Считалось , что он и к Демокриту относился враждебно , так как не добился собеседования с ним .



Наконец , он удалился в Лампсак и там умер . Когда правители города спросили , что они могут для него сделать , он ответил : «Пусть на тот месяц , когда я умру , школьников каждый год освобождают от занятий» . ( Этот обычай соблюдается и по сей день .) А когда он умер , граждане Лампсака погребли его с почестями и над могилой написали :

Тот , кто здесь погребен , перешел пределы познанья , Истину строя небес ведавший Анаксагор .

А вот и наша о нем эпиграмма :

Анаксагор говорил , что солнце — огнистая глыба , И оттого - то ждала мудрого смертная казнь . Вызволил друга Перикл ; но тот , по слабости духа , Сам себя жизни лишил — мудрость его не спасла .

Были еще и три других Анаксагора ( из которых ни в одном не сочеталось всё ): первый — оратор Исократовой школы ; второй — скульптор , упоминаемый Антигоном ; третий — грамматик из школы Зенодота . <...>

1 Архонтом назывался правитель.

264

СОКРАТ

Сократ, сын скульптора Софрониска и повивальной бабки Фенареты (по словам Платона в «Феэтете»), афинянин, из дема Алопеки. Думали, что он помогает писать Еврипиду; поэтому Мнесилох говорит так:

«Фригийцы» — имя драме Еврипидовой, Сократовыми фигами откормленной.

И в другом месте:

Гвоздем Сократа Еврипид сколоченный.

Каллий пишет в «Пленниках»:

— Скажи, с какой ты стати так заважничал?

— Причина есть; Сократ — ее название!

И Аристофан в «Облаках»:

— Для Еврипида пишет он трагедии,

В которых столько болтовни и мудрости.

По сведениям некоторых, он был слушателем Анаксагора, а по сведениям Александра в «Преемствах» — также и Дамона. После осуждения Анаксагора он слушал Архелая-физика и даже (по словам Аристок-сена) был его наложником. Дурид уверяет, что он также был рабом и работал по камню: одетые Хариты на Акрополе, по мнению некоторых, принадлежат ему. Оттого и Тимон говорит в «Силлах»:

Но отклонился от них камнедел и законоположник, Всей чарователь Эллады, искуснейший в доводах тонких, С полуаттической солью всех риторов перешутивший.

В самом деле, он был силен и в риторике (так пишет Идоменей), а Тридцать тираннов даже запретили ему обучать словесному искусству (так пишет Ксенофонт); и Аристофан насмехается в комедии, будто он слабую речь делает сильной. Фаворин в «Разнообразном повествовании» говорит, будто Сократ со своим учеником Эсхином первыми занялись преподаванием риторики; о том же пишет Идоменей в книге «О со-кратиках».

Он первым стал рассуждать об образе жизни и первым из философов был казнен по суду. Аристоксен, сын Спинфара, уверяет, что он даже наживался на перекупках: вкладывал деньги, собирал прибыль, тратил ее и начинал сначала.

Освободил его из мастерской и дал ему образование Критон, привлеченный его душевной красотой (так пишет Деметрий Византийский). Поняв, что философия физическая нам безразлична, он стал рассуждать о нравственной философии по рынкам и мастерским, исследуя, по его словам,

Что у тебя и худого, и доброго в доме случилось.

265

Так как в спорах он был сильнее , то нередко его колотили и таскали за волосы , а еще того чаще осмеивали и поносили ; но он принимал все это , не противясь . Однажды , даже получив пинок , он и это стерпел , а когда кто - то подивился , он ответил : «Если бы меня лягнул осел , разве стал бы я подавать на него в суд ? » Все это сообщает Деметрий Византийский .

В противоположность большинству философов он не стремился в чужие края — разве что если нужно было идти в поход . Все время он жил в Афинах и с увлечением спорил с кем попало не для того , чтобы переубедить их , а для того , чтобы доискаться до истины . Говорят , Еврипид дал ему сочинение Гераклита и спросил его мнение ; он ответил : «Что я понял — прекрасно ; чего не понял , наверное , тоже ; только , право , для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком» .

Он занимался телесными упражнениями и отличался добрым здоровьем . Во всяком случае он участвовал в походе под Амфиполь , а в битве при Делии спас жизнь Ксенофонту , подхватив его , когда тот упал с коня . Среди повального бегства афинян он отступал , не смешиваясь с ними , и спокойно оборачивался , готовый отразить любое нападение . Воевал он и при Потидее ( поход был морской , потому что пеший путь закрыла война ); это там , говорят , он простоял , не шевельнувшись , целую ночь , и это там он получил награду за доблесть , но уступил ее Алкивиа - ду — с Алкивиадом он находился даже в любовных отношениях , говорит Аристипп в IV книге «О роскоши древних» . В молодости он с Архелаем ездил на Самос ( так пишет Ион Хиосский ), был и в Дельфах ( так пишет Аристотель ), а также на Истме ( так пишет Фаворин в I книге «Записок» ).

Он отличался твердостью убеждений и приверженностью к демократии . Это видно из того , что он ослушался Крития с товарищами , когда они велели привести к ним на казнь Леонта Саламинского , богатого человека ; он один голосовал за оправдание десяти стратегов ; а имея возможность бежать из тюрьмы , он этого не сделал и друзей своих , плакавших о нем , упрекал , обращая к ним в темнице лучшие свои речи .

Он отличался также достоинством и независимостью . Однажды Ал - кивиад ( по словам Памфилы в VII книге «Записок» ) предложил ему большой участок земли , чтобы выстроить дом ; Сократ ответил : «Если бы мне нужны были сандалии , а ты предложил бы мне для них целую бычью кожу , разве не смешон бы я стал с таким подарком ? » Часто он говаривал , глядя на множество рыночных товаров : «Сколько же есть вещей , без которых можно жить ! » И никогда не уставал напоминать такие ямбы :


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!