Сценическое действие.



Материалом актерского искусства является действие. В нем объединяются в одно неразрывное целое мысль, чувство, вообра­жение и физическое поведение актера-образа.

«На сцене нужно действовать, — говорил К.С.Станислав­ский. — Действие, активность — вот на чем зиждется драматичес­кое искусство... На подмостках нельзя действовать «вообще», ради самого действия, а надо действовать обоснованно, целесооб­разно, продуктивно... Сценическое действие должно быть внутренне обосновано, логично, последовательно и возможно в действитель­ности». И далее: «Нельзя играть страсти и образы, а надо действовать под влиянием страстей и в образе».

Итак, для действия характерны два признака: волевое происхождение и наличие цели.

Как же практически отличить чувства от действия, если в обыденной жизни и действия и чувства одинаково обозначаются при помощи слов, имеющих глагольную форму?

Глаголы, обозначающие чувства — жалеть, гневаться, любить, презирать, отчаиваться и т. д., не содержат в себе творческих намерений, обозначающих акты человеческого поведения, тогда как в глаголах, обозначающих действие, присутствуют волевое начало и определенная цель. Например: просить, упрекать, утешать, прогонять, приглашать, отказывать, объяснять. И т. д.

Каждое действие, отмечал Станиславский, есть акт психофизический, то есть имеет две стороны — физическую и психическую; которые неразрывно связаны друг с другом и образуют целостное единство.

Всякое физическое действие имеет психическую основу и всякое психическое — физическую.

Физические действия чаще всего служат средством или «приспособлением» для выполнения какого либо психического действия. Например: для того чтобы «утешить» человека, пережи­вающего горе, может быть нужно поймать его взгляд, заглянуть в глаза, сесть рядом, положить руку на плечо и т. д., то есть совершить целый ряд физических действий. Физические действия в данном случае носят подчиненный характер, они подчинены психической задаче.

«В каждом физическом действии, — утверждал Станислав­ский, — скрыто внутреннее действие, переживание».

Значение физического действия заключается в том, что оно заставляет нас фантазировать, наполнять его психологическим содержанием.

Для того чтобы активизировать физические действия, нужно каждую психическую задачу довести в сознании актера до степени максимальной физической конкретности. Например: если актеру сказать: «Утешай!», вряд ли он зажжется такой задачей. Но если ему сказать: «Заставь партнера улыбнуться!», у него появится нужная активность.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!