Что я свершил ? и в чем согрешил ? и чего не исполнил ?



Предписывал он не допускать закланий богам и поклоняться лишь бескровным жертвенникам ; не клясться богами , а стараться , чтоб вера была твоим собственным словам ; чтить старейших , ибо всюду предшествующее почтеннее последующего : восход — заката , начало жизни — конца ее и рождение — гибели . Богов чтить выше демонов , героев выше

275

Людей , а из людей выше всего — родителей . В общении держаться так , чтобы не друзей делать врагами , а врагов друзьями . Ничего не мнить своею собственностью . Закону пособлять , с беззаконием воевать . Домашние растения не повреждать и не губить , равно как и животных , если они не опасны людям . Скромность и пристойность — в том , чтобы ни хохотать , ни хмуриться . Тучности избегать , в дороге умерять усталость отдыхом , память упражнять , в гневе ничего не говорить и не делать , гадание всякое чтить . Петь под звуки лиры , песнями возносить должное благодарение богам и хорошим людям . От бобов воздерживаться , ибо от них в животе сильный дух , а стало быть , они более всего причастны душе ; и утроба наша без них действует порядочнее , а оттого и сновидения приходят легкие и бестревожные .

Александр в «Преемствах философов» говорит , что в пифагорейских записках содержится также вот что . Начало всего — единица ; единице как причине подлежит как вещество неопределенная двоица ; из единицы и неопределенной двоицы исходят числа ; из чисел — точки ; из точек — линии ; из них — плоские фигуры ; из плоских — объемные фигуры ; из них — чувственно - воспринимаемые тела , в которых четыре основы — огонь , вода , земля и воздух ; перемещаясь и превращаясь целиком , они порождают мир — одушевленный , разумный , шаровидный , в середине которого — земля ; и земля тоже шаровидна и населена со всех сторон . Существуют даже антиподы , и наш низ — для них верх . В мире равнодольны свет и тьма , холод и жар , сухость и влажность ; если из них возобладает жар , то наступит лето , если холод — зима , если сухость — весна , если влажность — осень , если же они равнодольны — то лучшие времена года . В году цветущая весна есть здоровье , а вянущая осень — болезнь ; точно так же и в сутках утро есть расцвет , а вечер — увядание , и поэтому вечер болезненней . Воздух около земли — застойный и нездоровый , и все , что в этом воздухе , — смертно ; а высший воздух — вечнодвижущийся , чистый , здоровый , и все , что в нем есть , — бессмертно и потому божественно . Солнце , луна и прочие светила суть боги , ибо в них преобладает тепло , а оно — причина жизни . Луна берет свой свет от солнца . Боги родственны людям , ибо человек причастен к теплу , — поэтому над нами есть божий промысел . Рок есть причина расположения целого по порядку его частей . Из солнца исходит луч сквозь эфир , даже сквозь холодный и плотный ( холодным эфиром называют воздух , а плотным эфиром — море и влажность ), тот луч проникает до самых глубин и этим все оживотворяет .

Живет все , что причастно теплу , поэтому живыми являются и растения ; душа , однако , есть не во всем . Душа есть отрывок эфира , как теплого , так и холодного , — по ее причастности холодному эфиру . Душа — не то же , что жизнь : она бессмертна , ибо то , от чего она оторвалась , бессмертно . Живые существа рождаются друг от друга через семя — рождение от земли невозможно . Семя есть струя мозга , содержащая в себе горячий пар ; попадая из мозга в матку , оно производит ихор 1 , влагу и кровь , из них образуются и плоть , и жилы , и кости , и волосы , и все

1 Ихор — всякая органическая жидкость.

276

Тело , а из пара — душа и чувства . Первая плотность образуется в сорок дней , а затем , по законам гармонии , дозревший младенец рождается на седьмой , или на девятый , или , самое большее , на десятый месяц . Он содержит в себе все закономерности жизни , неразрывная связь которых устрояет его по закономерностям гармонии , по которым каждая из них выступает в размеренные сроки . Чувство вообще и зрение в частности есть некий пар особенной теплоты ; оттого , говорят , и возможно видеть сквозь воздух и сквозь воду , что теплота встречает сопротивление холода , а если бы пар в наших глазах был холодным , он растворился бы в таком же холодном воздухе . Недаром Пифагор называет очи вратами солнца . Точно так же учит он и о слухе , и об остальных чувствах .

