РАДЖIЯ  —  РАССIЯ  —  ГОСУДАРСТВО,



и

ВОЕННОЕ COCЛOВIЕ

Основатель религiознаго гражданства въ Индiи, есть Вишну, въ егo аватарахъ или степеняхъ видоизмененiй. Онъ законодатель и  господь (отъ  — крава, земля, и , отецъ); онъ есть , воплощенный светъ; откуда названiе гражданскаго сословiя Ра-джа — светородный.

Изъ этого сословiя избранный, верховный Раджъ, предводитель силъ — , посвящаясь въ верховную власть — , , обоготворялся обрядомъ:

«Кшатpiя, принявшiй посвященiе, по обряду, да заботится охранять справедливостiю все подвластное ему».

 

(*) Сост. изъ предлога  — при, про и  говоръ говopeнiе.

(**) гунна, знач.: завeтъ, урядъ вещей, образецъ, правило, и также конъ , постановленiе; на примеръ въ верованiи три правила: Сатва, Раджа; Тама глав. военыхъ правилъ 6: правила во время мира, войны, похода, стана, и правила стратегическихъ движенiй и заключенiя оборонительныхъ союзовъ.

 «Мiръ безъ вдадыкъ, былъ отвсюду потрясаемъ ужасомъ; и потому Господь создалъ царя.»

«Принявъ вечныя частицы восьми божественныхъ силъ мipa, и заключая въ себе ихъ, онъ превосходитъ по освященiю всехъ смертныхъ.»

«Онъ по могуществу есть огнь, воздухъ, светъ солнца, блескъ луны, царь правды, изтокъ богатства, божество водъ, и властитель земли.»

«Никто да не осмелится сказать: «онъ такъ же человекъ»; ибо онъ есть высочайшее божество въ образе человека.»

По посвященiю Раджархь есть  или  — прiявшiй безсмертiе, divinus,(*) .

Слово  — соответ. Слав. Рядче, Radce, Рядець, въ лат. Rex; первоначально значило Родичь —Rodic—genitor, родоначальникъ.

 произносится различно. Въ Зенд. Рац, Радз, Расс въ другихъ Райя (**). область, Раджистанъ, т. е. станъ Раджи, Рассья. Отсюда становится понятнымъ значенiе слова Русь, Pyсiя, и значенiе князей Русскихъ, т.е. родовыхъ, владетельныхъ.

По Магдебурскому гражданскому праву, князья разделялись на простыхъ и Русскихъ (Rzeskich). Русскимъ княземь назывался тотъ изъ князей братьевъ, который при разделе оставался правителемъ княжества.

Rzesky stan означалъ правительственный, владетельный станъ, тоже что у Индовъ Раджистанъ.

Въ этомъ смысле и Новгородъ принялъ названiе Руси, когда съ пришествiемъ Рюрика, образовалось въ немъ правленiе. Точно также и Кiевская область, когда перешло въ нее Великокняженiе, стала называться Русью, т.е. Раджiей. Новгородцы, отправляясь въ Кiевъ, говорили, что идутъ въ Русь; потому, что Kiевъ сталъ «старейшимъ градомъ всей земли и ту достоитъ снитися и порядъ положити»

Въ Правде Русской, названiе русинъ заменялось въ некоторыхъ спискахъ словомъ горожанинъ, что и напоминаетъ гражданское сословiе раджанья, рассанья Индiи.

(***), значитъ собственно войско дружина, рать; вь религiозномъ смысле дружина Сивы. (****)вь отвлеченомъ значенiи истокъ силъ — названiе Сивы; вь простомь значенiи — военачальникъ. И следовательно , , съ измененiемъ буквы «г» на «к» (какъна пр. въ словахъ  — to advise, и  — to advise) , соответствуетъ слову князь, по старинному писанiю кънязь, княже.

