ПЕРВОБЫТНЫЕ НАСЕЛЕНЦЫ ЕВРОПЫ И ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ.



 

На земномъ шаре нетъ страны, которую бы преданiе помнило пустыней, где отъ созданiя не было человеческой души. Земля, какъ будто постепенно разоблачалась отъ водъ, и каждую уступаемую моремъ полосу человекъ принималъ тотчасъ же въ свое владенiе. По естественному порядку населенiй и разселенiй, въ горахъ, при истокахъ водъ, водворялось родоначалiе, разветвляясь по доламъ въ землевозделыванiи, а по низменностямъ набережныхъ въ пастырство.

Въ Европе, коренное родоначальное населенiе, по всемъ соображенiямъ, составляетъ разветвленiе Гимайскаго или Гималайскаго народнаго древа, раскинувшаго, въ теченiи незапамятныхъ временъ, ветвисвои по протяженiю Земнаго пояса отъ Восточнаго до Западнаго Океана. Назовемъ этихъ коренныхъ населителей indigenes, и отличимъ ихъ отъ аborignes. Подъ названiемъ aborigernes мы понимаемъ Иверовъ. О переселенiи этихъ пастырскихъ ордъ, выходцeв изъ нижней Азiи, чрезъ Египетъ и Гибралтарскiй:проливъ, упоминаетъ преданiе, а равно какъ и о родстве ихъ съ Иверами (Аварами, Гебрами) Кавказа.

Къ второстепеннымъ переселенiямъ распавшихся въ Азiи гражданскихъ обществъ, вошедшихъ въ составъ Запада Европы и имевшихъвлiянiе на судьбу ея, мы относимъ:

       1. Смешанное переселенiе, во время Iиcyca Навина, изъ Халдеи и Хананеи, въ Африку и потомъ въ Иверiю.

       2. Переселенiе части Лидiйцевъ (Λυδη), предковъ Латинъ, на Западные берега Италiи, которые заселены были уже Обрами (‘Ομβρη), т.е. Иверами же, теснимыми отъ горъ разселенiемъ племенъ Савинскихъ.

3. Переселенiе гражданскихъ общинъ Готовъ, изъ закавказской Иверiи отъ Аракса, разсеянно, во Фракiю, Мизiю и потомъ въ Дацiю.

Преданiй о перессленiи Индигеновъ изъ Азiи, нетъ, да и не могло быть, ибо оно совершалось постояннымъ разветвленiемъ племенъ отъ Востока къ Западу. По сказанiю Катона племена Савинскiя, распространились въ Италiю изъ за горъ Аппенинскихъ въ дpeвнейшiя времена, гораздо раньше войны Троянской, стесняя Обровъ (Оmvri). Движенiе изъ Нижней Азiи Иверовъ (Avari, Abari, Obri,Gumri Gomer), соответствуетъ преданiе Манетона о внезапном наводненiи Египта пастырскими ордами Арабовъ(*), бежавшими отъ преобладанiя Ассирiйскаго въ Африку.

Это переселенiе Арабовъ или Аваровъ, Иберовъ или Иверовъ, предшествуетъ выходу изъ Хананеи, т. е. Финикiи (Hanali, Vanah) гражданскихъ общинъ:

«Не въ состоянiи будучи противиться Iисусу Навину, говоритъ Прокопiй Кесарiйскiй, они (народы Финикiи) отправились въ Египетъ; но не находя тамъ местъ для поселенiя, прошли въ Ливiю, овладели всей землей до столбовъ Геркулесовыхъ, и основали много горадовъ, въ которыхъ по ciе время говорятъ по Финикiйски. Въ последствiи Дидона (колонизация Тира), поселясь между своими древними соотечественниками, основала Карθагенъ. Когда Карθагенцы усилились, то начали войну съ Маврами, вышедшими также изъ Палестины, и изгнали ихъ изъ соседственныхъ областей Карθагену.»

Такимъ образомъ въ недра населенiя Индигеновъ, на западъ Европы проникли сначала пастырскiя орды Иверовъ, Гебровъ, а потомъ гражданскiя общины Хананеи и Халдеи (Galdaei), принявшiе у историковъ названiе Кельтовъ, Цельтовъ Саel, Caledon, Galati, Galli. Отсюда въ отношенiи различiя языковъ также два начала: живое, отчинное Индигеновъ, и общинное, составленное изъ смешенiя и искуственно управляющееся членами, пришлыхъ народовъ. Родоначалiе перваго Индiя, истокъ втораго ученая Халдея.

 

САВИНЫ ИЛИ САВЛIАНЕ И РЭТIЙЦЫ, РЭЦИ ИЛИ РАССЫ ИТАЛIИ.

 

Собственно Сабинами, Савинами или Савлiанами (Sawini, Sabini, Sevini, Savelli, Sabelli) Римляне называли одно обширнейшее племя; но это же религiозное прозвище было общимъ и длядругихъ племенъ, подразделявшихся на Marsi или Marruvii, Peligni, Hеrпiсi Vestini Opici, Lucani; Samnili и проч.

Самнитами, или по греч. писанiю Саунитами, назывался знаменитый родъ Савинскихъ племенъ.

Hernici получилисвое названiе отъ слова herпае, что по Савински и Марувски значило горный.

Страбонъ называетъ Савинъ древнейшимъ народомъ, туземнымъ(autochthones). «Въ числе доказательствъ о древности ихъ происхожденiя, говорить онъ, можно упомянуть о мужестве и другихъ добродетеляхъ отличающихъ ихъ пo ciе время.» По словамъ Фабiя (ж. за 216 л. до Р. X.) Римъ не имелъ понятiя о богатстве, до покоренiя Савинъ.

 

(*) Ихъ область въ Египте назывлась Avaris. Dynast. du second. liv. de Manethon. par le comte J. Potocky.

Катонъ упоминаетъ, что общее назваше Савинъ происходить отъ имени божества Sabus (Savus).

Плинiй говоритъ тоже: «Sabini ut quidam existimavere, a religione et Deorum cultu Sevini apellati.» т.е. Сабины, какъ утверждаютъ, прозываются Sevini, по религiи своей и поклоненiю божеству.

Основываясь на общемъ сознанiи Историковъ, и Филологовъ, что коренное населенiе Европы происходить изъ Индiи, мы имеемь право искать тамь ирелигiозное объясненiе прозванiя первобытныхъ племенъ

ВъИндiи религiозное родоначалiе духовнаго и ученаго сословiя Браминовъ происходило отъ Брамы, Кшатрiевъ или Раджанья — военногражданскаго сословiя, отъ Вишну; Вайсьевъ, илиземлевозделывателей, селянъ, отъ Сивы. Но собственно къ Сиве (сива) относились все обряды — сева (служенiе, жертва, священнодействiе) и общее поклоненiе всехъ сословiй; ибо Сива былъ, такъ сказать, мысль и слово въ воплощенiи или действiи, и сочеталъ въ себе невещественный истокъ Брамы (света) и вещественный Вишну (варуна — када — водъ) въбытiи всей видимой конечной природы. Bерoвaнiе въ Сиву, называлось сайва; поклонники въ общемъ множественномъ числе сайвами илиотъ сева (Сива — обрядъ, жертва) съ окон. -ини (aff. of profession or practice, соответственнымъ славянскому ане, яне) севини, какъ на примеръ, Вакхъ-Вакхане, или Вакханы, Магометъ-Магометане.

