Характер и характерность.



 

В процессе работы над парным этюдом студент должен овладеть основными принципами поиска, определения и овладе­ния характером и характерностью своего героя. Материалом на данном этапе ему будет служить характеристика действующих лиц, данная в сценарии автором. Задача режиссера и исполнителя не только выявить те черты характера и характерности, которые обозначены в сценарии, но до пределов конкретизировать их, довести до высшей степени выразительности.

Характер героя следует рассматривать как совокупность устойчивых, отличительных черт личности человека, проявляющих­ся во всех его поступках, действиях, в отношении к себе, к другим людям, к труду и т. д., а характерность — как внешние черты героя, отмеченные ярко выраженным сословным, профессиональ­ным, бытовым и чисто личным своеобразием.

Наиболее полно этот раздел прорабатывается практически в последующей работе над миниатюрой, но уже в парном этюде на эти элементы необходимо обращать серьезное внимание.

Парный этюд.

 

На данном этапе следует начинать постепенное приобщение студентов к специфике режиссуры массовых представлений, и потому темами для парных этюдов целесообразно брать темы, где студентам необходимо не только фантазировать и развивать воображение, но и развивать навыки работы с документальным и фактологическим материалом, с историческими местами, памятниками и т. д.

Рассмотрим отдельные этапы и методику построения парного этюда на конкретном примере.

Учебная группа была разделена на подгруппы из четырех человек каждая — сценарист, режиссер, два исполнителя.

Каждой подгруппе было предложено выбрать какой-либо исторический памятник Ленинграда, собрать о нем материал, изучить связанные с ним события, из событий выбрать такое, на основе которого можно построить парный этюд. Было постав­лено условие: главных действующих лиц, между которыми будут развиваться основное действие и конфликт, должно быть не более двух, только в случае крайней надобности разрешено использовать вспомогательные персонажи, но без слов.

Одна из подгрупп остановила свой выбор на первом памятни­ке Петербурга — Петропавловской крепости. Выбор возражений не вызвал, и студенты начали работу с посещения крепости и сбора сведений о ней как о памятнике.

Посетив крепость, студенты узнали:

а) Петропавловская крепость возводилась как оборонитель­ное сооружение, но позднее стала местом заключения револю­ционеров.

б) Первым заключенным революционером был А. Н. Радищев за издание книги «Путешествие из Петербурга в Москву» в 1790 году

в) В 1825—1826 годах крепость вновь была переполнена революционерами — здесь были заключены около 300 членов тайных обществ декабристов и более 700 солдат и матросов, рядовых участников восстания 14 декабря на Сенатской площади. А 13 июля 1826 года на восточном валу Кронверка были казнены П. И. Пестель, К Ф. Рылеев, П. Г. Каховский, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин.

г) В 1849 году были заключены члены кружка М. В. Буташевича-Петрашевского, в том числе и Ф. М. Достоевский.

д) В 1862—64 годах здесь содержался вождь революционных демократов Н. Г. Чернышевский, здесь он написал роман «Что делать».

е) Узниками тюрьмы были революционные народники 1870-х годов и народовольцы, среди них Александр Ульянов.

ж) В 1890-х годах в тюрьме находились сторонники В. И. Лени­на, члены петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», работавшие в редакции «Искры» Н. Э. Бауман, М. А. Сильвин, П. Н. Лепешинский, В. П. Ногин.

з) В 1905 году в камеру № 60 был заключен А. М. Горький, здесь он создал пьесу «Дети солнца».

После отчета на индивидуальных занятиях было отмечено, что все сведения интересны, но подгруппа может «расплыться и утонуть» в изобилии материала и сведений, если забудет, что начинать работу следует с формирования малого круга предла­гаемых обстоятельств, постепенно конкретизируя ответы на вопро­сы этого круга.

Во-первых, «когда» происходит действие, то есть решить и выб­рать «временной» период: Радищева или декабристов, петрашевцев или Чернышевского, Александра Ульянова или А. М. Горького, затем уточнить время в этом периоде до дня и часа

Во-вторых, наметить и конкретизировать место действия; крепость слишком велика, в ней много объектов, из которых можно взять крепостной двор или Секретный дом Алексеевского равелина, каземат какого-либо бастиона или тюрьму Трубецкого, а может быть крепостной Собор. Выбор места также укажет направление, в котором будет работать воображение.