Какь слово Раджъ, Рядче, Родичь вошло вь общее употребленiе и переобразовалось вь Rex, Ric, Riche, Rice, Rik, Roi, и Раджья — Рacciя, Речь, Рада, Рядъ, вь Res, Rice, Riche, Rike, Rige, Reich, Räd, Räda, (regere); такь и слово князь вошло вь употребленiе у Готовь: Cyng,Cynig, Cyning (g = ж), Kong, Kung, Kuning, Konung, Conunc. Въ женcкомь княгиня — Cuningin, Queen.

Слово  — владетель, господинъ, защитникъ, оборона ( или  — борона,  — оборона) могло измениться вь бояринъ, баринъ ( — best, exellent).

Охранное сословiе Раджанья — Рассановъ вь Индiи, было на содержанiи Раджей, подобно дружинамъ великихъ и удельныхъ Князей Руси.

Такь какъ вся земля принадлежала государству и состояла на дани возделывателей ея Вайсья (жителей всей, селянъ — , оть  — село), то существованiе войсковаго сословiя обезпечивалось жалованьемъ; а местные правители ( , по чешски правакъ, по серб, правацъ, правець) содержались поместными доходами, получая определенную долю ( ), дани ( ).

Войско состояло изъ конницы и пехоты, составляя внутреннюю дружину и пограничныя воеводства, войсковые станы. Астраведа (оружеведенiе) — военная наука, имела свои правила общихъ соображенiй войны, движенiя (стратегiю), распределенiя и построенiя различныхъ родовъ войскь (тактику).

Воинъ никогда не долженъ былъ употреблять противъ непрiятеля оружiй безчестныхъ, ни стрелъ сь зазубринами, ни стрелъ ядовитыхъ, ни стрель горючихъ.(*****)

Управленiе военнаго строя, поместiй и громадъ ( — мipъ сельскiй), разделялось на саиы, чины ( или ) или степени .(******).

 — десятокъ, десятникъ, управляющiй десятью домами, десятью деревнями, приходами — .

 — сотня;  — сотникь,

 

(*) «Les Samnites (благорожденное сословiе Савинъ Италiи) elisaient dans la guerre un chef militaire souverain, dont le titre Sabellique embrator a passé dans la forme latine. Tite-Live appelle Imperator le chef supréme des Samnites. Hist. Rom. Niebuhr.

(**) Отсюда рой (пчелъ); роиться — устроивать рой (раджiю) новаго выселеннаго пoколенiя.

(***) По коренному смыслу совокупленiе, собранiе предметовъ, количество; въ этомъ отношенiи сближается съ ,  или . У насъ въ игре конъ значитъ также постановку, рядъ, рать.

(****) Сост. изъ  — сила, войско, рать, и  — господинъ, начальникъ.

(*****) Ману. Кн. 7. § 90.  — огнестреловъ.

(******) знач. Также ступень, ступанье. , ,  и  знач. почесть, почетъ, воздаянiе, служенiе.

 — десять сотъ, тысяча.

Изъ числа чиновъ служебныхъ при дворахъ: отъ  — дворъ, дверь,  — дворец, малый дворъ; , — дворецкiй, дворникъ;  — дворянинъ, придворный.

 — рота или обетъ Раджанъ, въ Индiи совершался на оружiи, по следующему закону:

«Да клянется Брахманъ истинной слова (честнымъ словомъ)(*); Кшатрiя — конями, слонами, или оружiемъ; Вайсья — стадами; хлебомь и имуществомъ — богатствомъ своимъ; Судра — всеми гибелями.»

Этотъ законъ сохранился у Руссовъ до самаго принятiя христiанства:

«И на yтpiе призва Игорь послы и прiиде на холмъ, где стояше Перунъ и покладоша оружiя своя и щиты и золото (обручи, гривны — й — ожерелья) и ходи Игорь роте

«И на роту идутъ хранити истинну... и не преступати ничто же... а не крещенiи полагаютъ щыты своя и мечи своя наги, и обручи своя и прочая оружья и да клянутся о всехъ еже есть написана вь харатьи сей.»