Сроднившись съ Савинами, и желая устройства гражданскаго, Римлянепризвали законника изъ Савинъ—Нуму,(*) который основалъ въРиме храмъ Весте—матери земле въ которой не трудно узнать (**) Индiи , всепитающую мать землю; даль 12 таблицъ законовъ, безъ сомненiя составляющихъ 12 книгъ законовъ Maнy. Некоторые изъ древнихъ писателей называли Нуму Пиθагорейцемъ; а истокъ ученiя Пиθагорейскаго, основаннаго на верованiи въ безcмepтiе души и поклоненiи предкамъ ( ), слишкомъ известенъ, чтобъ не заключить окончательно, что въ Савинахъ Италiи должно признать Сайвановъ Индiи, и что изъ  образуется: Σεβο, Σεβος - поклоненiе славословiе, Σάος, Salus, Salvus – божество живота, Sаliens, Sаlviens - славящiе; изъ , , образуется deus (***) и пр.

Если Савины суть Сайваны, то кроме религiозныхъ и гражданскiя условiя ихъ должны быть; одни и те жесъ коренной родиной, отъ которой они наследовали истинныя гражданскiя добродетели: строгую нравственность, воздержанiе, благочестiе и справедливость.

Индiя въ древности разделялась на племенные уделы, которые управлялись родоначальными Роджами, или выражаясь соответственнымъ русскимъ словомъ Рядцами (по Чешск. Radze)(****), сосредоточиваясь подъ зависимость избранного царственнаго наследственнаго рода Раджендра или Маха-Раджа — великаго Раджи, называвшагося по посвященiю  — divinus, или  — обоготворенный, обезсмертенный;  — предводитель силъ.

Каждая область, составляя  называлась  — Рашья, или Расья. (*****)

Такъ какъ духовное сословiе не проявляется массами, то разсматривая бытъ разселенцевъ отъ подножiй Гималая, должно обратить вниманiе собственно на два ихъ сословiя, а именно: на оседлыхъ поселянъ земледельцевъ и на воеводства и станы охранительнаго сословiя Раджанья, или Раджанъ, по Зендскому выговору Razan Расссанъ; а вместе съ темъ на правительственную главную область, Великую Раджiю, Раджистанъ, гдесосредоточивалось и поклоненiе божеству.

Такимъ образомъ, въ Савинахъ Италiи, мы также должны отличать два главныхъ сословiя: собственно народъ, племена, именуемый по родоначалiю, и носящiе по верованiю общее названiе Сайванъ, и войсковое сословiе Раджiи или Рассiи Раджанья или Рассанья, Рассанъ.

Не говоря объ области Reate, въ недрахъ земли Савинъ и Марсовъ, при Рэтiйскомъ озере, на пространстве такъ называемаго Roscae campus, мы обратимся къ соседствснной Этрурiи или Этруссiи. (******)

Эту область населяли жители, носившiе названiе: Tusci или Tusici; по замечанию Нибура, по обычному измененiю буквы «r» въ «s» — Turici, и также названiе Rasena (отъ корня Ras). Первое названiе следовательно было племенное, что объяснится въ последствiи по переceлeнiи ихъ въ Альпы; а второе по названiю области и по войсковому сословiю воеводства.

 

(*) Это имя напоминаетъ Ману, означающее мыслитель, мудрецъ, вещий: отъ Мана мысль, мненiе, знанiе, веденiе. Перестановка словъ обычная, какъ на пр. по Сербс, мено — имя, nomen.

(**) — все, —питанiе

(***) По Iос. Флав. по Македонски: богъ жизнедавецъ, назыв. Ζηύα (кн. XII. г. 2).

(****) Въ Польск. Rzadca,, Rzadzca, Rzadzicel — рядецъ, рядитель, отъ корня  родъ, race, radix (корень) — родитель.

(*****) Буква —  въ Зендс. произн. Как «z», a въ соответственныхъ индейскiмъ Славянскихъ словахъ какъ «ж» и «з», напр.: джана—жена; джнана по Зендс. zнана—знанiе; джала—жало; джива—живый; дживатъа—животъ, жизнь.

(******) По Лат. форме rus - ruris

Въ следъ за вытесненiемъ изъ Италiи не покорявшихся Риму Савинскихъ племенъ, изчезли и Этрусски. Они удалились въ Альпы. Когда Римляне проникли въ Альпы, тамъ встретили они уже Рэтовъ или Рэцовъ, Райцевъ, (Rheti, Raeti, Ραιτοι) и эти Рэци, по Плинiю, были потомки Этруссковъ; но по преданiю «известны были тамъ подъ другимъ именемъ» — след. Рассанъ, Туричей.

По Титу Ливiю «изъ Этрурiи же вышли и горные жители, преимущественно Рэты, столь одичавшiе въ Альпахъ, что изъ своей славной старины, ничего не сохранили, кроме языка, да и то не безъ искаженiя.» Однако же у Римлянъ славилось Рэтiйское вино, Рэтiйское оружiе и Ратiйскiя песни. Эти Рэтiйцы являются въ Исторiи, какъ единоплеменники Норiйцевъ, Панонiйцевъ и Далматъ.

Въ Альпахъ, на всемь пространстве Рэтiи — Pacciи, жители носятъ названiе Taurusci, Taurini; тамъ река Туръ, и область Turicum (названiе изменявшееся также въ Turegum, Tigurum).

Что Taurisci — Туричи Альповъ, есть потомство Tusci, Tusici, Turici Этрурiи, то это можетъ подтвердиться и темъ, что когда Лонгобарды въ 6 веке заняли Горицкую область и Хорутанiю, то все пространство разделилось на три области, безъ сомненiя по существовавшимъ издревле названiямъ: нa Tuscia — страну Таврисковъ, на Neustria — страну Норичей , и на Austrasia, которой значенiе мы объяснимъ въ последствiи.

О Савинахъ Италiи и времени переселенiя ихъ въ Альпы, приведемъ, слова Нибура:

«Когда Римъ выдвинулся изъ границъ Лацiи (Latium), Савины изъ всехъ народовъ Италiи, были самый обширнейшiй и сильнейшiй. Фtстъ (Festus) упоминаетъ, что Peligni одного происхожденiя съ Иллирiйцами; а Овидiй , родомъ Pelignus , говоритъ что они наследовали воинственность отъ предковъ своихъ Савинъ.