Душа человека разделяется на три части : ум (nous), рассудок ( рпгеп ) и страсть (thymos). Ум и страсть есть и в других живых существах , но рассудок — только в человеке . Власть души распространяется от сердца и до мозга : та часть ее , которая в сердце , — это страсть , а которая в мозге — рассудок и ум ; струи же от них — наши чувства . Разумное бессмертно , а остальное смертно . Питается душа от крови . Закономерности души — это дуновения ; и она , и они незримы , ибо эфир незрим . Скрепы души — вены , артерии , жилы ; а когда она сильна и покоится сама в себе , то скрепами ее становятся слова и дела . Сброшенная на землю , душа скитается в воздухе , подобная телу . Попечитель над душами — Гермес , оттого он и зовется Вожатым , Привратником и Преисподним , ибо это он вводит туда души из тел и с земли , и с моря . Чистые души возводит он ввысь , а нечистые ввергаются эриниями в несокрушимые оковы , и нет им доступа ни к чистым , ни друг к другу . Душами полон весь воздух , называются они демонами и героями , и от них посылаются людям сны и знаменья недугов или здравия , и не только людям , но и овцам и прочим скотам ; к ним же обращены и наши очищения , умилостивления , гадания , вещания и все подобное .

Главное для людей , говорил Пифагор , в том , чтобы наставить душу к добру или злу . Счастлив человек , когда душа у него становится доброю ; но в покое она не бывает и ровным потоком не течет . Справедливость сильна , как клятва , потому и Зевс именуется Клятвенным . Добродетель есть лад (harmonia), здоровье , всякое благо и бог . Дружба есть равенство ладов . Богам и героям почести следует воздавать неодинаковые : богам — непременно в благом молчании , одевшись в белое и освятив - шись , героям же — после полудня . Освящение состоит в очищении , омовении , окроплении , в чистоте от рождений , смертей и всякой скверны , в воздержании от мертвечинного мяса , от морской ласточки , чернохвост - ки , яиц , яйцеродных тварей , бобов и всего прочего , что запрещено от справляющих обряды . От бобов воздерживаться Пифагор велел ( по словам Аристотеля в книге «О пифагорейцах» ) то ли потому , что они подобны срамным членам , то ли вратам Аида , то ли потому , что они одни — неколенчатые , то ли вредоносны , то ли подобны природе целокупности 1 ,

1 Целокупность может означать почитаемое святым Единое и, стало быть, подлежащее охране и оберегаемое.

277

то ли служат власти немногих (ибо ими бросают жребий). Не поднимать упавшего он велел, чтобы привыкать к сдержанности за едой, а может быть, потому, что это указание на чью-то смерть: ведь и Аристофан в «Героях» говорит, что упавшее принадлежит героям:

И вкушать того не вздумай, что упало со стола!

Не касаться белого петуха он заповедовал, потому что петух — проситель и посвящен Месяцу: просительство же есть доброе дело, а Месяцу он посвящен, потому что кричит в урочные часы: кроме того, белый цвет — от благой природы, а черный — от дурной. Не касаться рыб, которые священны, — потому что не должно богам и людям располагать одним и тем же, точно так же, как свободным и рабам. Не преломлять хлеб — потому что в старину друзья ели от одного куска, как варвары и посейчас, а того, что сводит людей, делить не нужно (впрочем, иные говорят, будто это — к посмертному суду; иные — что от этого робеют на войне: а иные — что от этого начинается целокупность).

Из фигур он считал прекраснейшими среди объемных шар, а среди плоских — круг. Старость подобна всему, что умаляется, молодость — всему, что нарастает. Здоровье есть сохранение образа, болезнь — его разрушение. Соль, говорил он, нужно ставить перед собою, чтобы помнить правду, ибо соль сохраняет все, что ни примет, а рождается от чистейшего солнца и чистейшего моря.

Все это, говорит Александр, он нашел в пифагорейских записках, а дополнение к ним сообщает Аристотель.

ЭМПЕДОКЛ

Эмпедокл (по словам Гиппобота) был сыном Метана и внуком Эмпе -докла из Акраганта . Это подтверждает и Тимей (в XV книге «Истории»), добавляя, что Эмпедокл, дед поэта, был человеком знаменитым: с ним согласен в этом и Гермипп. Гераклид (в книге «О болезнях») сходным образом сообщает, что поэт был из блестящего рода, ибо дед его разводил скаковых коней: и Эратосфен в «Олимпийских победителях», ссылаясь на Аристотеля, подтверждает, что Метонов отец одержал победу в 71-ю олимпиаду. Грамматик Аполлодор в «Хронологии» пишет, будто

Метонов сын, по Главкову свидетельству, В недавно лишь основанные Фурии Переселился...

И далее:

Кто утверждает, будто он в изгнании

Явился к сиракузянам, с которыми

Шел на афинян, — тот ведь ошибается:

Его тогда или в живых уж не было,

Иль был он дряхлым старцем, что сомнительно —

278


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!