тенденции их развития 1 страница



 

Современное человечество, как показывают наблюдения, образуют два типа наций – капиталистические и посткапиталистические или социалистические нации, находящиеся в постоянном процессе взаимодействия, развития и изменения. Формально, на уровне обыденного сознания или здравого смысла, а он, как известно, плохой попутчик в научном поиске, буржуазные и иные этносы не различаются. В действительности их различия существенны.

В отличие от социалистических, капиталистические нации имеют, как впрочем и исторические общности предшествующих антагонистических формаций и люди их образующие, как показал материал предшествующих тем, двойственную, биполярную, классовоантагонистическую структуру. Они образованы отличными друг от друга укладами хозяйственной (экономической) жизни, разными условиями (территориями) обитания, двумя языками, культурами, резко различаются психически, а также и биологически (о чем свидетельствует медицинская литература. Болезни – и те разные... Примеров этому и художественно – литературных и научных предостаточно. В.Г. Белинский метко подметил в свое время, что русский мужик и ест, и пьет, и одевается, и разговаривает иначе, нежели русский барин. От барина, одетого во французское платье, пахнет французскими духами, от мужика в лаптях и армяке разит горохом и редькой... Эта же биполярность сквозит в «энциклопедии русской жизни» романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Здесь многие соседи Лариных не в состоянии двух слов связать на родном языке. Могут возразить, что это де феодализм, притом российский. Но и в современной Великобритании, как свидетельствует лингвистика, английский джентльмен никогда не опустится до сленга пролетариев и напротив... «Грешны» тем же современные нувориши нашего общества... Язык «новых русских» родил немало анекдотов.

Наконец, следует заметить, что поданным естественных наук, образующие нацию социальные составляющие имеют отличные друг от друга биологические основы, о чем весь материал «Антропосоциогенеза классовых обществ» по поводу которых, опять же применительно к российской действительности, Л.Н. Толстой выразился вполне определенно. «Если бы наши представители голубой крови хоть изредка не спаривались с этими лошадьми, (он имел в виду крестьянских девок и парней – Б.Г.) то дворянский род в России (и не только в ней...) давно бы прекратил свое существование. И здесь спасала грубая мужицкая сила». С пафосом заканчивает он по воспоминаниям М. Горького (смотрите А.М. Горький «Воспоминания о Л.Н. Толстом». «Хорошо бы написать о том, как наша жизнь. богатых классов, есть неперестающее воровство, грабеж, которые смягчаются хотя отчасти для тех. кто родился, воспитан в этом грабеже, но которые для тех, кто увеличивают грабеж получением мест у капиталистов, у правительств, есть подлость. Для всех же есть лицемерие» (Л. Толстой. Из «Дневника для самого себя». Книжки за 1990-1901 гг. Цитируется по газете «Советская россия». 20.11.2010 г. № 127 (13 489), с. 4.). Эти же тенденции сквозят в работах современных западных социологов, медиков, генетиков. Смотрите, к примеру, исследования Р. Миллса, Ф. Ландберга, Т. Веблена и пр.

Этой двойственности нет в формирующихся социалистических, посткапиталистических нациях. В них на первый план по всем этническим параметрам и основаниям выходят отличия представителей различных стран и профессиональные отличия «полуклассов», групп, страт, праздных слоев, трудящихся. Как свидетельствуют показатели социологических, медицинских и прочих исследований, различия эти также подвижны, например, для рабочих, фермеров и интеллигенции, причем и социально и биологически, и носят строгую, фиксируемую наукой, направленность, обусловленную изменениями МТБ общества и развертыванием НТР. Осязаемо это представлено материалами предшествующих тем, советскими и американскими работами по космической медицине. Социальная и биологическая направленность профессионального развития людей частично рассматривалась нами в прошлых темах, фиксируется исследованиями социологии, медицины, генетики и не требует здесь специального анализа. Разница же в структуре современных национальных общностей может быть на основании этих исследований, иллюстрирована для наглядности таким образом:

 

В первом случае деление этноса осуществляется по принципу господствующая (Б – буржуа), подчиненная (П – пролетариат) часть (класс) нации. Во втором – по профессиональному: рабочие (Р), крестьяне (К), интеллигенция (И). В третьем – по стратам – «элита» (Э), «менеджмент» (М), «золотые» (З), «белые» (Б), «синие (С) воротнички», андеграунд класс (А).

Социалистические и посткапиталистические нации возникают при этом из и на основе предшествующих капиталистических наций, демонстрируя естественную последовательность этногенеза.

