Взвился меж ними тогда Гераклит , толпу осуждая В темном своем кукареканье ...



А Феофраст говорит , что в писании он иное недоговаривает , а в ином сам себе противоречит по причине меланхолии . Гордыня же его явствует из того , что говорит Антисфен в «Преемствах» : он уступил своему брату царскую власть . И сочинение его стяжало такую славу , что у него явились последователи , получившие название гераклитовцев .

Мнения его в общих чертах были таковы . Все составилось из огня и в огонь разрешается . Все совершается по судьбе и слаживается взаимной противобежностью ( enantiodromia ). Все исполнено душ и демонов .

283

Высказался он обо всем , чему подвержен мир , например , что солнце по величине таково , каким видится . Еще он говорит : «Пределов души не отыщешь , по какому пути не иди , — так глубок ее Разум» . Самомнение называет он падучей болезнью , а зрение — ложью . И подчас в сочинении своем выражается он светло и ясно , так что даже тупому нетрудно понять и вознестись душой . А краткость и вескость его слога несравненны .

Частные же мнения его таковы . Начало есть огонь ; все есть размен ( amoibe ) огня и возникает путем разрежения и сгущения . ( Ясного изложения он , однако же , не дает .) Все возникает по противоположности и всею цельностью течет , как река . Вселенная конечна , и мир один . Возникает он из огня и вновь исходит в огонь попеременно , оборот за оборотом , в течение всей вечности ; совершается это по Судьбе . В противоположностях то , что ведет к рождению , зовется войной и раздором , а что к обогневе - нию — согласием и миром . Изменение есть путь вверх и вниз , и по нему возникает мир . Именно сгущающийся огонь исходит во влагу , уплотняется в воду , а вода крепнет и оборачивается землей — это путь вниз . И с другой стороны , земля рассыпается , из нее рождается вода , а из воды — все остальное ( при этом почти все он сводит к морским испарениям ) — это путь вверх . Испарения рождаются от земли и от моря , одни светлые и чистые , другие темные : от светлых умножается огонь , от иных — влага . Какое над этим окружение , он не разъясняет , но говорит , что в нем есть выдолбины ( scaphai ), обращенные к нам , и в них светлые испарения , собираясь , образуют пламена , которые и есть светила . Самое светлое и горячее — пламя солнца , ибо прочие светила дальше отстоят от земли и поэтому меньше светят и греют , а луна хоть и ближе к земле , но движется по нечистому месту . Солнце же движется в месте прозрачном и несмутном и в соразмерном отстоянии от нас , оттого оно больше и греет , и светит . Затмения солнца и луны бывают оттого , что выдолбины поворачиваются кверху , а ежемесячные перемены луны — оттого , что выдолбина поворачивается понемногу . День и ночь , месяцы и времена года , годы , дожди и ветры и прочее подобное возникают из - за различных испарений ; так , светлое испарение , воспламеняясь в круге солнца , производит день , а противоположное , взяв верх , вызывает ночь ; так , от светлого усиливается тепло и производит лето , а от темного умножается влага и творит зиму . В согласии с этим объясняет он причины и всего прочего . О земле , однако , он не разъясняет , какова она есть ; точно так же и о том , каковы те выдолбины . Вот в чем состояли его мнения .

О Сократе и о том , что он сказал на сочинение Гераклита , которое ему принес Еврипид ( как об этом сообщает Аристон ), мы сказали в разделе о Сократе . А грамматик Селевк сообщает ( со слов некоего Кротона в книге «Ныряльщик» ), будто первым эту книгу принес в Элладу некий Кратет , сказав при этом , что нужно быть делосским водолазом , чтобы не захлебнуться в ней . Иные дают ей заглавие «Музы» , иные — «О природе» , а Диодот — «Правило негрешимое уставу жить» ; называют ее также «Указатель нравам» и «Единый порядок строю Всего» . Говорят , на вопрос , почему он молчит , Гераклит ответил : «Чтобы вы болтали» .

Знакомства с ним пожелал сам Дарий и написал ему так :

284

Щарь Дарий , сын Гистаспа , Гераклиту , мужу эфесскому , шлет привет. Тобою написана книга «О природе», трудная для уразумения и для толкования. Есть в ней места, разбирая которые слово за словом видишь в них силу умозрения твоего о мире, о Вселенной и обо всем, что в них вершится, заключаясь в божественном движении; но еще больше мест, от суждения о которых приходится воздерживаться, потому что даже люди, искушенные в словесности, затрудняются верно толковать написанное тобой. Посему царь Дарий, сын Гистаспа, желает приобщиться к твоим беседам и эллинскому образованию. Поспешай же приехать, дабы лицезреть и меня в моем царском дворце. Эллины, я знаю, обыкновенно невнимательны к своим мудрецам и пренебрегают прекрасными их указаниями на пользу учения и знания. А при мне тебя ждет всяческое первенство, прекрасные и полезные повседневные беседы и жизнь, согласная с твоими наставлениями».

