Юноши , молча почтите вниманием это вещанье ...



в - третьих , «О душе» , в - четвертых , «О благочестии» , в - пятых , «Элофал , отец Эпихарма Косского» , в - шестых , «Кротон» и другие произведения ;

272

Но «Слово о таинствах» написано Гиппасом , чтобы опорочить Пифагора , и многие сочинения Астона Кротонского тоже приписываются Пифагору . Далее , Аристоксен утверждает , что большая часть этических положений взята Пифагором у Фемистоклеи , дельфийской жрицы ; а Ион Хиосский в «Триадах» утверждает , будто кое - что сочиненное он приписал Орфею . Ему же , по рассказам , принадлежат «Копиды» , которые начинаются : «Ни перед кем не бесстыдствуй ... »

Сосикрат в «Преемствах» говорит , что на вопрос Леонта , флиунтско - го тиранна , кто он такой , Пифагор ответил : «Философ» , что значит «любомудр» . Жизнь , говорил он , подобна игрищам : иные приходят на них состязаться , иные — торговать , а самые счастливые — смотреть ; так и в жизни иные , подобные рабам , рождаются жадными до славы и наживы , между тем как философы — до единой только истины . Об этом достаточно .

В трех вышеназванных сочинениях Пифагор вообще говорит вот что . Он запрещает молиться о себе , потому что , в чем наша польза , мы не знаем . Пьянство именует он доподлинною пагубой и всякое излишество осуждает : ни в питье , ни в пище , говорит он , не должно преступать соразмерности . О похоти говорит он так : «Похоти уступай зимой , не уступай летом ; менее опасна она весной и осенью , опасна же во всякую пору и для здоровья нехороша» . А на вопрос , когда надобно слюбляться , ответил : «Всякий раз , как хочешь обессилеть» .

Жизнь человеческую он разделял так : «Двадцать лет — мальчик , двадцать — юнец , двадцать — юноша , двадцать — старец . Возрасты соразмерны временам года : мальчик — весна , юнец — лето , юноша — осень , старец — зима» . ( Юнец у него — молодой человек , юноша — зрелый муж .) Он первый , по словам Тимея , сказал : «У друзей все общее» и «Дружба есть равенство» . И впрямь , его ученики сносили все свое добро воедино .

Пять лет они проводили в молчании , только внимая речам Пифагора , но не видя его , пока не проходили испытания ; и лишь затем они допускались в его жилище и к его лицезрению . Кипарисовыми гробами они не пользовались , потому что из кипариса сделан скипетр Зевса ( об этом говорит Гермипп во II книге «О Пифагоре» ).

Видом , говорят , был он величествен , и ученикам казалось , будто это сам Аполлон , пришедший от гипербореев . Рассказывают , что однажды , когда он разделся , у него увидели золотое бедро , а когда он переходил реку Несс , многие уверяли , что она воззвала к нему с приветствием . И Тимей ( в книге I «Истории» ) пишет , что сожительницам мужей он давал божественные имена , называя их Девами , Невестами и потом Матерями . Это он довел до совершенства геометрию после того , как Ме - рид открыл ее начатки ( так пишет Антиклид во II книге «Об Александре» ). Больше всего внимания он уделял числовой стороне этой науки . Он же открыл и разметку монохорда ; не пренебрегал он и наукой врачевания . А когда он нашел , что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен квадрату катетов , то принес богам гекатомбу ( как о том говорит Аполлодор Исчислитель ); и об этом есть такая эпиграмма :

273

В день , когда Пифагор открыл свой чертеж знаменитый , Славную он за него жертву быками воздвиг .

Говорят , он первый стал держать борцов на мясной пище , и первого среди них — Евримена ( так утверждает Фаворин в III книге «Записок» ), между тем как раньше они укрепляли тело сухими смоквами , мягким сыром и пшеничным хлебом ( как сообщает тот же Фаворин в VIII книге «Разнообразного повествования» ). Впрочем , некоторые утверждают , что такое питание установил не философ Пифагор , а какой - то Пифагор - умаститель , ибо философ запрещал даже убивать животных , а тем более ими кормиться , ибо животные имеют душу , как и мы ( такой он называл предлог , на самом же деле , запрещая животную пищу , он приучал и приноравливал людей к простой жизни , чтобы они пользовались тем , что нетрудно добыть , ели невареную снедь и пили простую воду , так как только в этом — здоровье тела и ясность ума ). Разумеется , единственный алтарь , которому он поклонялся , был делосский алтарь Аполлона - Родителя , что позади алтаря , сложенного из рогов , — ибо на нем приносят лишь безогненные жертвы : пшеницу , ячмень и лепешки , а жертвенных животных — никогда ( так говорит Аристотель в «Государственном устройстве делосцев» ).

