К теме 5. Действие — основное выразительное средство зрелищного искусства.
Искусство— это творческое отражение, воспроизведение реальной действительности в образно-художественных формах.
Одно искусство отличается от другого особой спецификой материала и выразительных средств, которыми пользуются в нем для создания художественного образа. Например, в литературе материалом и выразительным средством является слово, в живописи — линия, перспектива, цвет, свет, в музыке — звук, в скульптуре — пластическая форма и т.п.
В зрелищном искусстве, будь то драматический спектакль, опера, балет, оперетта или массовое театрализованное представление, основным материалом и выразительным средством является действие. При помощи действия зрелищное искусство и создает свои художественные образы, свои художественные произведения.
На языке действия можно рассказать людям о людях, которых изображают в произведениях зрелищного искусства, через действие можно выразить свое понимание происходящего и свое отношение к нему. Именно действие, как говорилось выше, объединяет в одно целое мысли, чувства, словесное и физическое поведение человека.
Характерной чертой зрелищного искусства является то, что оно может вбирать в себя многие формы и выразительные средства любых других видов искусства — литературы, музыки, живописи, архитектуры и др.
Творцом-художником в зрелищном искусстве является постановочный коллектив, во главе которого стоит РЕЖИССЕР. Именно режиссер руководит распределением и организацией художественных выразительных средств различных видов искусства, не пользуемых в произведении зрелищного искусства. В руках режиссера слово, музыка, движение, цвет, линии и формы не просто иллюстрируют и сопровождают действие, а помогают раскрыть общую идею спектакля, представления, зрелища
|
|
Режиссура театрализованных массовых праздников и представлений вбирает в себя все, что характерно для режиссуры вообще, но еще она имеет и свои специфические особенности.
Массовые театрализованные представления, спектакли под открытым небом, театрализованные концерты, спортивно-художественные представления и другие зрелища прочно вошли в наш быт, стали неотъемлемой частью каждого советского праздника, всегда предусматривающего разнообразный комплекс политических, культурных и художественных действий. Принимая все это во внимание, режиссер должен четко представлять разницу между понятиями «праздник» и «массовое театрализованное представление». Последнее является неотъемлемой и наиболее значительной частью праздника и занимает в его структуре важное место.
Объединить, организовать массу зрителей, заинтересовать ее праздником можно только с помощью активного действия, т. е. сконцентрировать ее внимание на основном действии праздника.
|
|
А. В. Луначарский говорил, что сама по себе праздничная масса, не способна создать праздничное действие, ее нужно организовать, а такая организация представляет собой «не действие отдельных актеров, не специально разученную пантомиму, не формальное перемещение разноцветно одетой массы людей, а именно массовое действие, сценарно выстроенное и художественно оформленное».
Действие массы всегда зависит от драматургического действия, заложенного в сценарий праздника, потому, создавая сценарий праздника, его драматургию, необходимо помнить, что зритель, который пришел на праздник, ждет действия — театрализованного представления, где раскрываются основная тема и идея праздника.
Драматургия массового театрализованного действия в празднике должна строиться так, чтобы любое действие создавало образное представление о внутренней идейно-тематической сущности праздника и подводило к его главной части — театрализованному представлению.
Особыми формами современного массового искусства являются современные художественно-спортивные театрализованные представления и театрализованные тематические концерты. И там основным выразительным средством остается действие. Приведем пример. Выдающийся советский режиссер массовых праздников И. М. Туманов рассказывал об открытии VI Всемирного фестиваля молодежи в Москве:
|
|
«Советские гимнасты, начав свое выступление, превратили поле стадиона в карту мира. Специально подобранные цвета костюмов и расположение фигур спортсменов придали этой карте необходимый рельеф и резко очертили границы материков и океанов. И вот на карте возникает хищный контур атомной бомбы. Она зловещей тенью легла на континенты планеты. Но слово «НЕТ», появившееся вдруг на карте и повторенное на многих языках как протест против возможности атомной войны, перечеркивает крест-накрест энергичными линиями силуэт бомбы. Символика была ясной, четкой, она точно доходила до сознания зрителей и вызывала их одобрение».
Так физические действия и движения спортсменов явились выразительным средством, раскрывающим идейно-тематическую сущность пролога.
Не менее ярким выразительным средством в художественно-спортивных представлениях являются действия художественного «фона», помогающие воплощению идейно-тематической сущности представления, о чем будет подробно говориться в соответствующем разделе.
Вывод: специфика массового театрализованного праздника проявляется в его сценарии, в общей логике композиционного построения праздника, в логике развития массового действия и в логике сцепления частей праздника в единый образный строй.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
К теме 1.
Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!