«Гераклит Эфесский царю Дарию , сыну Гистаспа , шлет привет. Сколько ни есть людей на земле, истины и справедливости они чуждаются, а прилежат в дурном неразумии своем к алчности и тщеславию. Я же все дурное выбросил из головы, пресыщения всяческого избегаю из-за смежной с ним зависти и по отвращению к спеси. Потому и не приеду я в персидскую землю, а буду довольствоваться немногим, что мне по душе». Вот каков был он и перед самим царем.

Деметрий в «Соименниках» говорит, что презирал он даже афинян, хотя пользовался у них большой славой, и предпочитал жить на родине, хотя эфесцы пренебрегали им. Упоминает о нем и Деметрий Фалерский в «Апологии Сократа». Толкованием его сочинения занимаются многие: и Антисфен, и Гераклид Понтийский, и Клеанф, и стоик Сфер, равно как и Павсаний, прозванный гераклитовцем, и Никомед, и Дионисий; а из грамматиков — Диодот, который уверяет, что сочинение это было не о природе, а о государстве и о природе в нем говорилось только в виде примера. А Иероним сообщает, что Скифин, ямбический поэт, взялся излагать его учение в стихах.

ПАРМЕНИД

Слушателем Ксенофана был Парменид Элейский, сын Пирета [а сам Ксенофан — слушателем Анаксимандра, как сказано в «Обзоре» Феоф-раста). Однако хотя он и учился у Ксенофана, но последователем его не стал, а примкнул к пифагорейцу Аминию, сыну Диохета (так говорит Со-тион), человеку бедному, но прекрасному и благородному; и ему он следовал гораздо ближе, а по смерти его воздвиг ему святилище, так как сам был родом знатен и богат: Аминий, а не Ксенофан обратил его к душевному миру.

Он первый заявил, что земля шаровидна и что место ее в середине. Существуют две основы, огонь и земля, и первый служит творцом, вторая — веществом. Род человеческий первое начало свое имеет от солнца, но жар и холод, из которых все состоит, сильнее и солнца. Душа и i

I

ум — одно и то же (об этом упоминает и Феофраст в «Физике», где у него изложены мнения едва ли не всех философов). Философию он разделил надвое — на философию истины и философию мнения. Поэтому он и говорит в одном месте:

...Все тебе должно уведать: Истины твердое сердце в круге ее совершенном, Мнение смертного люда, в котором нет истинной правды.

Философию он излагал в стихах, подобно Гесиоду, Ксенофану и Эм-педоклу. Критерием истины называл он разум, в чувствах же, говорил он, точности нет. Вот его слова:

Да не постигнет тебя на стезе твоей опыт привычный Правиться глазом бесцельным и слухом, отгулами звучным, И языком, — будь лишь разум судьей многоспорному слову!

Потому и Тимон говорит о нем:

Высокоумную мощь Парменида, чуждателя мнений, Освободившего мысль из обманного воображенья.

Это о нем написал Платон диалог, озаглавленный «Парменид, или Об идеях».

Расцвет его приходится на 69-ю олимпиаду. По-видимому, он первый открыл, что вечерняя звезда и утренняя звезда — одно и то же светило (так говорит Фаворин в V книге «Записок»; иные приписывают это Пифагору, но Каллимах утверждает, что стихотворение это не Пифагорово). Говорят, что он и законы дал для сограждан (так сообщает Спевсипп в книге «О философах») и первый стал предлагать рассуждение об Ахиллесе (так сообщает Фаворин в «Разнообразном повествовании»).

Был также и другой Парменид — ритор, сочинитель учебника.<...>

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ

Зенон Элейский . Аполлодор в «Хронологии» говорит, что по рождению он был сыном Телевтагора, по усыновлению же сын Парменида [а Парменид — сын Пирета]. О нем и о Мелиссе у Тимона сказано так:

Мощную силу Зенона, которой и убыли нету,

И с двуязыким хулителем рядом увидел Мелисса, —

Многих призраков выше, немногих призраков ниже.

Стало быть, этот Зенон был слушателем Парменида и стал его любовником; росту он был высокого, как о том говорит в «Пармениде» Платон, который упоминает о нем также в «Софокле» и в «Федре», называя его элейским Паламедом; между тем как Аристотель говорит, что он изобрел диалектику, как Эмпедокл — риторику.

Человек он был благороднейший как в философии, так и в государственных делах; книги его, говорят, полны большого ума. Мало того, он

286

задумывал низвергнуть тиранна Неарха [а иные говорят, Диомедонта) и был схвачен, как о том рассказывает Гераклид в «Сокращении» по Сатиру; но когда его допрашивали о сообщниках и об оружии, которое он вез в Липару, он в ответ оговорил всех друзей тиранна, чтобы тот остался одинок, а потом, попросившись сказать ему на ухо кое о ком, вцепился в ухо зубами и не отпускал, пока его не закололи; так подвергся он той же участи, что и тиранноубийца Аристогитон. Деметрий в «Соименниках» говорит, будто он откусил тиранну нос, а Антисфен в «Преем-ствах» — будто после того, как он оговорил друзей тиранна, тот его спросил, не было ли кого-нибудь еще, а он ответил: «Только ты, пагуба нашего города!», потом обратился к окружающим: «Дивлюсь я вашей трусости: чтобы не пострадать, как я, вы ползаете перед тиранном!» — и наконец отгрыз себе язык и выплюнул его тиранну в лицо; и граждан это так взволновало, что они тут же насмерть побили тиранна каменьями. Так рассказывают в один голос почти все; только Гермипп утверждает, будто он был брошен в ступу и забит насмерть. Мы о нем написали так:

Ты, Зенон, возымел благородное в сердце желанье — Злого тиранна убив, вольность Злее вернуть.

