Константин Сергеевич СТАНИСЛАВСКИЙ



 

Имя его известно всему миру, как имя великого реформатора театрального искусства. Еще в начале XX столетия оно далеко перешагнуло все рубежи и границы, стало достоянием мировой культуры, программой передовой художественной интеллигенции в борьбе за искусство близкое и понятное народу, против рутины, штампов, дилетантизма и ремесленничества, а его «система» реалистического творчества — основой всех актерских и режиссер­ских школ.

В идеях Станиславского обобщен опыт нескольких артисти­ческих поколений, сформулированы важнейшие положения совре­менной театральной эстетики, и потому его творческие идеи и эстетическая программа завоевали всеобщее признание.

Его эстетические взгляды и новаторство не ограничиваются рамками театра, а мысли о творческом процессе применимы к любым областям художественного творчества. Решая общие вопросы эстетики, раскрывая психологию художественного творчества, он указал пути сознательного овладения творческим процессом, пути проникновения в область духовной жизни чело­века. Представлению о творчестве как о «наитии свыше» он противопоставил требования высокой профессиональности. Акте­ры, режиссеры, театральные педагоги впервые получили полно­ценное руководство по актерскому мастерству и основам режиссуры как систему профессионального воспитания актера и режиссера.

В «системе» рассматриваются элементы духовной и физической природы сценического искусства, их взаимосвязь и взаимодействие в процессе практической художественной деятельности. Она глубоко раскрывает сущность творческого процесса, в котором неразрывно участвуют все духовные и физические элементы человеческой природы.

В «системе» четко сформулированы и практически разработаны принципы и методы жизненно-правдивого искусства, законы сценического действия и общения, законы словесного действия, указаны пути к правильному творческому самочувствию и пути к созданию сценического образа, разработан метод физических действий.

Каждому разделу «системы» Станиславского ниже будут посвящены отдельные самостоятельные темы, каждая из которых, после теоретического освещения будет осваиваться на практи­ческих занятиях.

Особое место в творческом наследии К. С. Станиславского занимают учение о сверхзадаче и сквозном действии и метод действенного анализа произведения.

Приступая к изучению творческого наследия К С. Станислав­ского, необходимо помнить и учитывать, что сам Станиславский в последние годы своей творческой деятельности многое в своей «системе» уточнял, пересматривал и обогащал (так было с разделами «внимание», «общение», «темпо-ритм» и другими), а потому не следует ограничиваться изучением только двух его работ — «Работа актера над собой в процессе творческого пережи­вания» и «Работа актера в процессе творческого воплощения». Целесообразно обратить внимание на его статьи и беседы, поме­щенные в 4-м и 5-м томах полного собрания сочинений. Кроме того, его «метод физических действий» и «метод действенного анализа пьесы и роли» получили развитие в трудах А. Д. Попова, М. О. Кнебель, Б. Е. Захавы и Г. Кристи. Изучение их работ целесообразно начинать на первом году обучения, параллельно с изучением работ Станиславского.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!