III.  КОРНЕЛIЙ ТАЦИТЪ  О  ГЕРМАНАХЪ. 8 страница



 

(*) Вставка буквв «Н»(нашъ) какъ въ назв. Угры — Унгры, Ungares, Hungares, по Чешски Uher, Uhоr. По обычн. изм. буквы«У» въ«В»: Укране, Вкране, Угры, Вегры, Вагры.

(**) Слово εγρтъ, въ Малоросс, и Молд. отара, Heerde; Horde, Орда.

(***) Во всякомъ случае Влаховъ Дунайскихъ должно разделить на Влаховъ пастырей Римскаго поселенiя, слившихся съ поселенными легiонами, и на Влаховъ (Бельговъ) Болгаръ, пришедшихъ съ севера во время голода въ 4-мъ столетiи, и другихъ Болгаръ, Влаховъ, пришедшихъ съ Волги, во время распространившихся тамъ победъ Магометанизма.

(****) Отъ Слав. Marek. Магес.

XXX. «За ними начинается населенiе Чеховъ (Catti, Caiti, Саeti, Chaeti, Chatj, Ghaetos, Caetos, caeti), при Горичанскихъ лесахъ (Saltus Hercynius). Местоположенiене низменно и не болотисто, какъ прочiя облаcmиГерманiи; въпротяженiи онаго холмы постепенно изчезаютъ, и Горичанскiе леса, следуя совокупно съ населенiемЧеховъ, вдругъ уклоняются отъ нихъ Чехи (Чеси, Часи) народъ крепкаго сложенiя, статный, гордой наружности и могучей силы духа, какъ Германы, они замечательно здравомыслящи и умны въизбранiи предводителей, въ покорности къ нимъ, въ сохраненiи порядка, въ уменiи пользоваться обстоятельствами , въ воздержанiи порыва къ бою, въраспределенiяхъ во время дня, въпредосторожностяхъ во время ночи, въ правиле: не полагаться на счастье, но на доблестное мужество; и что необыкновенно и можетъ быть только следствiемъ понятiй о военной науке: полагаться более на предводителя, нежели на войско. Вся ихъ сила состоитъ въ пехоте. Каждый пехотинець, кроме вооруженiя , несетъ на себе железныя, рабочiя орудiя (ferramentum) и продовольcтвiе. Словомъ, кажется,что все npoчiе (Германцы) выходятъ только на сраженiе между темъ какъ Чехи снаряжаются на войну. Они редко делаютъ набеги и внезапныя нападенiя; впрочемъ эти набеги, чтобъ сорвать победу, или при неудаче быстро отступить, свойственны только коннице. Торопливость близка къ страху; медленность свойственна настойчивости.»

Изъ этой и последующей главы мы видимъ, что Caeti, Chati, Chaetos, Caetos, Caiti т.е. Чехи, Часы, Чеси, есть постоянное пехотное войско, полки строевые. Протяженное населенiе ихъ по высотамъ ограничивавшимъ Римскiя владенiя, составляютъ размещенiе полковыхъ Краинъ (укроевъ, округовъ), на которые Чехiя разделяется и поныне.

Следя за переселенiемъ племенъ Савинскихъ изъ Италiи въ Альпы и за Дунай, следуетъ припомнить о Casci, становавшихъ въ области Reate (Rosea, Roseae Campus): «Въ Reate, въ Савинiи, въ земле Марсовъ, Римляне встретили Casci, покорили ихъ или прогнали. (*)

Если Сайваны имели строевую пехоту, свои когорты,(**) то безъ сомнeнiя названiе ея соответствовало назначенiю. Старинное слово чета, знач. acies instructa, cohors, полкъ, рота, рать, въ значенiи сочетанiе, coбpaнiе: чесити — собирать (***). Чети, Чеси, Часи, значило следовательно сборные. Чекъ — место сбора, и след. ожиданiя.Слово чета въ Чешскомъ языке, изменяется въ cech въ Лат. соеtus, collegium, откуда слово цехь;cechowui — принадлежащiй къ чети, къ цеху.