Различия современных наций закладываются, как показывает история, осуществляющимися революционно и эволюционно, «советским» либо «шведским» путями, социальных преобразований.

Результатом этих преобразований служит естественный рост количества наций в современном мире. Если к середине XIX века наука фиксировала менее десятка этнических образований отвечающим параметрам нации, то сегодня ООН образуют уже более 250 наций и их количество в перспективе постоянно возрастает. Только развитие и крах СССР добавили к этой организации около двух десятков наций. Соответствующие «вклады» обеспечили рост национально-освободительных движений ХХ века и исчезновение Британских, Французских и прочих колониальных империй. Этот процесс далек от завершения, образуя национальный вопрос современного антропосоциогинеза.

По данным А. Вебера «Социс», например, уже к середине XXI века количество наций перевалит за 300 независимых образований современного человечества, увеличивая остроту (а не снятие!) национального вопроса.

Находящиеся в постоянном взаимодействии и образующие, наряду с другими этническими общностями, современное человечество, нации обнаруживают определенные тенденции (закономерности) не только количественного развития. В развитии типологически неоднородных капиталистических (классовоантагонистических), социалистических (с дружественными «полуклассами»), посткапиталистических, «постиндустриальных» с их стратами (в которых царит классовый мир - «классовое партнерство»), согласно данным гуманитарного знания, налицо две объективные тенденции, закономерности:

1.Самоопределение

2.Сближение, интернационализация, интеграция, глобализация.

Проявляют они себя, однако, не одинаково, по-разному на разных этапах истории и в разных способах производства общественной жизни. Не являются они и уравновешенными, по воздействию на человека.

Согласно данным эмпирии новой и новейшей истории при капитализме тенденция самоопределения осуществляется часто в ущерб и за счет других этносов. Межэтнические и межнациональные отношения носят обостренный экстремальный характер. Тенденция интеграции, сближения, интернационализации при переходе капитализма от низших стадий к высшим (от простой кооперации периода первоначального накопления капитала, к мануфактуре, классическому капитализму, империализму…) чем далее тем более преобладает и осуществляется в насильственных формах колонизации, закабаления народов, локальных и мировых войн за раздел и предел мира, сегодня в формах неоколониализма. В результате такого развития к началу ХХ века ¾ мира превращается в сырьевой придаток немногих сильных мира сего, в «неорганические условия существования» капиталистических стран – метрополий. Примерами, иллюстрирующими обе тенденции, может служить история России дооктябрьского периода, Англии, Франции и прочих колониальных империй.

Согласно этим закономерностям, например, становление капитализма в России XIX века сопровождались переходом к новой стадии этнических процессов – формированию русской нации. Как и во всем мире становящегося и развивающегося капитализма, фундаментальные основы процесса были заложены формированием единого товарно-рыночного хозяйства (экономики) страны.

Хозяйственное строительство сопровождалось реализацией территориального единства и притязаний, обеспечивающих источники сырья, рынки сбыта, душевой рабочей силы. Содержание российской политики в этом аспекте состояло в присоединении, колонизации (мирной и насильственной) преимущественно приграничных инородческих регионов (Финляндии, Польши, земель западной Белоруссии и Украины, Молдовы, Кавказа, Средней Азии, Дальнего Востока…). История Российских и не только взаимоотношений с инородцами, ее плюсы и минусы, общеизвестна. Она включает два актуальных для социологии и социальной антропологии аспекта, а) социальный и б) биологический. Оба требуют глубочайшего исследования в социальной антропологии и представлены богатой литературой[203].

В социально – экономических процессах России XIX века, наряду с ними, связанное с именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и других, осуществлялось становление современного литературного русского языка.

В человеческую цивилизацию уверенно входила русская культура представленная композиторами «Великой кучки», художниками – передвижниками, русским балетом, театром и т.д., и т.п.

Во всех этих проявлениях социально – экономической, политической и культурной жизни выковывался русский национальный характер, психологическая характеристика нации.

Таким образом, на примере России повсеместно в мире осуществлялся многоплановый процесс формирования параметров характерных «нации», как высшего (сравнительно с прошлыми общностями) этнического образования, ее самоопределение.

Самоопределение русской нации сопровождалось часто закабалением и ограблением инородческих окраин, шло за счет их, часто в ущерб им.

