III.  КОРНЕЛIЙ ТАЦИТЪ  О  ГЕРМАНАХЪ. 1 страница



I. «Пределы Германiи со стороны Галлiи, Рэцiи и Паннонiи составляютъ Рейнъ и Дунай. Со стороны Дацiянъ и Сарматъ — подвижныя границы и горы. Остальное пространство опоясываетъ Океанъ, образующiй длинный заливъ и обширные острова, въ недавнемъ времени открытые съ некоторыми изъ народовъ и царей, проявившихъ себя во время войны.

Рейнъ, низвергающiйся съ неприступныхъ вершинъ Альповъ Рэцiи, склонясь къ западу, впадаетъ въ Северный Океанъ. Дунай же, спокойно изливаясь съ отлогаго ската горы Аrbопе (Arvone), протекаетъ мимо многихъ народовъ и наконецъ впадаетъ въПонтiйское море (Черное) шестью устьями: седьмое же изчезаетъ въ болотахъ.»

Хребетъ Arvuna, покрытый Чернолесьмъ — Sylva nigra, въ рукописяхъ Тацита пишется различно: Arbone, Аrпоbае, Arnibe; въ Птоломее Άβνοβαία и Αυνοβαία öρη. Мы предпочитаемъ чтенiе Arbone, или Arvone, по следующему соображенiю. Протяженiе этихъ горъ, между Рейномъ и вершинами Дуная, населяли Сайваны (Svevi, Suiгones, Σουηβών) Марсы(*), вытесненные сперьва за границы Римскiя по Майну, а потомъ перешедшiе съ Миробудомъ, (Maroboud) въ нынешнюю Моравiю и Словенiю.

Отрасль Карпатовъ, разграничивающая Моравовъ отъ Словаковъ (Slovaci), называется Бела гора (albus mons), или Welka Gavorna. т.е. Великая (Белая) Яворна. Названiе Яворна (по яворовому или габровому лесу Gabrowy hay) могло бьть и названiемъ области подобно Буковине (Buchovia sivc Fagonia) къ северу отъ Майны, и другой Букавине между Днестромъ и Прутомъ. Cabrela silva (Gabrowy hay, Gabrica) известный и Cтpaбoну, составляетъ продолженiе Arbona mons sive Marciana Sylva; и потому названiе Arvona могло образоваться изъ Яворна. Самая высокая гора этого хребта, надъ Фрейбургомъ (Devona) называлась Peleus mons, ныне Belcke (welka), Belhon, Balon, Hohen Blauen елая).

Въ дополненiе, древнiй городъ Марсовъ, Девинъ (Devona), на Рейне подь горами Arbona, переименованный въ Freyburg, какъ место поклоненiя Деванъ (Моржанъ), повторяется подь темъ же названiемъ Девинъ, Девейградъ, Девичь градъ, Девино — на Эльбе, на p. Teйе; въМоравiи и у подножiя Яворны, на Дунае, (см. карту). Такимь образомъ, все данныя въ пользу названiя Arcona, т.е. Gaworna или Bela hora.

II. «Самихъ Германовъ я считаю коренными уроженцами земли, нисколько не смешанными съ иными народами, пришлыми и иноземными; ибо въ древности, народы искавшiе новыхъ поселенiй, приходили не cухимъ путемъ, а моремъ; и сверхъ того, безпредельныйи грозный Океанъ редко посещался караблями нашей страны. И ктобы, предвидя опасности ужаснаго и неизвестнаго моря, оставитъ Азiю, Африку или Италiю, пожелалъ Германiи, где природа дика, небо сурово, обиталища и виды печальной наружности, кроме уроженца этой земли ?

Въ древнихъ своихъ песняхъ, которыя составляют у нихъ единственныя преданiя, заменяющiя летопиен, прославляютъ они землероднаго бога Вишну (ViskonenTnstontuij Tristonem, Tirstonem, Tuistonem, Vistonem, Histonem,Tuisconem) и сына его Maнy (Мано, Маnuum), какъ родоначалыниковъ и законодателей.»

Вь рукописи Понтана и другихъ, текстъ следующiй: «Celebrant carminibus antiquis, quod unum apud illos memoriae et annulium genus «έ» (т.е. est). Это est заменено вь некоторыхъ спискахъ посредствомъ sit, а вь другихъ совершенно откинуто; буква же «присоединена къ следующему за нимъ названiю бога Vistonem или правильнее Visconem, какъ въ некоторыхъ спискахъ и названъ землеродный богъ. Отъ присоединенiя «и произошли Tristonem, Tuisсonеm и проч. Профессоръ же Машманъ предлагаетъ напротивъ, что глаголъ est произошелъ въ некоторыхъ спискахъ, где пишется Visconem отъ отделившейся буквы «отъ названiя Tuisconem, которая и принята за est. Но такъ, какъ Тацитъ все свои предложенiя заключаетъ непременно глаголомъ, напримеръ: «honoratissimum assensus geaus est armis laudare»; то, основываясь на этомъ, мы читаемъ: «Celebrant carminibus antiquis, quod unum apud illos memoriae et annalium genus est Visconem deum terra editum et filium Manuum originem gentis conditorisque.»

