Сомнительно , ибо Аристотель и Гераклид утверждают , что он умер в шестьдесят лет . Стало быть , победивший на 71- й олимпиаде был



Ему ристатель дедом - соименником .

Так что заодно Аполлодор указывает и время этого случая .

Впрочем , Сатир в «Жизнеописаниях» утверждает , что Эмпедокл был сыном Эксенета , сам родил сына Эксенета и в одну и ту же олимпиаду сам одержал победу в скачках , а сын его — в борьбе ( или в беге , как пишет Гераклид в «Обзоре» ); а в «Записках» Фаворина я прочел , будто для священных послов Эмпедокл принес в жертву быка из меда и ячменной муки и будто у него был брат Калликратид . Наконец , Телавг , сын Пифагора , в письме к Филолаю говорит , что Эмпедокл был сын Архинома .

Что был он из Акраганта в Сицилии , о том он сам говорит в зачине «Очищений» :

Други ! О вы , что на склонах златого холма Акраганта Град обитаете верхний ...

О его происхождении сказанного достаточно .

О том , что он был слушателем Пифагора , говорит Тимей в IX книге , добавляя , что при этом он был , подобно Платону , уличен в присвоении учения и отстранен от занятий . Он и сам упоминает Пифагора в таких словах :

Жил среди них некий муж , умудренный безмерным познаньем , Подлинно мыслей высоких владевший сокровищем ценным ...

( Впрочем , некоторые относят эти слова к Пармениду .) А Неанф говорит , что до Филолая и Эмпедокла в учениях принимали участие все пифагорейцы ; когда же Эмпедокл обнародовал их в своей поэме , было положено никакого стихотворца к ним не допускать . ( То же самое , говорят , случилось и с Платоном , который тоже был отлучен .) Но кого именно из пифагорейцев слушал Эмпедокл , о том Неанф не говорит , а так называемое послание Телавга о том , будто он учился у Гиппаса и Бронтина , недостоверно .

Феофраст утверждает , что он был приверженцем Парменида и подражал ему в стихах — ибо Парменид тоже издал в стихах книгу «О природе» . А Гермипп утверждает , что он был приверженцем не Парменида , а Ксенофана , и жил при нем , и подражал ему в стихах , а с пифагорейцами встретился лишь позднее . Алкидамант говорит ( в речи «О природе» ), что Зенон и Эмпедокл были одновременно слушателями Парменида , а потом покинули его , и Зенон стал философствовать по - своему , а Эмпедокл пошел слушать Анаксагора и Пифагора , одному из них подражая в достоинстве жизни и облика , а другому — в изучении природы . Аристотель говорит ( в «Софисте» ), что Эмпедокл был изобретателем риторики , а Зенон — диалектики , и еще ( в книге «О поэтах» ) — что Эмпедокл вдохновлялся Гомером и достиг великой силы слога , пользуясь и метафорами , и прочими поэтическими приемами , а написал он кроме

279

Других стихов «Переправу Ксеркса» и «Воззвание к Аполлону» , которые впоследствии сожгла его сестра ( или дочь , по словам Иеронима ): «Воззвание» — нечаянно , а «Персидские войны» — намеренно , из - за незавершенности этих стихов . Вообще же , говорит он , Эмпедокл писал и трагедии , и политические сочинения ( правда , Гераклид , сын Сарапиона , утверждает , что трагедии писаны не им ); Иероним сообщает , что нашел таких трагедий сорок три , а Неанф — что Эмпедокл писал их в юности и что ему встречались из них только семь . А Сатир в «Жизнеописаниях» утверждает , что был он и врач , и отменный оратор — учеником его был сам Горгий Леонтинский , искуснейший в науке красноречия и составивший ее учебник , а проживший ( по словам Аполлодора в «Хронологии» ) целых сто девять лет .

