и коренное Славянское, происходящее отъ слова конь, комонъ,комонъство). Къ пограничнымъ Сайванскимъ воеводствамъ относится и названiе Варяговъ (отъ й — воинъ); изъ коихъ Сайвано-Гальскiе союзники Рима, приняли назваше Франковъ, по произношенiю Φαραγγοι (фаранги); a пpoчiе, въ последствiи по Готскому произношенiю, назывались: Wargur, Wagheren, Wäringi, Вагры. По Птоломею, они же вероятно и Vargiones.

XV. «Время, въ которое не ходятъ на войну (зимнее), они проводятъ частiю на охоте, но преимущественно въ безделье, любя беззаботность и пиры. Могучiе и воинственные, въ полномъ бездействiи, предаютъ домъ, семейство, возделыванiе полей, заботамъ женъ, старцевъ и вообще слабейшихъ изъ членовъ семьи, сами же прозябаютъ. Удивительное противоречiе природы: какимъ образомъ одни и теже люди могутъ любить безпечность, и въ то же время ненавидеть миръ? Въ обществахъ ихъ ведется обычай, что каждый добровольно приносить князю дарь отъ стадъ своихъ или произведенiй земли. Это принимается, какъ знакъ благоуваженiя, а также удовлетворяетъ и потребностямъ. Ихъ льстятъ особенно дары соседнихъ народовъ, которые присылаютъ не только отъ лица, но и отъ областей, отличныхъ коней, великолепное оружiе, сбрую и дiадимы.(*) Теперь они привыкли принимать въ даръ и деньги.»

Въ этой XV главе Тацитъ продолжаетъ описывать быть собственно князей, бояръ и дружинниковъ, а не вообще Германовъ, и въ, этомъ значенiи его описанiя верны; между темъ какъ относимыя къ Готскому мipy, резко противоречатъ и нравамъ и обычаямъ его.

XVI. «Германы, какъ известно, не живутъ городами, не терпя сплошныхъ зданiй. Жилища ихь отдельны одно отъ другаго и разбросаны, какъ кому по нраву, при истокахъ, въ поляхъ, или въ лесахъ. Веси (или улицы — vicos) размещаютъ не по нашему обычаю, не сплошными зданiями и не въ рядъ: каждый ихъ домъ окруженъ некоторымъ пространствомъ земли, въ охраненiе ли на случай пожара, или по неуменыо строиться. Не употребляютъ ни кирпича, ни черепицы подобно намъ; но употребляютъ на все (т.е. на стены и крыши) дерево (materia ad omnia utuntur) безъ наружнаго вида, безъ украшенiй и безъ разнообразiя (подразумевается въ иостройке). Некоторыя части (строенiй) они тщательно раскрашиваютъ землею, съ такой чистотою и блескомъ (ita pure, вместо pura,) что это уподобляется разрисовке красками и очертанiямъ кисти. У нихъ также въ обычае строить землянки, которыя они покрываютъ сверху кучей навоза; это ихь прпбежище на зиму и ихь закормъ; тутъ длянихъ не столь чувствителенъ жестокiй холодъ, а въ случае нашествiя ненрiятельскаго, все , что наруже, можетъ подвергнуться грабежу, все же, зарытое въ земле, остается неизвестиымъ и минуется по необходимости отыскивать.»


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!