«Савинскiя или Савелiанскiя племена (Savelli), обитавшiя въ селахъ (bourgs ouverts), покорили бы всю Италiю, если бы составляли между собою, что-нибудь целое; но они, въ противоположность Риму, не заботились о преобладанiи и сосредоточенiи силъ своихъ.»

«Войны противъ Савинъ, составляютъ главную часть древнейшихъ летописей; но оне совершенно прекращаются въ 306 году отъ основанiя Рима (447 л. до Р. X.), что явно соответствуетъ изгнанiю ихъ изъ Италiи. (!) Съ этого времени на Югъ Италiи (!) направился весь потокъ племенъ Савелiанскихъ, а древнiе Савины береговъ Тибра также потеряли свою независимость.»

Вотъ заключенiе ученаго Историка. Где же этотъ IOгъ Италiи, въ которомъ скрылись Савины или Савелiане, сохранившiе свою независимость отъ ненавистнаго имъ Рима? — разумеется на Севере, въ Альпахъ и за Альпами, куда удалились и Этрусски, т. е. южные Рассы, Rhaeti, где Цесарь, спустя 400 летъ после выхода Савинъ изъ Италiи, не заботился узнавать прежиихъ хозяевъ ея ни въ лицо, ни по имени: онъ шелъ не изследовать ихъ происхожденiе, а покорять, или лучше сказать пожирать народовъ, и переваривать ихъ въ Римлянъ.

Сперва все, что жило на северъ отъ движущихся впередъ границъ Рима, называлось безразлично Galli. Покоривъ собственно Галловъ, и видячто по всему Рейну и за Рейномъ живутъ какiе-то безчисленные народы, родственные другъ другу, Римляне назвали ихъ Germani; а наконецъ допустили и собственное ихъ названiе, произносимое и писавшееся по Гречески Σουήβων, а по Римски и Гальски сокращенно Suevi, точно также, какъ въ последствiи таже форма сократила Slavini въ Slavi.

Если Рэтiйцы перешли изъ Италiи въ Альпы и за Альпы, если Boji изъАппенинскихъ горъ перебрались къ Дунаю и за Дунай; то надо иметь какую-нибудь особенную цель, нарушающую связь Древней Исторiи Европы съ Средней и Новой, чтобъ не признать въ, Сайванахъ Германiи потомство Сайванъ Италiи, которыхъ все племена, вместо того, чтобъ придти въ тупикъ на Юге, идутъ на Северъ, за горы, и являются на новоселье почти подъ теми же именами.

Не случайно же, при сходстве общаго прозвища племенъ, сходство частныхь племенныхъ названiй:


въ италiи:

Samnites — знаменитое сословiе Савинъ.

Marsi— Marrouvii.

Marucini.

Hernici (по Савински значить горные (hernae).

Peligni.

Cassi

Volsci (по разл. пис. Volsi, Volusci, Volsici).

Osci.

Lucania (страна), Lingones (въ Пиринеяхъ).

Ligii

въ германiи:

Semnonеs — знаменитое сословiе Сайванъ.

Marsi Моравы.

Moraciani, Maruzini.

Herusci (Горичане Горичи — Хорошцы).

Полеси, Поляне (?) — названiе племенъ поленыхъ, въ противоположность горнымъ.

Catli, Chatli (Чехи, Часи].

Volcae (Галлiи) и Belgi, Bolgi Walch, Walaha , Falahi — Влахи, Влоси).

Osci (Галлiи); Osi, Jazigi.

Lingones (въ Галлiи), Lingones (въ Германiи).

Ligiu


He одни ли это и теже Индгены Европы, коренныя, отчинныя племена, не столько разрозненныя переходомъ на новоселье, временемъ и искаженiемъ названiй, сколько исторической эрудицiей ?

ГЕТЫ ИЛИ ГОТЫ И ДАЦIАНЕ.

 

Самый простой вопросъ о Готахъ, не известно почему, также быль обращенъ въ загадочный. Гетовъ отделили отъ Готовъ, и сроднили съ Славянами, чтобъ этимъ последнимъ дать хоть где нибудь место въ Древней Исторiи Готовъ отделили отъ Гетовъ Дунайскихъ, поселили на Доненазвали Ост-Готами, перевели на Северъ къ Вест-Готамъ, сроднили съ Германами, и — все связи Древней Иcтopiи съ Средней рушились.

Но Спартiанъ, писавшiй около 300 года, въ то время, когда появилось въ первый разъ названiе Gotti вместо Getae говоритъ: «Gotti Getae dicerentur» — «Getae, qui nunc est Gotti.»

Opoзiй говоритъ тоже: «Getae qui nunc est Gothi.»

Прокопiй предупреждаетъ также всехъ будущихъ историковъ, что Геты и Готы, суть названiя одного и того же народа: «Γετιнον γρ εδνος ψασι τοις Γοτδους ειναι.»

Iорнандъ пишетъ исторiю своихъ родичей, подъ названiемъ: «De Getarum sive Gothorum origine et rebus gestis.»

Этихъ сведенiй кажется достаточно, чтобъ не принимать Гетовъ и Готовъ за два различныхъ народа.

 

МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ГОТОВЪ ВЪ А3IИ И ПЕРЕСЕЛЕНIЕ ИХЪ КЪ ДУНАЮ.

 

Стефанъ Византiйскiй (Steph. Byzant. de urbibus et gentibus) упоминаетъ следующее: «Γοτδοι εδνος παλαι οιнησαν εντος της Μαιωτιδος υστερον δε εις την εντος Θραнης μετανεστησαν.» т. е. «народъ Готы, жившiй въ древности въ странахъ Меотическихъ, въ последствiи переселился во Θракiю.»

У Стефана Меотическiя страны неопределенны; но по крайней меpе Готы изъ техъ странъ переселились не въ Скандiю, а во Θракiю. У Iорнанда и жительство Готовъ и время переселенiя определеннеe:

Основываясь на Tpoге-Помпее, онъ пишеть, что Киръ, (около половины VI стoлетiя до Р. X.) вознамерясь покорить Готовъ, перешелъ Араксъ (*). Въ то время царицей ихъ (вернее: пророчицей) была Thamiris. Она, какъ-Дебора , подняла народъ cвой противъ Персовъ, сразилась и победила; но потомъ почла благоразумнымъ переселить Готовъ въ ту часть Мизiи, которая носитъ названiе Малой Скиθiи (ныне Бабадагская, или Добрушская область), где и основала .городъ, названный по ея имени Thamiris.

Спустя летъ 40, около 508 года до Р. X., Дарiй , проникнувъ во Θракiю и къ Дунаю, встретилъ уже Готское поселенiе на новоселее.

Моисей Хорепскiй (р. 370, ум. 189) описывая Θракiю, говоритъ, что она состоитъ изъ пяти небольшихъ областей и одной великой, въ которой живутъ семь (по друг. списку 25) Славянскихъ народовъ, между коими поселились Готы.

