Сценическое внимание.



Сценическое внимание К.С.Станиславский рассматривал как способность человека сосредоточить энергию своих органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, ощущений) на определенном объекте.

Он определил два вида творческого внимания:

Непроизвольное - когда процесс сосредоточения происходит независимо от нашего желания и воли, когда сам объект привле­кает к себе наши ощущения и чувства, втягивает нас в активное общение с ним;

И произвольное — когда мы сосредоточиваем внимание уси­лиями собственной воли, сами заинтересовываем себя определен­ным объектом, сознательно направляем энергию своих органов чувств на тот или иной предмет, объект и устанавливаем с ним активные отношения.

Произвольно сосредоточить внимание на определенном объекте, — это значит начать активно изучать этот объект (рассматривать, вслушиваться и т. п.), активно воздействовать на объект, войти с ним в определенный процесс общения.

Объекты внимания Станиславский делил на два основных вида:

— внешние объекты внимания, все то, что окружает нас, лежит «вне» нас — предметы, вещи, люди, события, происходящие перед нами, и т. д.,

внутренние объекты внимания, то, что лежит «внутри» нас самих, те процессы, которые происходят в нас — наши воспо­минания, размышления, раздумья, возникающие «внутренние видения» образов определенных предметов, явлений, событий и т. д.

Воспитание способности активно сосредоточивать свое произ­вольное внимание на внутренних объектах, особенно на «внутрен­них видениях» образов определенных предметов и событий, чрезвычайно важно в творческом процессе актера и режиссера, в процессе овладения «внутренним действием», в работе над моноло­гом, в процессе общения с другими партнерами.

Для лучшего овладения способностью произвольно сосредо­точить свое творческое внимание на нужном внешнем или внутрен­нем объекте Станиславский предлагал научить и тренировать себя быстро переключать внимание с объекта на объект, условно очерчивать для себя «малый», «средний» и «большой» круги внимания.

В процессе сценического действия трудно проверить актера «видит ли» он своим «внутренним оком» то, о чем говорит, или делает вид, что «видит», — обозначает, а может быть ошибочно подменяет один объект другим.

Станиславский открыл своеобразный метод практического вмешательства режиссера в этот процесс — метод формирования внутреннего видения через создание «киноленты видений» и создание «внутреннего монолога». Когда исполнитель рассказы­вает о том, что он «видит», режиссер может активизировать это «видение» или исправить его. «Внутренний монолог» имеет еще большее значение в овладении «сценическим общением» с партнером. Об этом будет сказано ниже.

В последующем практическом опыте Станиславский все больше сближал процесс сосредоточения внимания с процессом целенаправленного, продуктивного действия и очерчивания кругов внимания («малый», «средний» и «большой») он перенес в сферу овладения «предлагаемыми обстоятельствами».

 

Действие. «Если бы», «предлагаемые обстоятельства».


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!