И еще пишет Сатир , будто Горгий сам говорил , что присутствовал при чародействе Эмпедокла , и будто Эмпедокл сам заявляет об этом и о многом другом в таких своих стихах :

Зелья узнаешь , какими недуги и дряхлость врачуют : Только тебе одному я открыть это все собираюсь . Ветров , не знающих отдыха , ярость удерживать будешь , Что , устремляясь на землю , порывами пажити губят ; Если ж захочешь — обратное вновь их воздвигнешь дыханье . Мрачного после ненастья доставишь желанное вёдро , В летнюю засуху зелень питающий вызовешь ливень : Хлынет потоками влага с эфирного неба на землю . Даже усопшего мужа вернешь из чертогов айда !

Тимей в XVIII книге говорит , что многое в нем вызывало удивление . Так , когда пассатные ветры дули так сильно , что портились плоды , он приказал содрать кожу с ослов и сделать меха , которые он расставил вокруг холмов и горных вершин , чтобы уловить ветер ; и ветер унялся , а Эмпедокл получил прозвание «ветролова» .

А Гераклид в книге «О болезнях» говорит , что он рассказал Павса - нию о бездыханной женщине , — Павсаний этот , по словам Аристиппа и Сатира , был его любовником , и это ему посвятил Эмпедокл поэму «О природе» следующими словами :

Слушай меня , о Павсаний , премудрого отпрыск Анхита ! —

и сочинил такую надпись :

Врач знаменитый Павсаний из племени Асклепиадов Был от Анхита отца в Геле родимой рожден , Чтобы премногих мужей , изнуряемых тяжким недугом , Вспять отвратить от дворца , где Персефона царит .

А тело той бездыханной женщины , говорит Гераклид , сохранял он целых тридцать дней без дыхания и без биения крови ; и за это Гераклид называет его не только врачом , но и волхвом , заключая это из следующих стихов :

280

Други ! о вы , что на склонах златого холма Акраганта Град обитаете верхний , ревнители добрых деяний , Ныне привет вам ! Великому богу подобясь средь смертных , Шествую к вам , окруженный почетом , как то подобает , В зелени свежих венков и в повязках златых утопая , Сонмами жен и мужей величаемый окрест грядущих , В грады цветущие путь направляю ; они же за мною Следуют все , вопрошая , где к пользе стезя пролегает ; Те прорицаний желают , другие от разных недугов Слово целебное слышать стремятся , ко мне обращаясь .

Акрагант он здесь называет великим , говорят , потому , что жителей в нем до восьмисот тысяч , а живут они в такой роскоши , что Эмпедокл сказал : «Акрагантяне едят так , словно завтра умрут , а дома строят так , словно будут жить вечно ! » Сами же эти стихи , «Очищения» , были оглашены на Олимпийских играх рапсодом Клеоменом ( как о том пишет Фа - ворин в «Записках» ).

Был он , по словам Аристотеля , свободолюбив и чуждался всякой власти : так , он отверг предложенную ему царскую власть , откровенно предпочитая простую жизнь . Это подтверждает Тимей , сообщая и причину его народолюбия . Однажды его пригласил один из архонтов ; ужин длился и длился , а вина не несли ; все терпеливо ждали , но Эмпедокл рассердился и потребовал вина , а хозяин ему ответил , что ожидается чиновник из совета . Тот явился и тотчас стал главою пира — явным старанием хозяина , который тайно добивался тираннической власти ; и гость всем повелел или пить вино , или выливать себе на головы . Эмпедокл смолчал , но на следующий день призвал обоих к суду , и хозяина и распорядителя , и добился их осуждения и казни . Таково было начало его государственных дел .

В другой раз лекарь Акрон [ Высокий ] попросил у совета уделить место для памятника его отцу , высочайшему среди врачей в своем искусстве ; но Эмпедокл воспрепятствовал ему , выступив с рассуждением о равенстве и задав , между прочим , такой вопрос : «Какие же стихи мы напишем на том памятнике ? Не такие ли :


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!