Если бы Готы-Маги, изъ своего поселенiя около Каспiйскаго моря (въАварiи Иберiи, Гебрiи) перешли къ Дону, куда поселила и откуда вывела ихъ прямо на Северъ, въ Скандiю, .историческая эрудицiя, то Геродотъ, подробно знавшiй все населенiя на Меотике (Азовскомъ море), зналъ бы коротко и этотъ гражданственный народь, размножавшейся прозелитизмомъ; но Геродотъ знаетъ Гетовъ, илиГотовъ при р. Дунае, въ Мизiи. Упоминанiе же его о Θиссагеtaхъ (Θυσσαγεται), народе звероловномъ, жившемъ за Вудинами, т.е. за Волгой, скорее относится къ какимъ нибудь Истякетамъ, или Остякетамъ обширному Отяцкому или Башкирскому племени, нежели къ догадкамъ о существованiи какихъ-то Гетовъ Θиссовъ, изъ которыхъ образовали Туссовъ, Турсовъ и пр. и пр.

По Геродоту, религiя Готовъ сознавала безсемертiе души. Ученiе свое производили они отъ Zalmoxis. Преданiе, что Залмоксъ (имя безъ сомненiя искаженное) былъ современникъ и ученикъ Пиθагора, что онъ распространялъ ученiе свое между Θракiянами, и скрывался несколько летъ въ подземной пещере, — относится какъ нельзя более къ сказанiямъ, о Зороастре, или Зердусте, почерпнувшемъ свое ученiе въ Вавилоне у Халдеевъ, и имевшемъ также сношенiе съ Пиθагоромъ.

Сведенiя Страбона о Залмоксе (Zalmoxis, Salmoxis, Zamolxis, Zalmolxis) подтверждаютъ тоже. Упоминая о Гетскихъ обрезанцахъ нαπνοβάτος ероятно отъ слова нάπον), онъ говоритъ:

«Сказываютъ, что одинъ изъ Гетовъ, называемый Zalmoxis, былъ въ услуженiи у Пиθагора, а также былъ въ Египте, и изучилъ астрономiю. Возвратясь на родину, онъ пользовался большимъ уваженiемъ народа и царей его, за предсказанiя по звездамъ, и наконецъ успелъ достигнуть соправительства при царе, какъ гласъ воли боговъ. Онъ былъ у Гетовъ первосвященникомъ, а потомъ они чтили его какъ божество.»

«Гора въ которую удалялся Залмоксъ считается священной и носить названiе нωγαίωνον.

По сказанiямъ о Зердусте, эта гора, въ стране орошаемой реками Араксомъ и Киромъ (Cyrus) называлась Алборджъ или горы Балкана (**) (Balkhan). Здесь была и пещера, посвященная Митре.

 

 

(*) За Араксомъ была страна Маговъ — Magog. «Provincia Gog et Magog in qua fuerunt Iudei inclusi tempore Artaxercis regis Persarum.» Orb. Terrar, gravé et émaillé sur metal, au XV siecle. Geogr. du Moyen age, par Lelevel. T. II. p. 97. Gog Magog, по Вост. Пис.: Джюджъ Маджюджь, — т. е. Готы (Juti) Маги.

       (**) Можетъ статься, что Гэмъ (Haemus) Θракiи, получилъ названiе Балканы отъ переселившихся Готовъ.

Влiянiе ученiя Зердуста могущественно было на Парсовъ; Гюстаcпъ былъ первымъ его почитателемъ. Какъ Зердустъ, водворясь у Парсовъ, съ целью распространять свое ученiе советуетъ Гюстаспу идти войной на Туранъ (названiе странъ горныхъ, въ противоположность Ирана — степныхъ); точно также, по Iорнанду, пришедшiй законодатель къ Готамъ, Бороиста Диценей, вошелъ въ доверенность у царя ихъ Ситакла, и советуетъ ему идти войною на Германовъ.

Сближая сказанiя о Залмоксе и Зердусте, должно заметить, что во всехъ этихъ сказанiяхъ скрываются преданiя о законодателяхъ Еврейскаго народа: Моиссе и Самуиле. Потомъ, явны противоречiя: напримеръ, по Геродоту и Страбону, у Гетовъ первымъ законодателемъ былъ Залмоксъ, а по Iорнанду Zeut, потомъ Diceneus, а третiй уже Zamolxis; а между темъ Iорнандъ же пишеть, что после Диценея первосвященникомъ былъ Comosicus: «Decedente vero Diceneo, реnе pari veneratione habuere Comosicum, quia nee impar erat solertia. Hic et enim et rex illis et pontifex ob suam peritiam habebatur, et in sua justitia populos judicabat.»

Сходство обрядовъ священства Готскаго съ Кутеями (Cuthéens) или Самаритянами, можно заключить изъ встречи Филиппа Готами и Александра Самаритянами.

По Iорнанду, когда Филиппъ приблизился къ городу Θамнру (Thamiris), sacerdotes Gothorum aliqui, illi qni pii (*) vocabantur, subito patefactis portis, cum citharis et vestibus candidis obviam sunt agressi, paternis diis, ut sibipropitii Macedones rapellerent, voce supplici modulantes».

Нe смотря однако же на сближенiе преданiй о Залмоксе и Зердусте, Готовъ нельзя считать последователями его; но скорее Магами, противными его ученiю, о которыхь упоминается вь жизни Зердуста ц въ книгахъ Зендскихъ.(**) Это подтверждаетъ выходъ ихъ изъ Гебрiи въ самое то время, когда распространялось тамъ ученiе Зердуста, или Зороастра.

Но какое бы ни было древнее верованiе Готовъ, оно также противоположно и Тримуртизму Сайванъ; ибо, по Геродоту, ученiе ихъ законодателя Залмокса распространяется во Θракiи; а на Севере, Оденъ поражаетъ умы чарами мaгiи, и 12его Дроттаровъ, совершавшихъ служенiе, уподоблялись, говоритъ Далинъ, восточнымъ магмъ. Распространяя свое ученiе, всеми ухищренiями, на новоселее между обитателями Скандiи — Ситонами, онъ вместе съ темъ возбуж далъ вражду и войну противъ Римлянъ , прогнавшихъ его изъ Годагейма или Iотунгейма.

Такимъ образомъ Готы являются на сцене Исторiи гражданскимъ обществомъ(***), которое централизуется въ Европе сперва въ Малой Cкиθiи въ Мизiи, потомъ въ Дацiи. Сила его развивается приращенiемъ подобно силе Римлянъ, съ тою разницею, что Римляне распространяютъ свое владычество мечемъ, а Готы чарами вольнаго гражданства.

Сведенiя о Гетахъ, или Готахъ, сообщаемый Страбономъ, очень важны для Исторiи.