Казнь постигла тебя: тиранн истолок тебя в ступе. Нет! это ложь: истолок тело твое, не тебя.

Был он достойным человеком и во многом другом, а к вышестоящим относился с такой же надменностью, как и Гераклит. Так, родной свой город, фокейское поселение, прежде называвшееся Гиелой, а потом Элеей, неприметную общину, умевшую только вскармливать достойных мужей, любил он больше, чем тщеславные Афины, и прожил там всю свою жизнь, ни разу не выбравшись к афинянам.

Он первый стал предлагать рассуждение об Ахиллесе (хотя Фаворин приписывает это Пармениду), равно как и многие другие.

Мнения его таковы: миры существуют, пустоты же не существует; природа всего сущего произошла из теплого, холодного, сухого и влажного, превращающихся друг в друга; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием.

Рассказывают, что однажды в ответ на брань он рассердился; кто-то стал его за это корить, а он ответил: «Если я сделаю вид, будто меня не бранят, я не почувствую и когда меня похвалят».

О том, что Зенонов было восемь, мы уже сообщили в жизнеописании Зенона Китийского. Расцвет нашего философа приходится на 79-ю олимпиаду. <...>

ДЕМОКРИТ

Демокрит , сын Гегесистрата (а другие говорят — Афинокрита, а третьи — Дамасиппа), из Абдеры [а иные говорят — из Милета). Он был учеником каких-то магов и халдеев, которых царь Ксеркс оставил на-

287

Ставниками у его отца , когда у него гостил , как о том сообщает и Геродот ; у них - то он еще в детстве перенял науку о богах и о звездах . Потом он перешел к Левкиппу , а по некоторым сообщениям — и к Анаксагору , моложе которого он был на сорок лет . Однако же Фаворин в «Разнообразном повествовании» утверждает , будто Демокрит говорил , что мнения Анаксагора о луне и солнце не ему принадлежат , а древним и только присвоены Анаксагором и еще будто он высмеивал учения Анаксагора о мировом упорядочении и об Уме — все из - за обиды , что Анаксагор не принял его в ученики ; как же в таком случае мог он учиться у Анаксагора ?

Деметрий в «Соименниках» и Антисфен в «Преемствах» сообщают , что он совершил путешествие и в Египет к жрецам , чтобы научиться геометрии , и в Персию к халдеям , и на Красное море ; а некоторые добавляют , что он и в Индии встречался с гимнософистами , и в Эфиопии побывал . Из трех братьев он был младшим при разделе наследства и взял себе меньшую долю имущества , состоявшую в деньгах , так как они были ему нужны для путешествия , и братья это хитро сообразили . Деметрий говорит , что его доля превышала сто талантов , и все это он истратил .

Еще Деметрий говорит , будто бы он так трудолюбив , что жил затворником в садовой беседке , и даже когда отец его привел быка для жертвоприношения и привязал к беседке , Демокрит долго этого не замечал , пока отец , прервав его занятия ради жертвоприношения , сам не сказал ему о быке . Кажется , говорит Деметрий , Демокрит побывал и в Афинах , но не заботился , чтобы его узнали , потому что презирал славу ; и он знал Сократа , а Сократ его не знал . В самом деле , вот его слова : «Я пришел в Афины , и ни один человек меня не знал» . Если диалог «Соперники» принадлежит Платону , говорит Фрасилл , то именно Демокрит есть тот безымянный собеседник , который наряду с Энопидом и Анаксагором участвует в беседе с Сократом о философии и которому Сократ говорит , что философ подобен пятиборцу : он ведь и в самом деле был пятиборцем в философии , так как занимался и физикой , и этикой , и математикой , и всем кругом знаний , и даже в искусствах был всесторонне опытен . Это ему принадлежат слова : «Слово — тень дела» . Впрочем , Деметрий Фалерский ( в «Апологии Сократа» ) говорит , будто он вовсе и не приезжал в Афины ; тогда это еще замечательнее , ибо он пренебрег таким великим городом и предпочел не себя прославить его славой , а своей славой прославить собственный город .

Каков он был , можно видеть и по сочинениям . Можно думать , говорит Фрасилл , что он был приверженцем пифагорейцев , да и о самом Пифагоре он восторженно упоминает в книге , названной его именем . Казалось бы даже , что он все у него перенял и сам его слушал , если бы это не противоречило расчету времени . Во всяком случае Главк Регий - ский утверждает , что Демокрит слушал кого - то из пифагорейцев , а Главк — современник Демокрита ; и Аполлодор Кизикийский тоже говорит , будто он встречался с Филолаем .


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!