Пожалуй , кто - нибудь скажет : «Но разве , Сократ , уйдя от нас , ты не был бы способен жить спокойно и в молчании ? »



Вот в этом - то всего труднее убедить некоторых из вас . Ведь если я скажу , что это значит не повиноваться богу , а не повинуясь богу , нельзя быть спокойным , то вы не поверите мне и подумаете , что я притворяюсь ; с другой стороны , если я скажу , что величайшее благо для челове -

1 Торжественный обед в здании высшего государственного органа, дававшийся в честь жителя Афин за выдающиеся заслуги.

2 Число правителей во время, о котором идет речь в данном отрывке.

307

ка — это каждодневно беседовать о добродетели и обо всем прочем, о чем я с вами беседую, испытывая и себя, и других, а без такого испытания и жизнь не в жизнь для человека, — если это я вам скажу, то вы поверите мне еще меньше. Между тем это так, афиняне, как я утверждаю, но убедить вас в этом нелегко.

К тому же я и не привык считать, будто я заслуживаю чего-то плохого. Будь у меня деньги, я присудил бы себя к уплате штрафа, сколько полагается; в этом для меня не было бы никакого ущерба; но ведь их нет, разве что вы мне назначите уплатить столько, сколько я могу. Пожалуй, я мог бы уплатить вам мину1 серебра — столько я и назначаю. Но Платон, присутствующий здесь, афиняне, да и Критон, Критобул, Аполлодор — все они велят мне назначить тридцать мин, а поручительство берут на себя. Итак, я столько и назначаю, а поручители в уплате денег будут у вас надежные.

После смертного приговора

Из-за малого срока, который мне осталось жить, афиняне, теперь пойдет о вас дурная слава, и люди, склонные поносить наш город, будут винить вас в том, что вы лишили жизни Сократа, человека мудрого, — ведь те, кто склонен вас упрекать, будут утверждать, что я мудрец, хотя это и не так. Вот если бы вы немного подождали, тогда бы это случилось для вас само собою: вы видите мой возраст, я уже глубокий старик, моя смерть близка. Это я говорю не всем вам, а тем, которые осудили меня на смерть. А еще вот что хочу я сказать этим самым людям: быть может, вы думаете, афиняне, что я осужден потому, что у меня не хватило доводов, которыми я мог бы склонить вас на свою сторону, если бы считал нужным делать и говорить все, чтобы избежать приговора. Совсем нет. Не хватить-то у меня правда, что не хватило, только не доводов, а дерзости и бесстыдства и желания говорить вам то, что вам всего приятнее было бы слышать: чтобы я оплакивал себя, горевал — словом, делал и говорил многое, что вы привыкли слышать от других, но что недостойно меня, как я утверждаю. Однако и тогда, когда мне угрожала опасность, не находил я нужным прибегать к тому, что подобает лишь рабу, и теперь не раскаиваюсь в том, что защищался таким образом. Я скорее предпочитаю умереть после такой защиты, чем оставаться в живых, защищавшись иначе. Потому что ни на суде, ни на войне ни мне, ни кому- либо другому не следует избегать смерти любыми способами без разбора. И в сражениях часто бывает очевидно, что от смерти можно уйти, бросив оружие или обратившись с мольбой к преследователям; много есть и других уловок, чтобы избегнуть смерти в опасных случаях, — надо только, чтобы человек решился делать и говорить все что угодно.

Избегнуть смерти нетрудно, афиняне, а вот что гораздо труднее — это избегнуть испорченности: она настигает стремительней смерти.

1 Денежная единица в Девних Афинах.

308

И вот меня , человека медлительного и старого , догнала та , что настигает не так стремительно , а моих обвинителей , людей сильных и проворных , — та , что бежит быстрее , — испорченность . Я ухожу отсюда приговоренный вами к смерти , а мои обвинители уходят уличенные правдою в злодействе и несправедливости . И я остаюсь при своем наказании , и они при своем . Так оно , пожалуй , и должно было быть , и мне думается , что это правильно .

А теперь , афиняне , мне хочется предсказать будущее вам , осудившим меня . Ведь для меня уже настало то время , когда люди бывают особенно способны к прорицаниям , — тогда , когда им предстоит умереть . И вот я утверждаю , афиняне , меня умертвившие , что тотчас за моей смертью постигнет вас кара тяжелее , клянусь Зевсом , той смерти , которой вы меня покарали . Сейчас , совершив это , вы думали избавиться от необходимости давать отчет в своей жизни , а случится с вами , говорю я , обратное : больше появится у вас обличителей — я до сих пор их сдерживал . Они будут тем тягостней , чем они моложе , и вы будете еще больше негодовать . В самом деле , если вы думаете , что , умерщвляя людей , вы заставите их не порицать вас за то , что вы живете неправильно , то вы заблуждаетесь . Такой способ самозащиты и не вполне надежен , и не хорош , а вот вам способ и самый хороший , и самый легкий : не затыкать рта другим , а самим стараться быть как можно лучше . Предсказав это вам , тем , кто меня осудил , я покидаю вас .

