К теме г). Упражнения на развитие режиссерской фантазии в поиске сценических выразительных средств.



 

Специальных сборников упражнений для режиссеров (подоб­ных упражнениям для актеров) не существует. Отдельные эле­менты режиссерского мастерства отрабатываются параллельно с теми задачами, которые решает группа практически на заня­тиях в данном семестре.

В педагогической практике обозначились несколько циклов упражнений приближенных к задачам и заданиям каждого семестра.

К 1 циклу мы относим:

Проведение каждым студентом группового тренажа-разминки на отработку отдельных элементов актерского мастерства (внимание, раскрепощение, физическое самочувствие, оценка факта, общение и т. д.).

Построение мизансцены в стоп-кадре на зафиксированную оценку события каждым участником упражнения.

Ко 2-му циклу мы относим:

Самостоятельный тренаж каждого студента.

Просматривая работы своих товарищей на практических занятиях, каждый студент должен тренировать в себе способность к анализ} виденного и научиться:

а) выявлять и определять действенные факты, события и препятствия на линии сквозного действия этюда;

б) выстроить оценку факта, события по всем его ступеням

— восприятие,

— изучение произошедшего, составление плана возможного поступка,

— выбор лучшего решения,

— самое действие;

в) определять сценическую задачу и строить физическое действие;

г) определять характер и характерность своего героя (персо­нажа);

д) определять тему, идею и сверхзадачу этюда;

е) определять образное название каждого куска и режиссер­скую задачу на каждый кусок;

ж) вскрывать конфликтную сущность действия и находить предмет борьбы;

з) определять сверхзадачи персонажей. К 3-му циклу мы относим:

Отдельные задания в системе лабораторных и индивидуаль­ных занятий, на которых отрабатываются нужные элементы режиссерского мастерства. Здесь мы рекомендуем практиковать такие задания:

а) режиссерский рассказ.

Отталкиваясь от произведения литературного, поэтического, живописи, скульптурной группы создать сюжет рассказа, в кото­ром бы раскрывалась судьба героя (может быть его прошлое или будущее). Перевести свой рассказ на язык действия в определенном жанре (сатира, драма, оперетта, опера и т. д.).

б) задание на художественное решение сценического прос­транства и выбор выразительных средств для создания атмосфе­ры.

Воспитанию пространственно-пластического видения и эмо­ционального ощущения сценической атмосферы помогают задания на создание упражнений-этюдов без исполнителей.

Опираясь на какие-либо конкретные предметы (стул, диван, кресло, сейф и т. д.) или помещение (комната, кабинет, коридор, фойе и т. д.), студент создает их историю, обязательно связывая с каким-либо событием, эпохой, временем или судьбой человека.

Приведем пример из опыта студентов группы старшего препо­давателя И. С. Никитина. Упражнение-этюд назывался

«История одной комнаты».

Упражнение состояло из трех частей, в которых образно решалось сценическое пространство и форма выражала движение времени. Достигалось это лаконичностью отобранных режиссером деталей оформления и звуко-световыми эффектами.

1. Комната. Справа и слева — два полукресла, в глубине диван, рядом с которым большие старинные часы. Старинные книги на полках. Перед диваном ломберный столик. По всей комнате разбросаны листы рукописей. На столике цветы, гусиное перо, чернильница, свеча колеблющимся пламенем осве­щает полумрак. Где-то звучит клавесин, исполняя романс «Я помню чудное мгновенье»...

Возникает звук колокольчика приближающейся тройки, он нарастает, романс обрывается. Затемнение, с ним наступает тишина — бежит время.

2. Солнечный свет. Аккуратно расставлена мебель — все перетянуто музейным шнурками. Аккуратно расставлены старин­ные книги и разложены листы рукописей. На подлокотнике дивана лежит халат. За окном поют птицы. Бьют часы, затемнение... Бежит время.

3. В бой часов, в темноте, вклинивается дробь барабана. Комната освещается мертвенно-зеленым светом. Все разбросано, сломано, на часы наброшен немецкий мундир. Посреди комнаты железная буржуйка, из нее торчат полуобгоревшие книги и рукописи... Тихо звучит тема блокадной симфонии Д. Д. Шостако­вича...

Занавес.

Распределение циклов режиссерских упражнений определяется руководителем учебной группы — мастером курса на каждый данный и последующие семестры, в зависимости от учебных задач и темпа движения группы в освоении программы.

Зачетные требования:

Усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков в режиссуре массовых праздников в 1-м семестре, сог­ласно учебного плана, определяется зачетом, в процессе которого оцениваются:

1. ответ на вопрос одного из разделов теоретического курса;

2. показ на зачетном уроке практической постановки индивидуального и парного этюдов;

3. исполнительская работа в этюдах своих товарищей;

4. участие в фольклорном празднике на базе практики в качестве ассистента, помрежа, исполнителя, в зависимости от группового задания.

Л. А. Дронов, доцент


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!