По всемъ соображенiямъ, которыя постепенно объяснятся, главный владетельный родъ Славянъ былъ Юрьевскiй, ведущiй свое родоначалiе отъ божества победъ  (`Αρησ, `Ηρωσ, Heros, Яро, Юрiй). Его владенiя образуютъ Раджiю — Русь. Въ Rhaetia, Юрьевская область (Великокняженiе) носить искаженное Римлянами названiе Raurica, Augusta Rauracorum; на новоселье же, за Чернымъ лесомъ, въ Туринской (Thurmgen) области, иначе искаженное названiе: Херускида.

Здесь граница противъ Римлянъ, по Майну, Радунице, и до Дуная, могла быть защищена только пехотой. Ее и занимаютъ Caeti — Чети, или Чеховые полки, разумеется составляя особенное воеводство на земле податныхъ жителей.

Въ стихотворенiи «Судъ Любуши» которая жила въ начале 7-го столетiя, упоминается о приходе Чеховыхъ полковъ подъ предводительствомъ Попела, и объ овладенiи местностiю нынешней Чехiи:

«Люты Χργдοсъ на Олаве-криве,

На Олаве-криве, златоносиe,

Стоглавъ храберъ на Раддуже хладие (на р. Радунице);

Оба братри, оба Кленовича,

Рода стара, етвы (ветви) Попелово (****)

Енже (иже, онъ же) прiйде съ плъкы Чеховыми,

Все же жирне власти простеръ рекы, (т.е. всюду великой власти простеръ руки.)

XXXI. «Также следующiй обычай, который у другихъ Германскихъ народовъ исполняется при редкихъ и частныхъ случаяхъ оказанной храбрости, у Чеховъ составляетъ условiе общее: а именно, при возмужалости отращать волосы и бороду, и не иначе обривать ихъ, по обету и обязанности воина, какъ низложивъ врага. На крови и на добыче обнажаютъ они чело свое отъ волосъ,и единственно съ этой поры считаютъ уплоченнымъ долгъ родителямъ и являются достойными отчизны и предковъ. Безсильные же и неспособные къ войне, остаются навсегда небритыми.»

 

 

(*) Hist. Rоm. Nirbuhr. Titelive. I. 38. II. 16.

(**) Cohors, произх. отъ со: (Русск: со) и hortus — градъ, градина; след. соградья, согражданства; ибо каждый полкъ у Сайванъ, какъ упоминаетъ а Тацитъ, состоялъ изь соградныхъ, единонлеменцевъ.

(***) Лекс. Треязыч. и Слов. Церк. П. Алексеева.

(****) Разумеется, что это не Popiel, король Лешскiй IX стол., который однако же могъ происходить отъ этой же династiи. Родоначалiе это кажется происходить отъ Попилiя Лэна, консула изъ священствующаго рода (за 350 летъ до Р.X. до выхода Савинъ изъ Италiи), происходящаго вероятно отъ Помпилiя (Popilius, Pompilius).

Такимъ образомъ толкуетъ Тацитъ древнiй Русскiй обрядъ постриговъ и посадки на коня сыновей княжескихъ, Боярскихъ и вообще Руси; такъ понимаетъ онъ и простой обычай arevelare frontem» у поступающихъ новобранцевъ въ постоянные строевые полки, которые существовали изкони. На примеръ, В. К. Ольга, возвратясь съ войны противъ Древлянъ «пристрои воя на прокъ.» т. е. учредила постоянныя войска.

Варяги, т.е. наемные воины, стражи, solidati, отправляясь изъ своихъ украинъ и станицъ, во время мира, на военную заработку, также составляли дружину, обученную строю; какъ пехота, при исполченiи дружины, становились они въ срсдине боеваго строя: «Ярославъ же выступи изъ града и исполчи дружину, и постави Варяги посреди, на правой стороне Кiяне, а на левомъ крыле (относится къ коннице) Новгородцы, и сташа предъ градомъ.»