«А елико ихъ не крещено есть, да не имутъ помощи оть Бога, ни оть Перуна, да не ущитятся щиты своими, да посечени будутъ мечи своими, и отъ стрелъ и отъ инаго оружья своего, да будутъ раби въ сей векъ и въ будущiй.»

Это образецъ полной клятвы, въ которой упомянуты и слова Ману (кн. VIII. § III.): «кто даетъ ложную клятву, тотъ погибъ и въ будущей и настоящей жизни.»

Въ Индiи всякiй преступившiй законъ поступалъ въ званiе Судровъ — рабовъ.

Аммiанъ упоминаетъ о клятве Славянъ придунайскихъ (которыхъ Римляне называли безъ разбора Сарматами): «Когда Констанцiй победилъ ихъ, они дали детей въ залогъ и извлекая мечи, (которые они считаютъ божественными (!) прибавляетъ Аммiанъ) клялись что будутъ верны.»

ОРУЖIЕ

 

По Санск. —  значитъ вообще оружiе; откуда , — оружница (арсеналъ),  — стражъ, сторожевой, остерегающiй. Но коренное значенiе , сближается съ остро, острый, означая преимущественно оружiе, стружiе острое, и именно стрелу, острогу. , слово въ слово огнестрелъ; ибо самое слово стрела имеетъ корнемъ астра, съ откинутымъ а, какъ въ слове стража вместо остража, остереженiе. Отъ стража старинное слово стружiе, изменившееся въ оружiе; отсюда изъ стража — Слав, straha, — образовалось строй, и слова страхъ, строгiй.

 — военная наука, слово въ слово стражеведенiе, строеведениiе, сmpoeвeдъ.

 — изм. «в» на «б» —  —борона, бороненiе;  — оборона, resistance, opposition, defence, protection, , , значить также: a cuirasse, or mail for the body; следовательно, отъ оборона, боронa — броня. Въ Готскихъ наречiяхъ, какъ чуждое языку слово, объяснемое словомъ Halsberga (въ гальск. haubert) — byrn, byrna, brinia, brunia, bringe, prune, brinne.

й боръ, оборона, борьба, сохранилось въ наречiяхъ; wartas,варовщшкъ — стражъ, варта —стража; но изменилось въ слово война (**), какъ въ Санскр., й , a war carriage — военная колесница, слово въ слово, войно иго; ибо окончанiе  происх. отъ  — иго, ярмо, парная запряжка въ военныхъ колесницахъ съ острымъ дышломъ, пробивающимъ непрiятельскiе ряды.

Отъ й война, й воинъ, сближ. съ , , ,  —оборонитель, защитникъ, и въ этомъ значенiи знаменитый, (т.е. знаменованный отличiями военнаго сословiя) —баринъ, боярынъ.

 — герой, ловецъ, храбрый и вместе съ темъ волкъ, въ значенiи хищникъ.

 — противникъ, врагъ, ворогъ; въ противоположномъ значенiи оберегателю, какъ слово разбойникъ въ Румынскомъ языке; значитъ воинъ, разбой — война.

Слова: й , , , объясняютъ значенiе слова Варягъ, замененнаго въ последствiи словомъ soldier (наемный), и употреблявшагося повсюду, где войсковыя сословiя, нанимались на службу: Wäring, Wargur (врагъ, волкъ), Warriour; Frangi — Фрязи, βαάγγοί, Φράγγοι, Φαργάνοι. По значенiю первобытнаго слова Варягъ, означавшаго воинъ, а у нанимавшихъ soldier, solidalus, т.е. обязанный условiемъ, укрепленный, становятся понятными слова Нестора , который говоритъ, что кроме Варяговъ-Руссовъ, были въ его время Варяги Свеи, Варяги Урмяни (Норманы, Норичи (Noricia) въ Скандiи); Варяги Ингляне, Варяги Готе.

 — кольчужная броня, кольчуга, отъ , или  — ,  — кольцо, звено, поясъ, орбита.

 — a lance, a pike — копье, собств. колъ;  — колоть, колотый, проколотый, , ,  — a dard, е javelin, an arrow, a pike — т.е. сулица, метательное копье.