«Древнее разделенiе сего народа, говоритъ онъ, на Дацiянъ и Гетовъ, существуетъ по ciе время. Гетами называютъ живущихъ со стороны Востока и Понта Эвксинскаго. Дацiянами же соседящихъ съ Германами. Должно полагать, что Дацiянъ называли прежде Δάους откуда и собственныя имена Гетъ и Даyсъ, которыя Аθиняне давали своимъ невольникамъ, по обычаю давать пленнымъ, поступающимъ въ рабство, прозванiя по месту ихъ происхожденiя.»

«Чрезъ земли Гетовъ протекаетъ река Μάρισος (Марошъ),(****) впадающая въ Дунай.»

«Языкъ Дацiянъ и Гетовъ одинъ и тотъ же. Последнiе были известны Грекамъ, по причине частыхъ ихъ переселенiй по берегамъ Истра, и по причине смешенiя ихъ сь Θракiанами (Θαξί) и Мизиянами (Μυσοίς).

«Геты и Дацiяне усилились некогда до тoгo, что могли выставлять 200,000 войска, теперь же не могутъ выставлять 20,000, и если по ciе время они не покорены Римлянами, то единственно потому, что ихъ охраняеть поддержка Германскихъ племенъ, враговъ Рима.»

Изъ описанiй Страбона ясно, какъ нельзя более, что Геты и Дацiяне составляютъ народъ совершенно чуждый Германамъ, или Сайванскимъ племснамъ. Описавъ Германiю, и изчисливъ главныя известныя ему племена, населявшiя оную, Страбонъ приступаетъ къ описанiю Дацiи и Мизiи, где Готы являются ему особенно замечательными гражданственнымъ народомъ. О Готахъ на Севере Европы нигде нетъ слова, до невольнаго ихъ выселенiя туда, совершившагося определительно при Траяне, который повсюду преследовалъ Iудеевъ, ожидавшихъ Мессiю, смешивая съ верованiемъ ихъ Христiанство, котораго торжество Римъ уже предчувствовалъ.

 

(*) Страбонъ называеть ихъ äβιοι (авва) ? (вопрос автора)

(**) «Les Magiciens dont il est sou vent parlé dans la Vie de Zoroastre et dans les Livres Zends, étoient ceux qui honoroient les mauvais Génies, les regardant comme les Maitres de l`Univers, et qui se servoient de leurs secours pour opérer des effets ou naturels, ou supérieurs aux. forces de la Nature. C`est ce que l`on appelle la Magie Goëtique.» Vie de Zoroastre. Zend-avesta. par M. Anquetil duPerron. T1. Sec. partie. p10.

       (***) Iерократическимъ.

(****) Нетъ coмненiя, что р. Марошъ разделяла Дацiанъ отъ Гетовъ собственно такъ называемыхъ. Zarmiza Getusa близъ Porta Ferrea (железныхъ вратъ), которыхъ названiе вероятно и перенеслось вместе съ Готами изъ Дербента (Demir capi— железныя врата) на Каспiйскомъ море, где было первоначальное населенiе народа называемаго Jadjoudge-Madjudje — Яхудовъ-Маговъ, или Маговъ - Iудеевъ. Въ Аварскомъ-Торскомъ языке должно кажется искать и истока Магярскаго языка.

Преждевременное помещенiе Готовъ на Севере Германiи, и составляетъ ложный взглядъ на Тацита о Германахъ; ибо, важнейшая ошибка, на которую не обращалось вниманiя и которая рушила весь смыслъ преданiй о нaceлeнiи Германiи во время Юлiя Цесаря, Страбона, Тацита и Плинiя, состоятъ именно въ томъ, что Готы, до переселенiя на Северъ подъ предводительствомъ первосвященника своего прозваннаго Оденомъ, помещены при р. Доне вместо Дуная. Названiе реки Tanagwisl, принятое за Танаисъ, т. е. Донъ, вместо Дуная, послужило определенiемъ места мнимаго ихъ жительства; тогда, какъ соседство съ Ванами и Квадами было яснымъ указанiемъ, что Tanag-wisl, т.е. река Танахъ, значитъ Дунай. Сверхъ того, путь победъ Траяна касался только Каппадокiи, южной части Арменiи, Месопотамiи и Пapθiи; следовательно Готамъ не только съ Танаиса, отъ Азова, который ученые принимаютъ за Азгардъ, но и изъ первобытнаго поселенiя ихъ въ Иверiи, не для чего было бежать на Северъ. Гроза Траяна, шедшая по Азiи въ направленiи къ Парθамъдалека была отъ нихъ.

Сверхъ того, что Готы Северо-Германiи не Готы Дона, а Готы Дуная, всего яснее подтверждаютъ слова Iорнанда (гл. XVI): «этотъ народъ (т.е. Готы), говоритъ онъ, прославилъ себя въ стране, которую онъ занималъ прежде, то есть въ Скиθiи (малой), на берегу Понта -Евксинскаго... Сколько разъ подпадали подъ его власть Вандалы (Ваны, Венды (*), не наложили ли они подать на Маркома­новъ подчинили ли себе князей Квадскихъ (Quadorum principes).

Въ дополненiе: 1) Древнее свое населeнiе Готы навывали Godaheim, т.е. отчизна Готовъ. Походъ же Готовъ въ Godaheim подъ предводительствомъ Годарика т.е. Готскаго властителя Балдурзона, лежалъ чрезъ Силезiю и Польшу (Ист. IIIв. Далина); следовательно понаправленiю къ Дунаю, а не Танаису, куда бы имъ и не пройдти чрезъ пустьнныя земли такъ называемыхъ Сарматовъ. 2) По Инглинга-Сага, Оденъ отъ пределовъ Азiи на Северъ перешелъ съ своей семьей, съ своими Дроттарами (жрецами) и Азами; но по Iорнанду (гл. ХIII) это названiе (asar), означающее господь , Геты или Готы Дацiи, дали своимъ военачалышкамъ после пораженiя Фуска, посланнаго Императоромъ Домицiаномъ для покоренiя Гетовъ за Дунай, въ Дацiю.

Такимъ образомъ сведенiя Снорро Стурлезона, писанныя въ тринадцатомъ веке, истолкованы вопреки всемъ сведенiямъ Исторiи, безъ всякаго уваженiя даже къ историку своему Iорнанду. Но что страннее всего въотношенiи самого Iорнанда: въ предисловiи своемъ онъ обещаетъ описать Иcтopiю Готовъ последовательно, переходя отъ поколенiя къ поколенiю, отъ царя къ царю; а между темъ въ немъ нетъ ни слова о времени Траяна, о победахъ его въ Дацiи,и обращенiи оной въ Римскую провинцiю,(**) о необходимости Готовъ оставить свой Годгеймъ, а главное — великiй Одень, какъ будто длянего не существуетъ.