«Храбрейшiе сверхъ того носятъ железный обручь, какъ оковы (что считается у народа иостыднымъ), покуда не освободятся отъ него убiенiемъ врага. Большей части Чеховъ нравится этотъ обычай и они до глубокой старости носятъ этотъ знакъ, отличающiй их и у непрiятелей и у своихъ. Во всехъ сраженiяхъ они начинаютъ битву, всегда въ передовомъ строю, и наружность ихъ поразительна. Даже во время мира взоръ ихъ не смягчается. Они не имеютъ ни домовъ, ни полей, и ни малейшей о чемъ нибудь заботы. Куда приходятъ, тамъ и получаютъ продовольствiе. Роскошествуютъ чужимъ добромъ, пренебрегаютъ своимъ собственнымъ покуда хладная старость не сделаетъ ихъ неспособными къ этому суровому мужеству.»

Изъ этого описанiя просто и ясно видно, что Чехи, составляли войска, размещаемыя на постой между жителями. Ихъ бытъ совершенно войсковой. Тацитъ, и вообще древнiе историки не обращаютъ вниманiя на Сайванскiя народныя сословiя и смешиваютъ бытъ казачествующей земщины, по Украйнамъ, съ бытомъ селянъ и поселянъ. Жизнь Сайванъ въ недрахъ страны, обезпеченныхъ отъ нашествiя Римлянъ, имъ была совершенно неизвестна.

Тацитъ далъ свое значенiе обручу, который вообще у Славянскаго войсковаго сословiя, у Руси, у Варяговъ, Варязей, Фрязей, или по Гальскому произношенiю Франковъ (Franci, Franqui, Φράγγοι, Φαργάνοι, Βάραγγοι) былъ обрученiемь или обреченiемъ себя на верную службу.

Обручи эти, находимые во множестве въ могилахъ (курганахъ), на весмъ пространстве населенiя Славянъ по Европe, суть , знаменiе, знакъ веры, обета. Они безъ исключенiя свивались изъ трехъ-проволокъ, въ виде змеи — сарпа, но были не железные, какъ. пишетъ Тацитъ, а серебряные съ примесью,(*) въ роде плохаго серебра, действительно похожаго на железо. Ошейные обручи, ожерелья, назывались, какъ уже мы упоминали, гривнами й .

Те и другiе были признаками служенiя (servio), охранешя (servo), словомъ стражи (servans). Hocившiе ихъ и составляли ограду, ободъ, поясъ (е-chorpc, serta) области или государства, образуя собою градъ, котораго живая стена уподоблялась свернувшейся въ обручь змее».

Следъ этихъ знаковъ сохранился въ цатахъ,(**) гривнахъ, и начальничихъ знакахъ службы (hausse-col).

XXXII. «Въ соседстве Чеховъ, где ложе Рейна становится определеннее и река составляетъ сама по себе уже надежную границу, живутъ Usipi (Usipii, usippi; но Птоломею Ουισπα, Vispi; пo Страбону Νουσίπων) и Tungri (Tencteri, Tenetri, Teneteri, Tenecteri, Tenteri, Theneteri, Thencteri, Teucteri; въ греч. тексте Птоломея Τίγγρα, т.е. Тингры, замененное въ латинскихъ переводахъ и на картахъ посредствомъ Tingeri, Tenceri, Tencteri.(***). Въ Дiоне Kacciе Τέγнρητα).

Tungri сверхъ обычной воинственной славы отличаются и искуствомъ коннаго строя. Слава о достостоинстве пехоты Чеховъ не превосходить славу конницы Туричей. Такъ учредили предки, потомки имъ подражаютъ. При настойчивости старцевъ, наездничество составляетъ забаву детей, соперничество юношей.

Кони переходятъ въ наследiе, какъ челядинцы, дома и пpoчiя вещи. Наследуетъ ихъ сынъ, но не старшiй, иаследующiй все прочее, а храбрейшiй на войне и лучшiй наездникъ.»