В 1912 году Пермские «Губернские ведомости» писали, например, о коми-пермяках Пармы, 60% коих больны, безграмотны и в целом, как многие иногородцы России, обречены на вымирание.... Эти примеры можно множить. Благодаря им вполне правомерно в XIX веке Россия получила статус «тюрьмы народов».

Под прессом социально-экономических причин, наряду с самоопределением, происходило сближение этносов – племен, народов, народностей страны. Часто оно осуществлялось в форме насильственной русификации меньшинств. Насаждение новых производств, русского языка, культуры, религии… осуществлялось принудительными, вплоть до силы оружия и армии, мерами. Все это не давало, тем не менее, ожидаемого эффекта, но порождало национализм и «национализм» вплоть до шовинизма, в том числе – великодержавного русского.

Все эти процессы широко представлены разнообразными жанрами литературы. Именно они породили и актуализировали, заложили основу современного национального вопроса и национальных проблем нашей страны и мира, его национально – освободительные движения и национально – освободительные революции, которые могли бы стать темой специального исследования, отдельной лекции.

Аналогичными путями, окрашенными местной спецификой, идущими где-то раньше, где-то позднее, шел этногенез всех великих колониальных империй.

В Великобритании, например, развитие товарно – рыночного хозяйства сопровождалось территориальной консолидацией страны, становлением буржуазной национальной культуры, литературного языка Т. Мора и В. Шекспира…, формированием психического склада жителей «холодного Альбиона»….

Внутренний этногенез сопровождался внешним оформлением Британской колониальной империи. «Владычица морей» захватила, осуществляя великие географические открытия, более 70% земельных владений мира, в которых насаждались всяко – и мирно и отнюдь… (Об этом свидетельствует, в качестве примера, восстание сипаев Индии – жемчужины британской короны). Английский язык, культура, религия…[204].

Подобные примеры можно тиражировать применительно к любой сверхдержаве прошлого века, но полно.… Для этого существует эмпирия новой и новейшей истории.

После Великой Октябрьской Социалистической революции и национально – освободительных революций в России, при социализме, а в дальнейшем в постиндустриальных обществах обе тенденции сохраняются. Однако, проявляются они иным, нежели в прошлом, образом. Свободное самоопределение становится вначале формальным, а далее и реальным принципом политики социалистических государств и далее посткапиталистического мира в целом. Для России это нашло выражение, к примеру, в самоопределении Польши и Финляндии после 1917 года, а затем в образовании самостоятельных равноправных (порой формально) республик СССР. Поэтому в условиях перестройки и распада СССР процесс продолжился парадом суверенитетов. Первый съезд писателей СССР, как отмечал А.М. Горький, говорил на 13 национальных языках. Последний Съезд писательской организации Союза ССР общался уже на более чем ста национальных литературных языках, в том числе вновь сформировавшихся уже при Советской власти.

В этом свидетельство незавершенности развития национального вопроса то бишь этногенеза в СССР, как констатировал это некогда ХХV съезд КПСС, а, напротив, его дальнейшего прогресса и обновления, обретения нового качества. Количественная и качественная характеристика наций СССР и мира существенно трансформировались к сегодняшнему дню. В этом, наряду с изменением хозяйственных (экономических) связей и социально – классовых отношений, причина сегодняшнего обострения национального вопроса в СНГ, СФРЮ, ЧССР…, Швейцарии, Канады и многонационального мира в целом… (не вписывающегося уже в узкие юридические рамки государственного законодательства СССР 1924, 1936, 1977, 1993 годов) и иных империй.

«Парад суверенитетов», а точнее возникновение на смену немногочисленным прежним огромного числа новых наций испытал весь мир, что выразилось, например, в кризисе колониализма и образовании на его развалинах Британского содружества наций, СНГ и иных суверенных государств. Только на Африканском континенте во второй половине ХХ века образовалось около сотни новых национальных образований составляющих некогда владение Англии, Франции, Голландии, Германии, Португалии и прочих стран. Сегодня, продолжая этногенез аборигены США требуют независимости, как и провинции Канады или кантоны Швейцарии…