 — трезубецъ Сивы, его обычное вооруженiе, собственно скипетръ съ значенiемъ тройственности.

 — мечь, собственно широкiй, отъ , большой, широкiй, и  — мечь.

 

(*) «Слово есть оружiе Брахмана, имъ поражаетъ онъ своихъ противниковъ.»

(**) Въ готич. коренное Orlog; потомъ Krieg отъ War, съ придат. Гальскимъ G — Gwar, Guerre.

; въ Зенд. «х» замен. «z», «ч», калачан — влагалище всякаго остраго оружiя — колчанъ.

 — бердышъ.

 — броня Сивы, броня царская, панцырь.

 — мечь, стрела Индры, громовая стрела, но Слав, piоrunek — перуница пернатъ, отсюда  — пораженiе.

 — полоса меча; откуда палашъ;  — знач. полоса поля, граница.

 — косарь; по Польс. kord.

, по Зенд.  — возъ, колесница.

Боевыя колесницы, называемыя возы, употреблялись въ древности Русью: (*)

«Бе бо нельзя пройдти реки за твердью (предмостное укрепленiе), Всеволодъ изрядивъ полкъ, пусти возы на ту сторону реки, иде же Глебъ стояше; а Глебъ наряди полкъ со Мстиславомъ Ростиславичемъ на возы. Князь же Всеволодъ посла сыновца своего Владимира съ Переяславцы и неколико дружины съ нимъ, где возы стояху противуМстиславу». Несторъ подъ 1177год.

 — войско, сонмъ.

 — рать, ратованiе, бой, сраженiе.

 — совокупленiе, рота договоръ, обетъ, рота (стар. выраж.).

 — рядъ, порядокъ, строй.

Древнiя знамена русскiя косынею и съ откосами, напоминаютъ знамена Индiи, на которыхъ изображался Виджайя — Вишну въ свойстве победы, едущiйна птице Гаруда, съ множествомъ головъ и рукъ, вооруженныхъ всеми родами оружiя, знаменуя этимъ изображенiемъ войско.

Въ Ретре, городе прибалтiйскихъ Руссовъ, найдено было священноезнамя съ подобнымъ изображенiемъ божества со множествомъ головъ и вооруженныхъ рукъ.

 

ПОСТРИГИ

 

Обрядъ пострига, (**) какъ сказано въ законахъ Ману, для всехъ двиджей (двурожденныхъ т.е. телесно и духовно), долженъ быть исполненъ въ первый или въ третiй годъ (по рожденiи), согласно уставу закона.

При этихъ постригахъ обрезывались волоса на голове и оставлялся на макушке  — чупъ, или  — коса.

Въ летописи Нестора упоминается о постриге княжескихъ детей, именно на третьемъ году.

«Того же лета 1191, быша постриги у Всеволода сыну его Георгiю (родившемуся въ 1189 г.), въ граде Суздале; того же дни и на конь всадиша и.»

Описанiе В.К. Святослава, Львомъ Дiакономъ, даетъ понятiе о постригахъ военнаго сословiя, которое вообще брило бороду, оставляя усы, и обривало голову, оставляя на макушке кисть волосъ — чупъ.

«Святославъ былъ средняго роста, брови густыя, голубые глаза, носъ тупой, длинные усы. Голова у него была совершенно голая; но на одной стороне виселъ локонъ волосъ (чупъ), означающiй знатность рода: шея толстая, плеча широкiе, станъ стройный. Въ одномъ yxе висела у него серьга, украшенная двумя жемчужинами съ рубиномъ, посреди ихъ вставленнымъ.»

СЕРЬГИ

 

Нетъ сомненiя , что въ Индiи мужскiя серьги также имели свое символическое значенiе, какъ обручiя, признакъ обреченiя богу войны. Вишну изображался съ серьгами въ обоихъ ушахъ. Великiе Князья Pyccкiе, какъ видно изъ описанiя Святослава, носили въ одномъ. Въ духовной своей В. К. Иванъ Ивановичь завещаетъ старшему сыну Димитрiю, въ числе чина Царскаго и оружiя, «cepгy золоту съ жемчугомъ»; — сыну Ивану также «сергу съ жемчугомъ, что даль ми братъ мой Князь великiй Семенъ.» (***).

