К теме а). Тренинг на усвоение элементов актерского мастерства.



 

Основная цель тренинга элементов актерского мастерства заключается в том, чтобы добиться у молодого специалиста творческого сценического самочувствия посредством воспитания и совершенствования его сенсорных умений (т. е. совершенство­вания зрительных, слуховых и других ощущений, развития анали­заторов: умения сравнивать, различать, находить сходство между различными предметами в том или ином отношении — в отноше­нии формы, цвета, ощущений и т. д., выработки точных движений и действий).

Работа над развитием и совершенствованием сенсорных навы­ков и умений неразрывно связана с постепенным освоением действия в условиях вымысла, развитием творческого вообра­жения и фантазии.

На пути овладения этими умениями существует три фазы:

1-я — освобождение мышц и интеллекта от излишних посто­ронних напряжений и зажимов;

2-я — сосредоточение творческого внимания на нужном объек­те;

3-я — способность выполнять сценическое действие серьезно и убежденно, чему способствуют творческое воображение и фанта­зия, которые и рождают чувство веры и правды.

Физиологической основой внимания, что конкретно доказал и показал в своих трудах И. П. Павлов, является безусловный исследовательский рефлекс, которым человек связан с окружаю­щей средой. Этот рефлекс позволяет концентрировать возбужде­ние в определенных участках коры головного мозга и создавать торможение в других. При изоляции внимания от факторов окружающей среды нарушаются ассоциативные связи, которые образуются в результате воздействия окружающего мира на органы чувств человека.

В свою очередь творческое воображение и фантазия целиком основаны на опыте, и, как мы знаем, есть не что иное, как способ­ность комбинировать отдельные элементы опыта, иногда в таких сочетаниях, в каких эти элементы в реальной действительности не встречаются. Например: русалка или черт — образы сказочные, фантастические, в реальной действительности не существуют, но элементы, из которых составлены эти фантастические образы, взяты из жизни: человеческие тело и голова, рыбий хвост у русалки, козлиная борода, рога, копыта у черта и др.

Фантастические образы в любом искусстве характеризуются необычайной конкретностью и предельной осязательностью.

Чтобы приобрести необходимые навыки и закрепить их в сценическом искусстве, существует метод многоступенчатой «настройки», который проверен многолетней практикой К С Ста­ниславского, В. И. Немировича-Данченко, Е. Б. Вахтангова, В. Э. Мейерхольда и других выдающихся мастеров сценического искусства.

1-й ступенью творческой настройки является «Плакат», на котором формулируется и записывается очередная задача тре­нинга. Плакат вывешивается на несколько дней в классе и сменяется плакатом с последующим заданием. Такие плакаты помогают студенту наладить непрерывное подсознательное автоматическое самонаблюдение, наблюдение друг за другом и взаимный контроль учащихся.

2-я ступень — упражнения на мышечное раскрепощение и свободу.

Чтобы лучше и полнее почувствовать мышечную свободу, нужно прежде почувствовать границу полного напряжения — зажима (сожмите до предела кулаки и сразу расслабьте их, стряхните напряжение как мокрую тряпку; проделайте то же с руками, шеей, грудью, ногами).

3-я ступень — коллективные упражнения на сосредоточение внимания, когда вся группа одновременно выполняет комплекс таких упражнений:

Пишущая машинка.

Педагог или дежурный по классу распределяет между учащи­мися буквы авфавита и знаки препинания, задает слово или фразу, хлопком обозначает удар «клавиши», каждая буква отвечает хлопком в той последовательности, в которой они стоят в слове или фразе. Конец слова отхлопывают все вместе.

Линотип.

Дежурный задает слово или фразу. При нажатии «клавиши» (хлопку дежурного) каждая «буква» отправляется на «отливку» (на линию отливки, обозначенную дежурным). «Отливают» не по строчке, как в настоящем линотипе, а по одной букве и слову По хлопку дежурного «буква» становится на линию «отливки». На каждом хлопке присоединяется следующая буква. Когда слово «набрано», оно «отливается», то есть по хлопку оставшихся, составившие его произносят слово хором и «рассыпаются», садясь на свое место

Арифмометр.