В-третьих, необходимо решить «кто» будет действовать В решении этого вопроса подгруппу ожидают много сложностей. Прибегнуть к созданию образа «избирательного», то есть персо­нально Герцена или Чернышевского, Александра Ульянова или Максима Горького, — это наложит большую ответственность на исполнителя, потребует портретного сходства, точных достоверных исторических подробностей, что осложнит работу и отнимет много сил и времени. Брать следует то, что подсилу подгруппе и может быть выполнено. В данном случае легче создать обобщен­ные, «собирательные» образы. Это могут быть служители крепос­ти, заключенные, жандармы и др., но нельзя забывать, что этюд парный, и главная задача создать конфликтную ситуацию, где один должен быть основным, действующим, другой — проти­водействующим.

В-четвертых, необходимо конкретизировать действие: «о чем» будет этюд? Можно рассказать о деспотизме и жестокости цариз­ма, о назревающем недовольстве в народе, можно о мужестве узников и т. п. В зависимости от этого будут определяться главная тема и идея этюда.

Подгруппе было рекомендовано собрать дополнительный материал — и не только документальный, но обязательно худо­жественно-изобразительный, литературно-поэтический, музыкаль­ный.

Подгруппа решила остановиться на периоде декабристов и не углубляться в исторические подробности, собрать и просмот­реть художественный материал. Перечли «Во глубине сибирских руд» и оду «Вольность» А. С. Пушкина, достали репродукцию картины Ильи Репина «Отказ от исповеди». Именно картина помогла решить большую часть вопросов!

Родился следующий сценарий:

Место действия — каземат в одном из бастионов крепости.

Время действия — рассвет январского дня 1826 года.

Действуют: молодой МАТРОС, участник декабрьского восста­ния на Сенатской площади, и СВЯЩЕННИК.

 

Действие:

 

Заключенный матрос ждет казни. Светает. В каземате появля­ется священник Он призывает узника к раскаянию, обещает государево прощение, если он назовет имена зачинщиков восста­ния. Узник отказывается. Священник проклинает его, заключенно­го уводят на казнь без исповеди.

При разборе было отмечено:

В этюде четко определился малый круг предлагаемых обсто­ятельств. В действии наметилась интересная конфликтная ситуа­ция, но вместо этюда получилась одноактная пьеса, диалог длился больше 10 минут. Словесное действие изобиловало всякого рода информационными сведениями. В длинных разговорах утонули и расплылись сквозное действие и главная тема этюда Изобилие неоправданных мизансцен также мешало восприятию содержания.

Было рекомендовано:

 

Сохранить малый круг предлагаемых обстоятельств (время, место и действующих). Весь текст сократить до предела, оставить не более четырех-пяти коротких фраз каждому.

Для того чтобы донести до зрителя все необходимые допол­нительные сведения о действующих лицах, месте и времени действия, предшествующих и других событиях и создать в этюде нужную атмосферу, сценаристу и режиссеру необходимо найти любой другой соответствующий художественный способ и форму, кроме диалога.

На контрольном просмотре подгруппа показала этюд, который назывался «Рассвет перед казнью». Малый круг предлагаемых обстоятельств остался прежним, изменилась партитура действий этюда:

1. Конец ночи Отдаленно и тихо возникает без слов музыкаль­ная тема песни

«Динь-дон, динь-дон — слышен звон кандальный»

На фоне мелодии так же тихо и медленно звучат слова пушкинской оды «Вольность»:

«Увы1 Куда ни брошу взор, —

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы» Далеко и протяжно перекликаются часовые:

«Слу-у-ша-а-й!»

Текст и музыкальная тема затихают, их сменяют отдаленные глухие удары колокола. И снова перекликаются часовые:

«Слу-у-ша-а-й1»

2. За решеткой тюремного окна брезжит рассвет. На топчане, охватив колени руками, склонив на них голову, сидит заключенный.

В тишине раздается тихий стук в стену из соседней камеры. Заключенный поднимает голову, прислушивается. Шепотом расшифровывает стук:

«. ва-рищ... от-ве-ть...»