ГРИВНЫ И ОБРУЧИ

 

Въ Индiи религiозныя ожерелья назывались  (****): и кроме того ожерелье называлось й , грайвна.

Въ древней Руси, гривна была знакомъ почета:

 

 

(*) По Thesaurum Polon. Lat. Graecum. Greg. Cnapii: «Woz woienny—currus falcatus.»

(**)  или  (обрядъ чупа);  или  — чело, верхъ, макушка, хохолъ, чупъ;  — коса — е single lock of hair loft on thcrown of the head, at the ceremony of tensure.

(***) Сауlus издалъ, изображенiя двухъ древнихъ бюстовъ, у которыхъ было по одной серге, въ левомъ ухе. Diсt, des beaux arts. par. Millin.

(****) Сближ. съ  — залогъ, злато, монета (изображенiе).

«Угринъ именемъ Георгiй, его же любяше Борисъ, бе бо возложилъ на него гривну велику злату, въ ней же предстояще ему.»

«Михаля же бьюче, отторгоша на немъ крестъ и чепи и гривну златую.»

Обручи на рукахъ и ногахъ въ виде тройственной свитой змеи ( )(*), какъ знака обрученiя и обреченiя, носились Руссами — гражданскимъ войсковымъ сословiемъ — до самаго принятiя христiанской религiи. Обънихъ упомянуто выше, при описанiи роты, или обета.

Тацитъ упоминаетъ объ обычае обреченiя на службу и о ношенiи обручей, при описанiи Чеховъ (Catti, Cassi).

ПОДАТНОЕ СОСЛОВIЕ

 

Земля въ Индiи была собственностiю царства. Населенцы земли, возделыватели ея, платили царскую подать определенной долей съ количества производительности.

 — податной, данникъ, подданный, отъ  — дань,  — часть, уделъ (дижма, десятина).

Населенiе разделялось для ряда ( ), на храмовые приходы — ,(**) какъ южные Славяне на соборы. , знач. собственно сборище  — соединенiе жителей несколькихъ деревень;  — поселяне составляющiе приходъ, по Слов. громаду, миръ сельскiй,  — a rustic, vulgar (прим. мое – устар. просторечное) — селянинъ, сельскiй,  — народный, сельскiй языкъ — , въ разныхъ его местныхъ наречiяхъ.  — знач. славный, знаменитый, превосходный.

При каждой грама былъ храмовой жрецъ — , совершающiй требы и обряды, которыми и содержалось жрическое coслoвiе.

Начальникъ грама получалъ въ поместное жалованье ежедневное содержанiе. Начальникъ десяти грамъ, , получалъ произведенiя, собираемыя съ одной кулы, или подать съ колена ( ,  — колено (***). Начальникъ 20 грамъ посевъ съ пяти кулъ.

Управляющiй ста грамами , получалъ доходъ съ одной грамы.

Тысяцкiй доходъ съ  (****) или торговаго места.

Подать собиралась на следующихъ условiяхъ:

«Со скота и денежныхъ прiобретенiй — золота и серебра — пятидесятая часть. Съ хлебныхъ зеренъ —осьмая, шестая или двенадцатая, смотря по достоинству земли.»

«Шестая часть со сбора плодовъ, съ живности, меду, масла, душистыхъ и лечебныхъ травъ, растительныхъ соковъ, цветовъ, корней, овощей, листьевъ; съ изделiй изъ дерева, изъ кожи, изъ глины и различныхъ камней.»

Художники и ремесленники обязывались вместо подати, работать одинъ день въ месяцъ на Раджу.

СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

 

Правители или Правцы округовъ, по части судной ( ,  — судъ, сужденiе, управа), назывались —  (Superintendent of а district, охранитель, оберегатель, пастырь (*****) царскаго стада), произносящееся въ Слав, жупанъ;  — жупанiя.