А с теми , кто голосовал за мое оправдание , я бы охотно побеседовал о случившемся , пока архонты заняты и я еще не отправился туда , где я должен умереть . Побудьте со мною это время , друзья мои ! Ничто не мешает нам потолковать друг с другом , пока можно . Вам , раз вы мне друзья , я хочу показать , в чем смысл того , что сейчас меня постигло . Со мною , судьи , — вас - то я по справедливости могу назвать моими судьями — случилось что - то поразительное . В самом деле , ведь раньше все время обычный для меня вещий голос моего гения слышался мне постоянно и удерживал меня даже в маловажных случаях , если я намеревался сделать что - нибудь неправильное , а вот теперь , когда , как вы сами видите , со мной случилось то , что всякий признал бы — да так оно и считается — наихудшей бедой , божественное знамение не остановило меня ни утром , когда я выходил из дому , ни когда я входил в здание суда , ни во время всей моей речи , что бы я ни собирался сказать . Ведь прежде , когда я что - нибудь говорил , оно нередко останавливало меня на полуслове , а теперь , пока шел суд , оно ни разу не удержало меня ни от одного поступка , ни от одного слова . Какая же тому причина ? Я скажу вам : пожалуй , все это произошло мне на благо , и , видно , неправильно мнение всех тех , кто думает , будто смерть — это зло . Этому у меня теперь есть великое доказательство : ведь быть не может , чтобы не остановило меня привычное знамение , если бы я намеревался совершить что - нибудь нехорошее .

Заметим еще вот что : ведь сколько есть надежд , что смерть — это благо ! Смерть — это одно из двух : либо умереть — значит стать ничем , так что умерший ничего уже не чувствует , либо же , если верить преда -

309

Ниям , это какая - то перемена для души , переселение ее из здешних мест в другое место . Если ничего не чувствовать , то это все равно , что сон , когда спишь так , что даже ничего не видишь во сне ; тогда смерть — удивительное приобретение . По - моему , если бы кому - нибудь предстояло выбрать ту ночь , в которую он спал так крепко , что даже не видел снов , и сравнить эту ночь с остальными ночами и днями своей жизни и , подумавши , сказать , сколько дней и ночей прожил он в своей жизни лучше и приятнее , чем ту ночь , — то , я думаю , не только самый простой человек , но и великий царь нашел бы , что таких ночей было у него наперечет по сравнению с другими днями и ночами . Следовательно , если смерть такова , я , что касается меня , назову ее приобретением , потому что таким образом все время покажется не дольше одной ночи .

С другой стороны , если смерть есть как бы переселение отсюда в другое место и верно предание , что там находятся все умершие , то есть ли что - нибудь лучше этого , мои судьи ? Если кто придет в Аид , избавившись вот от этих самозваных судей , и найдет там истинных судей , тех , что , по преданию , судят в Аиде , — Миноса , Радаманта , Эака , Триптолема и всех тех полубогов , которые в своей жизни отличались справедливостью , — разве плохо будет такое переселение ?

А чего бы ни дал всякий из вас за то , чтобы быть с Орфеем , Мусе - ем , Гесиодом , Гомером ! Да я готов умереть много раз , если все это правда : для кого другого , а для меня было бы восхитительно вести там беседы , если бы я там встретился , например , с Паламедом и с Аяксом , сыном Теламона , или еще с кем - нибудь из древних , кто умер жертвою неправого суда , и я думаю , что сравнивать мою участь с их участью было бы отрадно .

А самое главное — проводить время в том , чтобы испытывать и разбирать обитающих там точно так же , как здешних : кто из них мудр , а кто только думает , что мудр , на самом же деле не мудр . Чего не дал бы всякий , мои судьи , чтобы испытать того , кто привел великую рать под Трою , или Одиссея , Сисифа и множество других мужей и жен , — с ними беседовать , проводить время , испытывать их было бы несказанным блаженством . Во всяком случае уж там - то за это не казнят . Помимо всего прочего обитающие там блаженнее здешних еще и тем , что остаются все время бессмертными , если верно предание .