Но, как прежде, в диалектическом, т.е. внутренне противоречивом, единстве с самоопределением и не вопреки, а наряду с ним в условиях экономической интеграции развивается сегодня тенденция к сближению, интернационализации, интеграции этнических, в том числе национальных, образований. (Как народ древние египтяне возникли путем сложения многочисленных племен населяющих долину Нила…. Русские представляют сплав многочисленных славянских и не славянских племен…. Американцы, немцы, французы… - результат все той же часто отнюдь не безболезненной для человека, его биологии, генетики, энергетики, закономерности). Если на этапах начального накопления капитала, во времена Великих географических открытий в особенности, этноинтеграция приобретала часто формы насильственного присоединения, закабаления, ассимиляции, угнетения…, а то и уничтожения народов и народностей развитыми, сравнительно с ними, странами, что нашло выражение в колониализме и неоколониализме обусловивших национально – освободительные движения и революции XIX, ХХ веков, то интернационализация при социализме и в постиндустриальных обществах обретает ярко выраженную, пусть порой на словах, т.е. вначале формально, гуманистическую окраску, выразившуюся в добровольном образовании многонациональных с присущей им дружбой народов, СССР, Мировой социалистической системы, Единой Европы, того же Британского содружества наций…

Распад социалистического содружества, СССР…, образование СНГ и парад суверенитетов повсеместно в мире – свидетельство того, что две тенденции этногенеза не остаются неизмененными в историческом своем взаимодействии в условиях количественного и качественного роста вновь складывающихся и прежних этносов.

Они изменчивы. Тем не менее, как свидетельствует исторический опыт, тенденция сближения национальной жизни под давлением глобализации, экономической интеграции является все же преобладающей. Она, несомненно, будет усиливаться повсеместно в мире и в том числе СНГ. Рассмотренные прежде закономерности социально – экономического прогресса в мире порука тому. Для тех же ТНК и глобальных корпораций уже не существует национальных границ. Они наднациональны, интернациональны и обуславливают целую цепь этнобиологических, этногенетических изменений, создание новых не существовавших прежде более обширных этнических образований.

Для политики, социальной антропологии и социологии современного общества важное значение приобретают, чем далее, тем более, пути, способы, механизмы формирования различных новых этносов и, в частности, современных наций, т.е. средства реализации управляемого этногенеза. В них – решение современного национального вопроса ставшего особенно острым и актуальным в последнее время. В них залог взвешенной консервативной, реакционной или прогрессивной политики, нацеленной на формирование современного человека.

Как зафиксировала историческая эмпирия, пути реализации закономерностей (тенденций) этногенеза в прошлом и современном национальном развитии в том числе имеют ряд общих последовательно реализующихся моментов:

1. В становление новых исторических этнических общностей (род, племя, народность, нация) во-первых повсеместно осуществляется становление единого хозяйственного (экономического) организма – хозяйственная интеграция.

2. Складывание единого хозяйства исторического этноса влечет за собой преодоление территориальной разобщенности взаимодействующих, задействованных в едином хозяйстве этнических единиц, создает «прозрачность» границ, снятие таможенных барьеров их ослабление как в пределах отдельных полиэтнических стран, государств, так и в региональном масштабе моноэтнических. Еще до недавнего времени территориальное разделение СССР, например, носило чисто формальный характер и существовало только на картах. Сегодня оно (думается временно) основа территориальных притязаний участников СНГ. Территориальная разграниченность капиталистических наций также не остается неизменной. Ярчайший пример тому территориальная изолированность Японии еще в прошлом веке, когда любой иностранец ступивший на землю поднебесной карался смертной казнью, и ее нынешняя открытость миру. Вначале Россия, а по ее примеру США в прошлых столетиях силой пушек корабельной артиллерии открыли Японию миру. Сегодня она сама открывается для него.

3. Хозяйственная интеграция и преодоление этно – территориальной разобщенности упирается в языковые барьеры, которые успешно (не значит безболезненно!) преодолевались в прошлом и преодолеваются современными этносами. В мире формируются международные языки межнационального общения….

4. Процессы хозяйственного, территориального и языкового развития обуславливают, в свою очередь, формирование общих черт этнических культур, и единой общечеловеческой культуры в перспективе.

5. Во взаимодействии вышеобозначенных изменений складывается, очевидно, единый сходный психический склад этнических единиц человечества. В СССР этот процесс нашел свое отражение в оформлении советского характера так и не понятного фашистской пропагандой, ведомством Геббельса, характер, в котором нашли интегрированное выражение лучшие черты народов СССР, в процессе его существования.

Этими путями формировались этнические общности прошлого и настоящего.

В развитии этнических общностей наблюдаются при этом общие для прогресса объективной реальности закономерности: высшие этнические общности развиваются на низших и на их естественно исторической основе, получающей при этом некоторое доразвитие…. Так, нации формируются из предшествующих этнических единиц и на их основе. Родоплеменные свойства при этом не уничтожаются, а получают дальнейшее совершенствование, диалектическое отрицание, снятие, в рамках высшего этнического образования. Это же присущее свойствам этноса – хозяйственным, территориальным, языковым, культурным, психическим, интегральным человеческим.