Цифры распределяются от единицы до нуля (он же десятка), распределяются знаки — плюс, минус, умножение, деление, ра­венства. Дежурный задает комбинацию. Например: 6 умноженное на 4, минус 8, плюс 5. По хлопку дежурного встает каждый последующий знак и сразу садится После знака равенства встает результат — 21 (2 и 1), хлопают, садятся. Встают все, принимавшие участие в этом действии, одновременно хлопают и садятся.

Подобных коллективных упражнений в практике существует много, их можно придумывать. Проводить может преподаватель, но лучше поручать проведение упражнений дежурному студенту, это приучает каждого тщательно готовиться к своему дежурству

4-я ступень — упражнения на настройку творческого вообра­жения и фантазии.

а) Цепочка ассоциаций: дежурный называет предметы, объекты, процессы, явления и т. д. (например: радуга, гроза, ледоход, сенокос, парад и т. д.). Каждый, на кого укажет дежурный, рассказывает свои видения.

б) Биография предмета: каждый выбирает предмет по своему желанию и придумывает его биографию. Например: Стул. Можно сочинить такой рассказ. В лесу рос клен. Приехали лесорубы, спилили клен. Увязали в плот вместе с соснами, спустили на воду... Можно описать путь, где проплывал плот. И т. д. Биогра­фия должна заканчиваться оправданием появления стула в дан­ном помещении.

в) Рассказать биографию встретившегося сегодня прохожего.

г) Групповое сочинение рассказа.

Дежурный задает тему рассказа. Например: «Случай на охоте». Один начинает рассказ, по хлопку дежурного рассказ подхватывает следующий... Важно, чтобы в рассказе появлялись неожиданные повороты и каждый старался сделать рассказ интересным и действенным.

5-я ступень — упражнения на физическое взаимодействие с партнером.

Парные физические упражнения, заставляющие внимательно следить за партнером. Например: пилка дров, перенесение груза (бревна, рельса и т. д.), игра в теннис, действия у зеркала (парт­нер — отражение).

Эти упражнения выполняются в замедленном темпе, с задачей быть предельно внимательным к партнеру и ставить себя в зависимость от него.

6-я ступень — индивидуальная работа с «воображаемым предметом».

После ряда упражнений на отработку отдельных элементов приобретенные навыки в процессе тренировок необходимо соеди­нить в нечто целое, где можно переходить к простым физическим действиям с определенной целью. Этому служат более сложные упражнения на беспредметные действия, то есть на действия с воображаемым предметом. Например: пришить пуговицу, почис­тить картошку, склеить коробку, растопить печь и т. д. Такие упражнения с воображаемым предметом помогают разбудить мышечную память физических действий, проверить их логику и последовательность, правильность ощущений предмета в мышцах, особенно в подушечках пальцев.

Лучше, когда студент сам выбирает себе знакомый предмет. Преподаватель и дежурный должны тщательно проверять, не перегружено ли упражнение изобилием действий и предметов (лучше, когда предмет один или два) и следить за правильностью и точностью выполнения этих упражнений.

После овладения простейшими физическими действиями и добившись правдивого их исполнения, можно переходить к более сложным. Например; накрыть стол к приходу гостей, собраться в дорогу, устроиться на ночлег в лесу или в поле. И т. д.

Для лучшего наполнения практических занятий качествен­ными упражнениями рекомендуем каждому студенту перед его дежурством внимательно просмотреть нужный раздел в книге «Гимнастика чувств (Тренинг творческой психотехники)» С. Гип­пиуса, изданной изд. «Искусство» в 1967 г. Ее разделы содержат упражнения, взятые из практического опыта К С Станислав­ского, Е. Б. Вахтангова и их последователей — М. О. Кнебель, А. Д. Попова, Б. Е. Захавы и других.

Следующая важнейшая ступень освоения действия в условиях творческого вымысла — работа над этюдами индивидуальными, парными, массовыми и «массовыми сценами».

В процессе работы над этюдами будут осваиваться элементы режиссерского мастерства:

— определение режиссерской сверхзадачи этюда и сверхзада­чи каждого исполнителя,

— определение- «режиссерской задачи» на каждый кусок и задачи исполнителя в каждом куске,

— организация t пространства (поиск образного решения места и времени действия),

— построение оценки каждого события и факта в развиваю­щемся действии,

— построение внутреннего монолога каждого исполнителя и в каждом куске (отрезке) действия,

— построение атмосферы в каждом куске и во всем этюде,

— поиск выразительной мизансцены в каждом куске этюда.

И. С. Никитин, старший преподаватель


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!