Но и вам , мои судьи , не следует ожидать ничего плохого от смерти , и уж если что принимать за верное , так это то , что с человеком хорошим не бывает ничего плохого ни при жизни , ни после смерти и что боги не перестают заботиться о его делах . И моя участь сейчас определилась не сама собою , напротив , для меня ясно , что мне лучше умереть и избавиться от хлопот . Вот почему и знамение ни разу меня не удержало , и я сам ничуть не сержусь на тех , кто осудил меня , и на моих обвинителей , хотя они выносили приговор и обвиняли меня не с таким намерением , а думая мне повредить , за что они заслуживают порицания . Все же я кое о чем их попрошу : если , афиняне , вам будет казаться , что мои сыновья , повзрослев , станут заботиться о деньгах или еще о чем - нибудь больше ,

310

чем о добродетели, воздайте им за это, донимая их тем же самым, чем я вас донимал; и если они, не представляя собой ничего, будут много о себе думать, укоряйте их так же, как я вас укорял, за то, что они не заботятся о должном и много воображают о себе, тогда как сами ничего не стоят. Если вы станете делать это, то воздадите по заслугам и мне , и моим сыновьям.

Но уже пора идти отсюда, мне — чтобы умереть, вам — чтобы жить, а что из этого лучше, никому неведомо, кроме бога.

 

 

Платон . Апология Сократа // Соч.: в 3 т. / под ред. А.Ф.Лосева, В.Ф.Асмуса, А.А.Тахо-Годи. - М., 1968-1972. - Т. 1.

Предисловие............................................................................................................3

Введение. Что такое философия?.......................................................................5

Основные понятия.................................................................................................5

Становление философии из мифологии............................................................6

Смерть Сократа......................................................................................................9

Рациональность философии...............................................................................12

Предмет философии.............................................................................................15

Определение философии...................................................................................16

Часть I. История философии

Глава 1. Предпосылки философии в Древней Индии....................................19

Реинкарнация и карма.........................................................................................20

Единое и майя.......................................................................................................21

Добро и зло............................................................................................................22

Веды и Упанишады...............................................................................................24

Глава 2. Предпосылки философии в Древнем Китае....................................27

Философское представление о природе..........................................................28

Значение ритуала.................................................................................................29

Лао-цзы..................................................................................................................30

Конфуций..............................................................................................................32

Мо-цзы...................................................................................................................35

Глава 3. Становление философии в Древней Греции....................................37

Миф и осевое время............................................................................................37

Сократ.....................................................................................................................40

Майовтика.............................................................................................................41

Платон....................................................................................................................43

Мир идей................................................................................................................45

Душа........................................................................................................................47

Аристотель.............................................................................................................48

Материя и форма.................................................................................................50

Метафизика..........................................................................................................52

Законы логики.......................................................................................................54

Скептики................................................................................................................55

Упадок.....................................................................................................................56

Глава 4. Философия Древнего Рима..................................................................58

 Лукреций................................................................................................................58

Оглавление

Стоики....................................................................................................................60

Сенека....................................................................................................................61

Эпиктет..................................................................................................................63

Марк Аврелий.......................................................................................................64

Секст Эмпирик.....................................................................................................66

Глава 5. Средневековая философия..................................................................69

Особенности средневековой философии........................................................69

Августин.................................................................................................................71

Мусульманская философия................................................................................73

Фома Аквинский..................................................................................................74

Реалисты и номиналисты....................................................................................76

Скептицизм...........................................................................................................77

Значение средневековой философии..............................................................77

Глава 6. Философия Нового времени...............................................................79

Эпоха Возрождения.............................................................................................79

Субъект и объект..................................................................................................80

Теория познания...................................................................................................80

Р. Декарт.................................................................................................................81

Б.Спиноза..............................................................................................................83

Г.Лейбниц..............................................................................................................84

Ф.Бэкон..................................................................................................................85

Дж.Локк.................................................................................................................86

Д. Юм......................................................................................................................87

И.Кант....................................................................................................................88

Глава 7. Философия XIX века.............................................................................93

И.Фихте.................................................................................................................93

Ф.Шеллинг............................................................................................................94

Г Гегель...................................................................................................................95

Законы диалектики..............................................................................................98

Материализм.......................................................................................................101

Позитивизм.........................................................................................................103

Эволюционизм...................................................................................................103

Воля к власти.......................................................................................................104

Философия бессознательного..........................................................................105

Глава 8. Философия XX века............................................................................108

Экзистенциализм...............................................................................................108

Психоанализ........................................................................................................114

Неопозитивизм...................................................................................................116

Прагматизм.........................................................................................................118

Скептицизм философии XX века....................................................................119

Глава 9. Русская философия.............................................................................122

Особенности русской философии..................................................................122

«Слово о законе и благодати»..........................................................................123

 

Эволюция русской идеи....................................................................................126

И.В.Киреевский.................................................................................................127

В.С.Соловьев......................................................................................................129

H.A. Бердяев........................................................................................................130

Советская и постсоветская философия.........................................................131

Значение русской философии.........................................................................132


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!