Рассмотрение вышеизложенного материала позволяет предполагать, что в будущем в перспективе исторического развития социальной антропологии, социологии и политике предстоит столкнуться с новыми, более широкими, нежели нация, этническими образованиями и явлениями. Посткапитализм, как и «социализм творит новые исторические общности людей»…, и это, очевидно, не слова.

 

3. Прогностика этногенеза. (Будущее наций)

Сегодня международная система национально-государственных образований претерпела значительные изменения.

К началу ХХ века мировой национальный порядок олицетворяли 6-7 великих держав с их колониальными владениями, сферами влияния и политическими союзами.

В результате распада колониальных империй в мире возникли сотни национальных государств. В постконфронтационный период с крушением мировой соцсистемы, СССР, СФРЮ, ЧССР… и выделением при этом десятков самостоятельных государств эта традиция получила новый импульс. Если процесс пойдет дальше, а это, судя по всему, не исключено, образование наций продолжается и далеко от завершения, то, по мнению экспертов, число самостоятельных, суверенных национально-государственных образований уже в ближайшие десятилетия в результате реализации тенденции к самоопределению может возрасти.

По мнению, к примеру, А. Вебера, в ближайшей перспективе, в процессе «парада суверенитетов» на смену недавно существовавшим полутора сотням придет более трехсот самостоятельных государственно-национальных образований современного человечества и с этим выводом нельзя не согласиться. Процесс образования наций в мире продолжается. Национальный вопрос, таким образом, как, впрочем, предвидел В.И. Ульянов (Ленин) – вопрос, в том числе и отдаленной перспективы…

Дробление, энтропия существующих ныне государств по этническому, национальному признаку способно повергнуть всю международную систему в состоянии хаоса.

В связи с этим для политики, социальной антропологии и социологии современного общества важное значение приобретают ясные представления о путях формирования различных этносов и будущее современных наций, т.е. современные тенденции реализации этногенеза как интегрального процесса обмена веществ между Н и В; с, б, х, физикой человека и его общностей. В них решение национального вопроса ставшего особенно актуальным в последнее время. В них – залог социологически грамотной политики по отношению к человеку, и человечеству.

Характер современного этногенеза, суверенизации и интеграции, позволяет прогнозировать перспективу развития наций, национального вопроса, будущее этнических общностей. Не смотря на остроту национальных проблем повсеместно в мире фиксируемую, например, «Курьером» ЮНЭСКО и очевидную для нашей страны, Югославии, Англии (проблема Ольстера), Канады (англо – французские, англо-франкоязычные трения), США, Швейцарии (где кантоны требуют суверенизации)…, есть все основания для вывода о формировании на основе и из наций более широких, вплоть до единого человечества в перспективе, исторических общностей. Основаниями для такого прогноза о перспективах этногенеза являются результаты его на уровне локальном (отдельных стран), региональном (континентальном), глобальным (общечеловеческом). Для иллюстрации этого процесса сошлемся на пример нашей страны. В других странах, при общности закономерностей этногенеза, конечно же существовала специфика не снимающая, однако, общих проявлений процесса.

После победы социалистической революции и образования СССР в нашей стране начинается процесс реализации объективных закономерностей переходного периода от капитализма к социализму, читай посткапитализму, - создание единого пропорционально развитого и планомерно развивающегося в условиях становления коллективной собственности, хозяйства. В этом процессе реализовалась основная объективная потребность социалистического строительства – создание интернациональной социалистической плановой экономики.

Вовлекающий в совместную хозяйственную деятельность все некогда остальные окраины России, этот процесс консолидации производительных сил, их интеграция, наталкивался на территориальную разобщенность образовавших Союз народов и народностей. Под влиянием прежде всего экономических, а также социально-политических, культурных и идеологических потребностей территориальная разобщенность народов СССР ослабевала. Границ установленных союзных и автономных республик практически не существовало. Они сохранялись лишь на административных картах, т.е. формально.