Мы уже сказали въ предисловiи, что названiе Нумы, законодателя Сайванъ Италiйскпхъ, должно быть собственно Maнy, какъ общее названiе законодателей. Его 12 таблицъ составляли и первоначальное законодательство Рима; отсюда и слова питеп, потоs, означають собственно законъ, веленiе боговъ. Измененiе Manu вь Numa есть точно такое же, какъ Слав, мяно (имя) въ nomen.

 

 

 

(*) По Цесарю, жившiе по Рейну Suevi имели 100 погостовъ (Pagos); по Тациту это же число погостовъ имели Семноны (Semnones). Семноны же, какъ мы увидимъ ниже, составляли пограничныя воеводства, власти Земщины — Zemianini, Zemani. Нетъ сомненiя, что и по Рейну, кроме жителей Сайванъ, стояла пограничная (markowa, marcanska) Земщина.

(**) Въ законахъ Ману сказано: «Я, Ману, творецъ мipa. Я, желая дать истокь роду человеческому, породиль десять великихь (Махарши) родоначальниковъ.

Обращаясь къ истоку древняго верованiя Сайванъ, Ману есть: «the legislator and saint, the son of Brama, or a personification of Brama himself, the creator of the world, and progenitor of mankind.» Dict. Sansc. H. H. Wilson) т.e. «Many есть законодатель и священное лицо, сынь Брамы, или олицетворенiе самого Брамы, творца мipa и прародителя людей».(**) Но существенное олицетворенiе Брамы законодателя есть Вишну, и онъ считается родоначальникомъ гражданскаго и войсковаго сословiя — раджанья. Тацитъ же преимущественно описываетъ обычаи и нравы пограничныхъ Сайванскихь областей, или воеводствъ.

Понимая Тримуртическiй Сиваизмъ, или Сайванство, должно понять также и то, что все эпитеты божества относятся ко всей тройственности его. , , есть названiе отвлеченнаго божества или, какъ выражается Вильсонъ: «the mystical name of the Deiti.» Вишну(*),есть воплощенный законъ, и потому къ нему относится охраненiе всего; между темъкакъ Сива есть, представитель поклоненiя и всякаго обряда, относящагося къ верованiю. Вишну есть  — прабогъ, предбытный, always, eternal; онъ есть , въ лике Кришны ,  (пастырь: собственно отъ  — крава, земля, стадо, и  — отецъ, батя; след.  — господь); ,  (откуда βασιλεύς); Балинъ или Балас велiй, болiй, названiе соответственное Велесъ и Belenus.

Руссы, гражданство Славянское, при обетахъ произносили: «да имеемъ клятву отъ бога (вышняго) и въ него же веруемъ въ Перуна (карающаго, громоносца) (**) и въ Волоса скотья бога ( ).

«Maнy приписываютъ трехъ сыновей, отъ коихъ произходятъ: живущiе близь Океана Ingevones; среднiе Hermiones (Hermemones, Hermimones, Herminones, Hermonies) npoчiе Iscevones (Istaevones, Isrenones. Instaenones).

Значенiе этихъ трехъ родоначалiй должно искать также при истоке. Народь Индiи подразделялся на сословiя Браминовъ (духовныхъ и ученыхъ), которые суть бгаранья — благорожденные — Ingenui, и произходили отъ Брамы; на Kшampiев или Раджанья — nobiles, составлявшихъ войсковое, охранительное сословiе, происходившее отъ Вишну, въ лике предводителя силъ, или , , , въ значенiи ярый (зеленый), светлый, светоконный, световодный, белоконный ; и на Й , Весь, отъ  — весь, вежа, обитель. Собственно же народа, populus, въ общемъ значенiи всехъ сословiй, и въ отдельномъ значенiи низшаго земледельческаго класса — вещественно родоначальникъ былъ Сива, къ коему относились, какъ уже мы сказали, и обряды; а равно и общее прозванiе по поклоненiю — Сайвани.

Первое сословi, какъ руководство духа народнаго, составляло такъ сказать сердцевину его разветвленiя. Второе сословiе образовало Раджiю (область, государство) подъ единодержавiемъ избраннаго наследственнаго рода , делясь на уделы областей родовыхъ или племенныхъ и воеводства пограничныя, въ укрепленныхъ местахъ Третье сословiе, собственно народъ, племена, (*), составляло земледельческiй, податной классъ — .


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!