Къ вышеизложеннымъ сведенiямъ Iорнанда, о первобытномъ населенiи Готовъ въ Дацiи, можно присоединить следующiя:

«По смерти Комозика (Comosicas), — котораго Iорнандъ называетъ rex et pontifex, — принялъ правленiе Кориллъ (Corillus) и въ продолженiи 40 леть управлялъ своимъ народомъ въ Дацiи. Я говорю о древней Дацiи, той, которую занимаютъ теперь Гепиды (***). Сiю Готику, которую многiе называли Дацiей, и которую теперь, какъ ясказалъ, называють Гепидiей, тогда ограничивали съ востока Роксоланы (т.е. Roxani, Rutheni, Русины), съ запада Тамазиты (? – вопрос автора) (****), (Tamazites), на северъ Сарматы, а на югъ Дунай.» (Гл. XII).

«Историкъ Аблавiй упоминаетъ, что тогда какъ Готы жили, какъ уже мы сказали, въ Скиθiи, и на берегу Понта Евксинскаго, (т.е. въ Мизiи) те изъ нихъ, которые были къ востоку, и которыми владелъ Остроготъ, назывались Ostrogothae; неизвестно однако же отъ его ли имени, или по населенiю своему къ стороне востока, носили они это названiе. Tе же, которые жили со стороны запада, назывались Vesegothae.»

Следовательно, соображая съ упомянутыми сведенiями Страбона, Визиготы — суть Дацiане; а Остроготы собственно Готы.

По переселенiи на Северъ, Готы расположились въ томъ же порядке и въ Скандiи: Остроготы къ востоку, а Визиготы къ западу, гдеи была первоначально новая Dacia, а въ последствiи Данiя (*****).

 

 

(*) Местность Вандалъ соседящихъ съ Дацiей, определяетъ Iорнандъ (гл. XXII) «Вандалы въ это время граничили съ Готами со стороны востока – съ Маркоманами со стороны Запада; на северъ оть нихъ жили Hermunduri (Хорваты, какъ объяснится въ Таците о Германахъ); а къ югу ограничивалъ ихъ Дунай.»

 (**) Земли Дацiи были розданы во владенiе ветеранамъ V и XIII легiоновъ; а названiе Zarmize Getusa обращено въ Ulpia Trajana.

(***) Следовательно новая Дацiя, образовавшаяся на Балтiйскомь море, по переходе Готовъ на Северъ, была известна Iорнанду.

(****) Вероятно Talaminzi, Dolmensi, Далматы, жившiе надъ Mopaвiей.

(*****) Первоначальное названiе — Dauciones, Deutshen, сохранилось въ Русскомъ языке: Королевство Дацкое, но не Данское.

(******) Оденъ пришелъ сначала въ Kwenlandia — землю женъ. Ситоны, собственно Suitoni, Suiti, или, отбросивъ букву s по обычаю Финновъ (Далипъ. II cт. III в. Т. I. Глава IV. § 14.) Виты. Откуда и назвавнiе Скандiи Vitala.

После этого событiя, совершившагося въ 98 году по Р.X., становятся понятны слова Iорнанда, которыми онъ началъ свою Исторiю Готовъ: «Въ этомъ безграничномъ море, около созвездiя Медведицы, то есть на Севере, есть островъ Scanzia, о которомъ намъ, съ помощiю Господа, следуетъ говорить; ибо изъ недръ этого острова, народъ, коего вы знать хотите происхожденiе, какъ рой пчелъ высыпалъ на Европейскую землю. Какъ и для чего? — заключаетъ Iopнандъ вопросомъ, и отвечаетъ: это объяснится въ последствiи»

Отсюда становится уже яснымъ, что Готы перешли изъ Готiи Дацiанской въ Скандiю, за области Сайвановъ (Suiuonas, въ другихъ спискахъ Тац. сокр. Suionas), на земли Финновъ (******), изъ коихъ соседственнымъ народомъ должно считать Ситоновъ (Sithones), которые, по Тациту, говорили на Британскомъ наречiи, и были такъ женоподобны, что ими владели жены. Этихъ жителей, соседящихъ съ Севернымъ океаномъ, Готы называли Форнjотеръ, т.е. древнiе Готы.(*).

Остается вопросъ: въ какое же время, по словамъ Iорнанда, Готы высыпали съ острова Скандiи, какъ пчелы на Европейскую твердую землю, населенную Сайванскими племенами ? — Ответъ въ главе XXIII-й.

«Эрманарикъ, наследовавъ Геберику, покорилъ множество воинственныхъ народовъ Севера и подчинилъ своимъ законамъ. Не даромъмнoгiе изъ предковъ нашихъ (т.е. Готовъ), сравниваютъ его съ Александромъ Великимъ; ибо подъ властью его были: Gothos, Scytas, Thuidos, in Aunxis (? – вопрос автора), Vasina broncas, Merens, Mordensimnis, Caris, Rocas, Tadzans, Athual, Navego, Bubegentes, Coldas, и въ заключение, онъ покорилъ также Erulos и Venetes.»

Кажется ясно, что его победы отъ Ютландiи распространялись къ югу до Venedici montes (въ вершинахъ Лабы или Эльбы); а къ востоку по прибрежью Балтiйскаго моря; но ихъ распростерли до р. Волги, узнавъ въ Merens — Мерю, т.е. Черемисъ; а въ Mordeosimnis — Мордву. Простой смыслъ однако же требуетъ избавить всехъ Скиθовъ, а въ томъ числе Мерю и Мордву отъ победъ Эрманарика. Въ его власти были Gothos — Готы, Scytos — Scotti — Чудь, Финны, Thuidos—Switi; и могли быть покорены Сайванскiя племена: Vasina — Varini, Варны; Brоnсаs — Брежане; Meres — Моризане; Саris — Корсь; Rocas — Русь (по р. Росе); Thadzans —Дешане; Navego (? – вопрос автора); Athual — Летуве, Летголы; Bubegentes (? – вопрос автора); Coldas—Goltae, Голяды; Heruli — Горалы,(**) и наконецъ Venedi — по Гельмольду Wuinithi Wuinuli, Венды.

Верны или неверны догадки по искаженнымъ названiямъ, но победы Эрманарика не могли выходить изъ пределовъ населенiя упомянутыхъ Сайванскихъ, преимущественно Литовскихъ, племенъ, въ странахъ прибалтiйскихъ. Допуская даже покоренiе Мери и Мордвы, мы однакоже удовлетворены ответомъ Исторiи, что названiе Германiи, по крайней мере до победъ Германарика, нельзя заменять словомъ Deutschland.

 

 

(*) Hетъ сомненiя, что собственно Финны принадлежатъ къ первоначальнымъ скитальческимъ жителямъ набережной Иверiи и Галлiи; оттесняемые оттуда, они постепенно двигались къ Востоку. Ихъ древняя религiя по названiю главныхъ божествъ Юмала, Торъ, принадлежитъ къ Оденической.

 (**) По реке Хавеле — Хаволяне.