Возстановляя Греч. текстъ Птоломея Тшгри, Дiона Тенгричи, и Тацита (§ 11.) Тунгры, представляемъ следующiя законныя на то причины. Тацитъ пишетъ:

 

 

(*) Можно полагать, что въ этотъ составъ входила некоторая часть золота, большая часть серебра и часть соединяющаго металла. В  значитъ также золото, славγ, celebriti. Лат. слово сelebris - знаменованный, имеетъ отношенiе къ сарпа, къ сребро и кажется къ знаменованному древнейшему военному сословiю Срб. Гарγдха — павлинъ, на которомъ едетъ Вишну въ свойстве победы, какъ символъ победоносной paтu, имеющей подобiе крылатой змеи, называется . Гарγдаха и есть собственно драконъ (по Слав. Drak, sarkan, шарка, serpens), которому уподобляется рать имея голову, хвостъ, и крылья, состоящiе изъ конницы.

(**) Цата (четь) въ счете соответствуетъ гривне (закл.10 частей); разделенiе войсковыхъ чemeй былодесятичное:  десятокъ,  т.е.  или  — сто) и  — десять сотъ.

(***) Въ изд. Н. Petro, 1540. на карте Tingeri, соответственно Греческому Τίγγροι, но въ текстеТеnсеri. Въ изд. Меркатора á Реtrо Montano (1605), въ Латин. переводе Τίγγροι зaмeненo посредствомъ Tenceri; а въ прокладке на карту Tencteri.

«Ceterum Germaniae vocabulum recens et nuper additum; quoniam qui primi Rhenum transgressi Gallos expulerint, ac nunc Tungri, tunc Germani vocali sint.» На какихъ же Тунгровъ, нашельниковъ изъ за Рейна, намекаетъ Тацить? Разумеется на Тунгровъ, обращенныхъ и въ Комснтарiяхъ Цесаря въ Тенктеровъ (Tenchtheri), которые вместе съ Усыпетами (Usipetes) овладели землями Римскихъ союзниковъ Menapii, жившихъ по обеимъ сторонамъ Рейна, т.е. тамъ, где являются съ одной стороны Тунгры, подъ своимъ близкимъ къ истине именемъ, а съ другой, подъ искаженнымъ въ кодексахъ названiемъ Tenchtheri.

Происхожденiе воинственныхъ и прославившихся искусствомъ коннаго строя Тунгровъ, по всемъ соображенiямъ следующее:

Этрусски — Турены (Tyrrheni), Tusci, Tusici, Turici — составляли некогда обширное населенiе Южной Рецiи (Est-Rasia).

По удаленiи изъ Италiи отъ ига Римлянъ, они явились въ Альпахъ подъ названiемъ Ретiйцевъ Туричей — Taurisci, и по прежнему Tusci, когда покоренная часть населенiя Лангобардами, прозвалась Tuscia.

Округъ ихъ населенiя простирался отъ р. Падова за Альпы, и повсюду следы прозвища:

На p. Duria (Тура), въ вершинахъ р. Падова, при впаденiи р. Мала (Mala) текущей отъ верховьевъ р. Стуры (Stura) городъ Turin, Taurinum, Turingia; жители Taurini, Turingi (древ. Taurusci). Ниже, на p. Tessin городъ Ticinum, Tessino ешинъ).

Между p. Russ и p. Tura, впад. въ Рейнъ, ниже Озера Venetus — городъ и округъ Tigurum изм. въ Turegum, Тurecum, а наконецъ Zurich. Жители Tigurini, Turegi; Turici.

Близь р. Тесны, впадающей въ верховье Рейна, подъ горой Strela, городъ Chur. Въ верховь Роны — Tournaja.

Въ p. Inn (Oenus) впадаетъ яръ Tesna, а при впаденiи Sala и Salza, г. Turo.

По покоренiи Римлянами Альповъ, какъ Rhaetia, такъ и Taurisci, Turici, Turingi, должны были перебраться на северъ, за Дунай. Здесь и являются владетельные Χαιρουσιнοι, Che(t)rusci, и въ тоже время, подъ Чернолесьемь (*) же, Тиrопi и Teuriohaeme прояснившiеся уже въ среднiе века подъ названiемъ: Thuringia, по Слав. Turinska zem, Turinek, и жители Turincane, Turinsti (**).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!