3. Заключенный смотрит на дверь, осторожно устремляется к стене, стучит ответно:

«С-л-ы-ш-у!...» Из-за стены:

«К-т-о... т-ы...» Отвечает:

«Рядовой... Преоб-ра-жен...» Его перебивают из-за стены:

«Пе-ре-дай... в-с-е-м... ни-ко-го... не-вы...» Стук оборвался. Узник прислушивается, стучит:

«То-ва-р...»

В стену раздается сильный удар, видимо прикладом.

4. Заключенный отскакивает, с ужасом глядит на стену. Медленно стягивает арестантский колпак, крестится, шепчет:

«Прощай, брат!...»

5. Спохватывается, вспомнив просьбу «передай всем».. Стучит в соседнюю стену — ответа нет... Стучит в пол — без ответа.. Сто­ит в оцепенении...

6. За окном, во дворе, слышен приближающийся звон кандаль­ных цепей, шаги и отдаленные выкрики:

— Держитесь, братья!...

— Товарищ, верь, взойдет она...

— Шагай, шагай!...

7. Заключенный устремляется на топчан, за решетку подтяги­вается к окну... Звон кандалов стихает.

Приближаются размеренные шаги солдат. Звучит команда:

— Рота... стой!...

Узник напряженно всматривается и вслушивается... Звучит барабанная дробь, нарастает...

8. Заключенный трясет решетку, кричит:

— Изверги!

Барабанная дробь обрывается ударом колокола. Заключенный в бессильном отчаянии роняет голову на руки.

9. Звон ключей. Скрип засова. В дверях каземата появляется Священник. Узник оборачивается... Долго смотрят друг на друга...

Священник, мягко, но с укором:

— Сын мой!...

10. Узник садится на топчан, склоняет голову. Из-за пазухи свисает нательный крестик.

11. Священник приближается, некоторое время молча смотрит на заключенного, затем тихо, указуя на свисающий крестик, говорит:

— Именем господа нашего..

12. Узник поднимает голову, смотрит на Священника, на свой крестик, сжимает его в ладони.. Священник продолжает:

— Был на Сенатской?

— Был..

— Искупи грех покаянием... Назови!..

13. Узник вскакивает, срывает с себя крестик, шепчет в лицо:

— Палачи... Швыряет крестик в сторону.

14. Не сдержав, гнева, Священник шипит злобно:

— Еретик!.. Сгоришь в гиенне!..

Но спохватывается, поднимает глаза к небу, крестясь, шепчет:

— Иисусе, прости прегрешения!..

15. За окном снова барабанная дробь. Оба повернулись к окну. Дробь обрывает удар колокола.

16. Священник первым возвращается к действительности. Протягивает заключенному свой массивный крест:

— Государь милостив, может простить... Назови!..

Арестант отводит руку Священника, отворачивается.

17. Священник распахивает дверь каземата. Конвоирам:

— Выводите...

18. Заключенный закидывает руки за спину, гордо поднимает голову; он готов принять смерть без раскаяния.

19. Снова отдаленно звучит мелодия песни:

«Динь-дон, динь-дон..»

И слова Пушкина:

«Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна И на обломках самовластья Напишут наши имена!.»

Короткий этюд, он длился не более четырех с половиной минут, обрамленный стихами, музыкальным и шумовым оформлением, обрел гражданский пафос и зазвучал публицистически.

Конфликтная сущность этюда определялась следующим образом:

Предмет борьбы — сознание узника, его воля и право на свободный выбор решений и поступков.

Сквозное действие — его ведет заключенный декаб­рист, направлено к сверхзадаче — устоять в борьбе за свободу и правду, за свои человеческие права, не поступиться достоинством и честью.

КОНТРДЕЙСТВИЕ — его ведет отрицательный герой, Свя­щенник, направлено к сверхзадаче — выведать тайну, сломить волю заключенного, заставить покориться закону, чем сохранить незыблемость власти.

Главная тема. Этюд о том, с какой верой и достоинством гибли декабристы в борьбе за правду, свободу и независимость.

Основная идея. Стремление человека к свободе и правде неразделимы с его достоинством и честью.

После утверждения партитуры физических действий и идейно-тематической сущности этюда, подгруппе было предложено найти более яркую художественную форму донесения до зрителя стихотворного материала не через магнитофонную запись, а введением в действие образа автора-поэта.

Л. А. Дронов, доцент


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!