Говорят , он первый заявил , что душа совершает круг неизбежности , чередою облекаясь то в одну , то в другую жизнь ; первый ввел у эллинов меры и веса ( так говорит Аристоксен - музыковед ); первый сказал , что Геспер и Фосфор — одна и та же звезда ( так говорит Парменид ).

Он внушал такое удивление , что даже ближних его называли вещателями божьего гласа ; сам же он в своем сочинении утверждает , что вышел к людям , пробыв двести семь лет в Аиде . Вот почему его держались и к речам его сходились и луканы , и певкетии , и мессапы , и римляне . Учение Пифагорово невозможно было узнать до Филолая : только Филолай обнародовал три прославленные книги , на покупку которых Платон послал сто мин . И вот на ночные его рассуждения сходилось не менее шестисот слушателей , а кто удостаивался лицезреть его , те писали об этом домашним как о великой удаче . В Метапонте дом его назвали святилищем Деметры , а переход при нем — святилищем Муз ( так пишет Фаворин в «Разнообразном повествовании» ). И остальные пифагорейцы говорили , что не все для всех молвится ( как пишет Аристоксен в X книге «Воспитательных законов» ; там же он сообщает , что пифагореец Ксенофил на вопрос , как лучше всего воспитывать сына , ответил : «Родить его в благозаконном государстве» ). Многих и других по всей Италии сделал Пифагор прекрасными и благородными мужами , например законодателей Залевка и Харонда , ибо велика была сила его дружбы , и когда он видел человека , знакомого с его знаками , то принимал его тотчас в товарищи и делал себе другом .

Знаки у него были такие : огонь ножом не разгребать ; через весы не переступать ; на хлебной мере не сидеть ; сердце не есть ; ношу помогать не взваливать , а сваливать ; постель держать свернутой ; изображения бога в перстне не носить ; горшком на золе следа не оставлять ; малым

274

Факелом сиденья не осушать ; против солнца не мочиться ; по неторным тропам не ходить ; руку без разбора не подавать ; ласточек под крышей не держать ; кривокогтых не кормить ; на обрезки ногтей и волос не наступать и не мочиться ; нож держать острием от себя ; переходя границу , не оборачиваться . Этим он хотел сказать вот что . Огонь ножом не разгребать — значит , во владыках гнев и надменный дух не возбуждать . Через весы не переступать — значит , равенства и справедливости не преступать . На хлебную меру не садиться — значит , о нынешнем и будущем заботиться равно , ибо хлебная мера есть наша дневная пища . Сердца не есть — не подтачивать душу заботами и страстями . Уходя на чужбину , не оборачиваться — расставаясь с жизнью , не жалеть о ней и не обольщаться ее усладами . По этому же подобию истолковывается и остальное , на чем нет надобности останавливаться .

Более же всего заповедовал он не есть краснушки , не есть черно - хвостки , воздерживаться от сердца и от бобов , а иногда ( по словам Аристотеля ) также и от матки и морской ласточки . Сам же он , как повествуют некоторые , довольствовался только медом , или сотами , или хлебом , вина в дневное время не касался , на закуску обычно ел овощи вареные и сырые , а изредка — рыбу . Одежда его была белая и чистая , постельная ткань — белая шерстяная , ибо лен в тех местах еще не стал известен . В излишествах он никогда не был замечен — ни в еде , ни в любви , ни в питье ; воздерживался от смеха и всяких потех , вроде издевок и пошлых рассказов ; не наказывал ни раба , ни свободного , пока был в гневе . Наставление он называл «напрямлением» . Гадания совершал по голосам , по птицам , но никогда по сжигаемым жертвам , разве что по ладану ; и живых тварей никогда не приносил в жертву , разве что ( по некоторым известиям ) только петухов , молочных козлят и поросят , но никак не агнцев . Впрочем , Аристоксен уверяет , что Пифагор воздерживался только от пахотных быков и от баранов , а остальных животных дозволял в пищу .

Тот же Аристоксен говорит ( как уже упоминалось ), что учение свое он воспринял от Фемистоклеи Дельфийской . А Иероним говорит , что , когда Пифагор сходил в Аид , он видел там , как за россказни о богах душа Гесиода стонет , прикованная к медному столбу , а душа Гомера повешена на дереве среди змей , видел и наказания тем , кто не хотел жить со своими женами ; за это ему и воздавали почести в Кротоне . И Ари - стипп Киренский в книге «О физике» говорит , будто Пифагором его звали потому , что он вещал истину непогрешимо , как пифия .

Ученикам своим , говорят , он предписывал всякий раз , входя в свой дом , повторять :


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!