 знач. заключенiе, присужденiе или осужденiе;  — яма, погрсбъ, тюрьма, и также губъ губленiе, погибель.

Отсюда понятно единство значенiя южнаго слова жупа и севернаго губа — судебный округъ, губной (уголов. делъ)староста.

 — оковы, цепи — кандалы.

При клятвахъ судныхъ, испытанiемъ правоты служили въ Индiи огонь и вода, и клятва женой и детьми. «Или да предложитъ (судья въ испытанiе: взять рукою огонь, или опустить руку въ воду; иливозложить ее на главы жены и каждаго изъ детей.»

«Кого огонь не пожжетъ, вода не топитъ, долженъ считаться правымъ. (Зак. Maнy).

Та же клятва женой и детьми и те же испытанiя были и у Славянъ:

 

 

(**) Символъ Сайванской веры: Сива въ свойстве вечности. Въ преданiи: змей; пожиравшiй человеческая жертвы — змей Горынычь.

(**) Этому слову соотв. кромъ, храмъ. Самое слово germen, ни сколько не происходитъ отъ geno, имеетъ коренное соотношенiе къ  и  — родовой, народный — Germanus.

(***) Вероятно доходъ съ участка заcеваемаго семьей, или тягломъ ( , тягъ, тянуть). Отсюда можетъ быть и названiе зерновой меры — кило.

(****) Слово боръ знач. въ древности храмовое место, место поклоненiя, торга, пагоды, pagus, погоста.

(*****) Отъ  — крава, земля, и  или  — панъ, банъ, господинъ. Въ Слав, пастырь, пастухъ — чебанъ. Одежда жупанъ, въ Костр. губ. чепанъ.

По древнему стихотворенiю «Судъ Любуши» эти испытанiя назывались: пламень правдозвестенъ, сватосудна вода.

Въ законе и уставе Сербскаго Царя Стефана:

«И ако кто поище судомъ тать или гусара(*), а не будетъ обличeнiя, да имъ бываетъ оправданiе железо, што е положилъ светлый Царь, да га узимутъ отъ врата церковны отъ огня, и да поставитъ на святую трапезу,» т.е. раскаленное железо должно было перенести отъ церковныхь вратъ до престола.

ВъРусской Правде:

«Тако же и во всехъ тяжахъ и тадбе и въ поклепе, иже не будетъ истьца, тогда дати ему железо; изъ неволи до долугривны золота; ожелн мене, то на воду, или на двою гривну; аще ли мене, то ити ему на свой куны,» т.е. если обвиненiе не менее полугривны золота, то испытанiе железомъ; а если менее, то водою; мeнеe же двухъ гривенъ серебра откупаться суммой денегъ (**).

Въ Индiи поклепъ, или ложное свидетельство также наказывалось взысканiемъ денежнымъ, по разсчету на медную монету, называемую , въ которой легко узнать Pyccкiе пенязи и слово пеня — денежное взысканiе.

МОНЕТА

 

Кроме упомянутой монеты , сходственной сь пенязь, Индейскiя  напоминаютъ Pyccкiя пулы, а  — рубли.  значитъ собственно серебро и преимущественно издельное серебро: т.е. ценность количествомъ веса, по которому определялась и ценность золота.

ПЕРСТНИ-ПЕЧАТИ

 

Въ Индiи употреблялись перстни-печати , на которыхъ вырезывалось имя. Печатью передавалась доверенность, какь видно изь драмы , которой содержанiе на этомъ и основано. Слово , значитъ собственно мета, знакъ, и также, во время обрядовъмольбы, сложенiе пяти пальцевъ (въ знакъ обета), что и называется , , или , (т.е. по Вильсону: a mystic gesticulation, собственно пятокъ). Въ обете приложенiе пяти пальцевъ, соответственно древнему Русскому обычаю прикладывать руку, и однозначительно сь словомь печать. Въ заменъ подписи, въ старину, обмакивали руку вь чернила и отпечатывали пять пальцевъ.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!