II. САЙВАНИЗМЪ — ТРИМУРТИЧЕСКОЕ  ВЕРОВАНИЕ,  ОБРЯДЫ  И  ОБЫЧАИ  ИНДОВЪ  ВЪ  ЯЗЫКЕ  СЛАВЯНО-РУССОВЪ

 

Изложивъ единство Савиновъ, Савеллiанъ (Savelli) Италiи и Свевовъ, Сайвановъ, или Славянъ Германiи, мы обратимся къ следамъ древняго ихъ верования, обрядовъ и обычаевъ, сохранившихся въ языке.

Если Rhaeti, или Raseni Италiи, по словамъ Тита Ливiя, такъ одичали въ Альпахъ, что отъ своей славной старины ничего не сохранили кроме языка, то нетъ сомненiя что и вообще Сайваны, или Славяне, после тысячелетней борьбы съ Римомъ, а потомъ съ Франками и Готами, не могли сохранить наследiя своего въ зыблемыхъ памятникахъ; но также могли сберечь весь исконный свой бытъ въ языке своемъ, неизчерпаемо богатомъ прошедшей жизнью, и со всехъ ветвей котораго можно легко спуститься къ корню.

ДРЕВНЕЕ ВЕРОВАНIЕ.

Сива. У Славянъ было божество Сива, Жива, Сева (Sieva), Zywie, Zibog; но значенiе его не сохранилось ни въ преданiяхъ, ни въ старыхъ обычаяхъ празднествъ.

Сиваизмъ былъи въ Европе первой гражданственной религiей, распространенной разветвленiемъ Индейскихъ племенъ. Названiе божествъ и многiя слова на прим.:civilis, civicus, civis, civitas, доказываютъ, что первоначальное гражданство Рима было подъ ея влiянiемъ.

Въ Индiи Сива былъ божество въ лике, къ которому собственно и относилось поклоненiе.

Поклонники Сивы — назывались, какъ мы уже объяснили: сайва, сайвини.

Когда Буддизмъ, зародившись въ Индiи, распространился въ разныхъ видоизмененiяхъ по Азiи, проникъ въ Грецiю и потомъ въ Римъ, Тримуртическое верованiе въ Сиву неизменно сохранилось только въ племенахъ не покорявшихся Риму и выселявшихся въ Иллирiю, въ Альпы, въ Галлио, за Рейнъ и за Дунай. Общее религiозное названiе ихъ — Сайвани, изменялось и по наречiямъ и по произношенiю чуждыхъ народовъ, въ Savini Sabini, Sevini, Savelli; потомъ, по наречiю приближающемуся къ Сербскому, въ которомъ вместо славь произносится. савъ — Suevi, Suavi, Σουηβων, и наконецъ Slavi, Slavini.

Bce ихъ божества, разумеется кроме придуманныхъ эрудицiей Миθологовъ, безъ изключенiя принадлежать къ Тримуртическому верованiю и поклоненiю Сиве.

Перунъ, Проно, Паромъ.Въ верованiи Индiи —  — преднiй, древнiй, —  — первый, предвечный, — суть названiя верховнаго таинственнаго божества Парабрамы, или .

 — знач. ударъ, звукъ грома; сост. изъ  и  — звукъ; след. знач. гласъ Перуна.

 — стрела Индры, громовая стрела, сост. изъ  и придат.  — означ. порожденiе, происхожденiе; след. Перуничь — въ Слав. Рiоrипек.

Триглавъ. , проявленный въ тройственности, въ лике трехъ времёнъ: прошедшаго настоящаго и будущаго — носитъ названiе  — т. е. тривременный. Въ значенiи же изображенiя: триобразныйили триглавый .

Ютробогь, ютро.Четыреглавое изображенiе Индры, истока света (*), главы четырехъ стихiй , четырехъ странъ света, четырехъ временъ дня, соответствуетъ Ютробогу. Изъ Индры, какъ предсвета, образовалось утро; а въ отношенiи зарожденiя — ядро.

Световидъ.Верховное божество въ стихiйномъ проявленiи — Индра световодный, называется  или  — т. е. светоконный, белоконный.

Слова: вышнiй, вечный вещiй, вешнiй, — собственно измененiе имени Вишну по его свойствамъ. Въ лике победы, по Южно-Славянски витяжства, онъ есть й Витязь, и носитъ имя  или Арьюна. Какъ божество войны э, Арей (άρης — Марсъ;  — названiе Марса, Арея въ планетной Iеpapxiи) — въ Слав. Яро (ярый— зеленый — харэ) Юрiй, Гуро, (горнiй); въ Южно-Слав. — Iopги, Ioргиле; откуда: Ираклъ, Геркул - есъ, и значенiе Herus, Heros, Герой.

Къ нему относились и витязныя песни (witezna piseń) съ возгласомъ ура! по припеву: й , й э! — победа, победа боже харэ!

Онъ же носилъ названiе ,  — косатый, косоносный — ивътомъ же значенiи —  (левъ, конь — имеющiе космы, гриву).

Празднество Картикея, въ честь божества войны — Харэ Арджуны, было въ месяце  или , соответственно осеннему Юрьеву дню, или на Севере дню Мартина (Marcinec) — малагоЮрья. Весеннiй Юрiй (Мартъ) у Слав. Marec, Marek ,— откуда и Латинское названiе Марсъ вместо Арей, Юрiй.(**)

Дажадь богъ, Дашуба.Соответственно  — правый, десной— десница, названiе Брамы дарующаго.  есть также названiе земли въсвойстве произрастанiя. Отъ даждъ названiе дождь, какъ даръ.

 

 

 

(*) Въ отвлеченномъ значенiи: истокъ, духъ всего есть собственно Брама; ликъ всего — Вишну; бытiе всего — Сива. Атрибуты одного, часто относятся къ другому.

(**) Изменяется по наречiямъ: въ Guro, Girj, Girik, Girka, Iорги, Iеpгилe, Jurgen, Jorgel, Gergel, Jurgel, Jerzy, Jerzyk.

Волосъ, Велесъ.Вишну, какъ хранитель —  — панъ; какъ хранитель живота (стада) , пастырь, въ Лат. Pan. Какъ властитель всего — ( — все, мiръ, земля) — . собств. Васо, Василь, Власъ, властный — въ Греч. Βασιλεύς, Βαδυλεια — власть, область.

Мокошъ, Махошъ, Makosha. Ямо, Сива въ свойстве суда и смерти, въ стихийномъ значенiи земля — , — питающая крава, корова. Отсюда названiе эмблемы Ямо .

Морана, Mарzеna, Marzanna. Соответственно — , .

Поклоненiе древняго верованiя Индiи относилось къ видимой природе, какъ къ обители божествъ. Въ этомъ значенiи поклонялись светиламъ, силамъ стихiйнымъ, и душамъ предковъ, населяющимъ атмосферу, воду, леса, горы. Это поклоненiе составляло поминки родоначалiя.

 

СЛОВА, ОТНОСЯЩIЯСЯ КЪ BЕPOBAHIIO И ОБРЯДАМЪ.

 — светъ, ciянiе, и по этому также названiе солнца.