Реализация единой социалистической экономики страны встретила далее очередное языковое «препятствие». Для обслуживания складывающегося единого хозяйственного комплекса и его нормального функционирования стал необходимым общий технологически развитый язык обслуживающих хозяйство спецов. В условиях полиэтничного (более ста народов и народностей) государства таким языком межнационального хозяйственного вначале общения мог стать и становится технически и технологически наиболее развитый язык. Таковым в условиях СССР стал русский язык. Прежде, в царской России, насаждаемый насильственно, но не нужный часто экономически, он не нашел распространения даже под давлением силы. В условиях социализма под влиянием хозяйственных и социальных потребностей, он становится языком межнационального общения для 90% (данные переписи 1979 года) населения страны. Кстати, теми же экономическими причинами в первую очередь объяснялось распространение в мире отнюдь не из любви к Британии, английского языка, на котором сегодня общается ¾ человечества. Одновременно с развитием передового капиталистического способа производства и распространения его, Англия – пионер капиталистического строительства – распространяла и, технологически обслуживающий этот способ производства, язык. Своей передовой, в сравнении с феодализмом экономикой, капитализм завоевывал мир, в том числе и в лингвистическом аспекте.

Создание единого хозяйства, преодоление территориального и языкового барьеров в условиях единого государства обусловили далее формирование единой советской культуры народов СССР наряду с развитием ее образующих национальных культур.

Наконец, все вместе взятое – единое хозяйственное пространство, общая территория, язык межнационального общения, социалистическая многонациональная культура, обусловили оформление психологии советских людей с особой силой проявившейся в годы Великой Отечественной войны в чертах советского характера, так и не понятого идеологами фашисткой Германии да и Запада в целом.

Общим результатом всех вышеизложенных закономерностей явилось образование новой исторической общности людей – получившей название Советский народ. Понятие, очевидно, весьма условно и локально. С образованием подобных общностей в других регионах мира объединенной Европы, например, история определит и обозначит таксономически новое явление более точно. В теоретической литературе новое образование определялось как новая общность людей характеризующаяся: единой экономикой, территорией, культурой, языком межнационального общения, союзным государством, общими целями. Не трудно, однако, заметить, что не смотря на некоторые новации в определении, новый этнос по своим параметрам(основаниям) сходен с предшествующими, из которых и на основе которых он возник. В ходе его становления очевидно действие все того же закона развития и соотношения высшего и низшего.

Создание новой этнической общности подтвердило выдвинутую еще В.И. Лениным идею о создании социализмом, читай посткапитализмом, новых форм человеческого общежития (П.С.С т. 24, с. 40), проявлением которых являются: развитие единого хозяйства, снятие территориальной разграниченности, преодоление языковых барьеров, выравнивание и интеграция культур, формирование общего психологического склада многонациональных государств. Сегодняшний распад СССР – свидетельство противоречивости перехода процесса на качественно новый уровень развития. Аналогичные процессы характеризуют этногенез как в бывших странах Мировой Социалистической системы так и в постиндустриальном обществе Запада и Востока.

Социализм или посткапитализм создает высшие формы этнического общежития не только в государственном, но и в надгосударственном масштабе следуя поступательному развитию производительных сил общества. Любопытные явления обнаруживались при анализе тенденций развития стран Мировой Социалистической системы. С ее формированием в этих странах развернулись мощные процессы экономической интеграции. Примером и материальным выражением этого служило создание в 1949 году СЭВ. Входящие в Совет государства в своем существование подчинялись 5-летним и перспективным долгосрочным единым планам развития, корректируя созидательную деятельность соответственно общему плану хозяйственного развития СЭВ. Практически налицо было складывание единого хозяйственного организма системы.

Вполне естественно, что хозяйственная интеграция тормозилась пограничными барьерами участников процесса. Под давлением, прежде всего экономических потребностей эти пограничные барьеры существенно трансформировались. Это нашло выражение в качественном изменении пограничных и таможенных режимов братских стран. Таможенно - пограничные режимы стран социализма носили совершенно иной характер, нежели с капиталистическими странами. В ряде случаев с ПНР, например, не существовало даже постоянной в нашем понимании пограничной службы с польской стороны[205].

Создание единого хозяйственного комплекса стран социалистического содружества безотлагательно потребовало преодоления существующих языковых препятствий меж ними. Необходимостью становится язык межнационального общения способный обеспечить эффективную эксплуатацию и функционирование экономики СЭВ. Таковым в них фигурировал русский, изучаемый в качестве обязательного. Почему именно русский, а не немецкий, или чешский, например, не менее технологически развитые? Здесь очевидно проявилась дань уважения к пионеру социалистического строительства и стране с наибольшим хозяйственным потенциалом. Кстати, с развалом МСС угас и интерес к русскому языку.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!