 — сущее, природа, бытiе, собств. плоть; жертвенный огнь, и также светъ, блескъ, солнце.

 — (въ замен, л) благо, богатство.

,  — дивный divine, celestical, beautiful, charming.

й — божественный, дивный, й — судьба, счастiе, фортуна.

 — божество любви, чувство любви, чистейшая любовь ( ) — прiязнь ( ); отсюда кумовство й — подавленiе плотской страсти, воздержанiе.

 — самобытный, своебытный.

 — истина, совершенство, обязанность — вера.

 — жертвенный огнь.

, по зенд. , жартра, — жертва, въ знач. даянiя.

, джарти, — жрать, жертвовать, по польски соотв. жарты.

 — сходбище, coбpaнiе на мольбу (моль, мольбище, по Чешс. modla (буква d. вставная).

 — моленье.

Отъ , и й  — жертва, жертвованiе, очищенiе, омовенiе (отъ греха);  —жертвующiй, очищающiйся, омовенный —  — служенiе, богопочитанiе. Все эти названiя, тоже, что й —поклоненiе Сиве, и й , поклонники его.

 — обоготворенiе, обоготворенный; соот. слову царь.

 — мощный могучiй.

 — вoзлiянiе на пищу въ поминкахъ; значитъ также чара, чаша — за здравiе или за упокой.

 — чаранiе, чарованiе, совершенiе обряда вoзлiянiя.

 — мытъ, жертва, дань пошлина, долгъ.

 — даръ, жертва, сборъ и также излiянiе, мыть, мытье — омовенiе (отъ долга).

 — мытый, обмовенный, очищенный, уплатившiй дань, долгъ.

 — мытарь, собирающiй пошлину.

 — вещанiе, вечанiе (вече).

 — провещанiе и также названiе свящ. письменъ, Ведъ, въ значенiе правовещанiя, предвещанiя, перваго главнаго вещанiя.

 — противовещанiе, ответъ;  — ведь, — , веденiе, познанiе, и названiе священныхъ книгъ.

 — предведенiе, провиденiе, foresight (*).

 — прореченiе , предреченiе.

, зенд. праннизана — проницанiе.

 — пиръ, веселье.

 — снеданье, снедь.

й — твердость, крепость, сила; отъ , скала, камень, или й гора.

й — обитель вечнаго, вечная обитель, место поклонснiя, жертвоприношенiй, приютъ странниковъ; соответственно Слав, могила, погостъ где собственно и были гόстины, гостинницы.

 

 

(*) По Вильсону это слово также значитъ несчастiе, горе, бракъ (союзъ), выигрышъ, приобретенiе; но Вильсонъ, какъ и во многихъ объясненiяхъ, не постигалъ кореннаго значенiя. Счастье, несчастье, выигрышъ, бракъ, народъ вообще называетъ судьбой, счастливой, или несчастной судьбой, предназначенiемъ. Въ этомъ смысле принято и значенiе слова.

КНИГИ ЗАКОНА.

 

Италiйскiе Савины имели письмена закона. Известно, что Нума ( (?)вообще названiе законодателей) далъ Риму законы, или вернее, первые законы Рима были Сайванскiе, нбо Нума былъ родомъ изъСавинъ. Его 12 таблицъ могли соответствовать 12 книгамъ Ману, аSalii, Saliens — по смыслу значили Славiи, Славленые, Slavny — Salennis,Solemnis.

Тацитъ упоминаетъ о девахъ пророчицахъ Сайванъ, о Веледе и Ауринiи; соотв. имена Слав.: Влада, Iерина (женс, отъ Яро, Юро, Юрина) или Обренiя,

Не основываясь на одномъ сходстве именъ, должно припомнить два стиха изъ древняго Чешскаго стихотворения «Судъ Любуши».

«У едней (девы) су дески правдодатне,

Увторей мечь кривды карайчи (карающiй).

Здесь дева, образъ чистоты и непорочности, держательница дски (?) закона, или меча, имеетъ тоже значенiе что и  — божество; въ женск. роде богиня, и также величанiе: дивная, божественная.

Правдодатный т. е. дающiй правду, собственно приговоръ, соотв. Санск, ,(*) означающему также приговорь, совещанiе, провещанiе;  — совещанiе, совещающiй.

Упоминанiе о дскахъ правдодатныхь подтверждаетъ существованiе у Славянъ начертанiй ( — черта, to paint, to delineate). Слово писать существуетъ во всехъ Славянскихъ наречiяхъ и имеетъ одинъ корень съ печать. Печатать, въ первоначальномъ значенiи прикладывать руку,  пять пальцевъ. Инд. , по Зенд. произн. , значитъ рисованiе, писанiе;  — рисовать, писать. Равно какъ , по Зенд. произн. , также значитъ рисованiе,; писанiе, сближаясь съ  —резъ, резать; или  — рушить (въ знач. резать).

Ясно, что древнiя письмена у Славянъ резались какъ и у Римлянъ, Грековъ и другихъ народовъ на дскахъ, посредствомъ резца (stylet). Листы некоторыхъ растенiй, кора, лубокъ, были первоначальною бумагой. Существующее до сихь поръ у простаго народа отпечатыванiе (въ роде политипажнаго) сказокъ и такъ называемыхъ лубочныхъ картинъ, можетъ служить некоторымъ доказательством что лубки у Руссовъ заменяли некогда бумагу, а равно и объясняетъ слова Черноризца Храбра: «Прежде оубо Словене не имеху книгъ, нъ чрътами и резами чьтеху и гатааху.».

Здесь слово книга употреблена въ новомъ значенiи и форме, современной Храбру, и преимущественно въ значенiи священнаго писанiя. На востоке же, по ciе время, письмена составляютъ coбpaнiе дощечекъ, въ роде картоновъ, на которыхъ писано или печатано съ одной стороны.

Санскритское слово  —  (**) значитъ решенiе. заключенiе, постановленiе, конъ; й конать, законать, закончить, кончить, заключить;  — ключь;  также знач. речить, решать, совещаться.

У насъ слово конъ, въ древности и употреблялось въ значенiи законъ — совесть,заветъ. По Черноризцу Храбру, книги конни, значитъ законныя, изконныя; ибо они «отъ кона суть» т,е. отъ начала, отъ постановленiя вещей.

Такимъ образомъ слово конъ, столь однозначительное съ , или  можетъ объяснить и значенiе слова книга, по общему какъ въ Санскритскомъ, такъ и въ Славянскомъ языкахъ окончанiю , на пр. сонъ — сонникъ (собранiе сновъ); трава — травникъ; гунна — количество, число, счисленiе,  — числитель (въ Ариθм.) и счислитель въ значенiи собранiе счисленiй: такъ отъ  — конь, , — сочетающей, сочетанiе, собранiе постановленiй, правилъ — собственно , законникъ, что и значило въ древнемъ смысле книга, по прежнему писанiю кънига.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!