И серебро , и пурпурная мантия
На сцене хороши , а в жизни ни к чему .
К Архелаю Македонскому , к Скопасу Краннонскому , к Еврилоху Ла - рисейскому он относился с презрением , не принял от них подарков и не поехал к ним . И он держался настолько здорового образа жизни , что , когда Афины охватила чума , он один остался невредим .
По словам Аристотеля , женат он был дважды : первый раз — на Ксантиппе , от которой у него был сын Лампрокл , и во второй раз — на Мир -
266
То , дочери Аристида Справедливого , которую он взял без приданого и имел от нее сыновей Софрониска и Менексена . Другие говорят , что Мирто была его первой женой , а некоторые ( в том числе Сатир и Иеро - ним Родосский ) — что он был женат на обеих сразу ; по их словам , афиняне , желая возместить убыль населения , постановили , чтобы каждый гражданин мог жениться на одной женщине , а иметь детей также и от другой — так поступил и Сократ .
Он умел не обращать внимания на насмешников . Своим простым житьем он гордился , платы ни с кого не спрашивал . Он говорил , что лучше всего ешь тогда , когда не думаешь о закуске , и лучше всего пьешь , когда не ждешь другого питья : чем меньше человеку нужно , тем ближе он к богам . Это можно заключить и по стихам комедиографов , которые сами не замечают , как их насмешки оборачиваются ему в похвалу . Так , Аристофан пишет :
Человек ! Пожелал ты достигнуть у нас озарения мудрости
Высшей , — О , как счастлив , как славен ты станешь тогда среди
|
|
Эллинов всех и афинян , Если памятлив будешь , прилежен умом , если есть в тебе
Сила терпенья , И , не зная усталости , знанья в себя ты вбирать будешь ,
Стоя и лежа , Холодая , не будешь стонать и дрожать , голодая , еды
Не попросишь , От попоек уйдешь , от обжорства бежишь , не пойдешь
По пути безрассудства ...
И Амипсий выводит его на сцену в грубом плаще с такими словами :
— Вот и ты , о Сократ , меж немногих мужей самый
лучший и самый пустейший ! Ты отменно силен ! Но скажи , но открой : как добыть тебе
Плащ поприличней ?
— По кожевничьей злобе на плечи мои я надел это
Горькое горе .
— Ах , какой человек ! Голодает , чуть жив , но польстить
ни за что не захочет !
Тот же гордый и возвышенный дух его показан и у Аристофана в следующих словах :
Ты же тем нам приятен , что бродишь босой , озираясь
Направо , налево ,
Что тебе нипочем никакая беда , — лишь на нас ты
Глядишь , обожая .
Впрочем , иногда , применительно к обстоятельствам , он одевался и в лучшее платье — например , в Платоновом «Пире» по дороге к Агафону .
267
Он одинаково умел как убедить , так и разубедить своего собеседника . Так , рассуждая с Феэтетом о науке , он , по словам Платона , оставил собеседника божественно одухотворенным ; а рассуждая о благочестии с Евтифроном , подавшим на отца в суд за убийство гостя , он отговорил его от этого замысла ; также и Лисия обратил он к самой высокой нравственности . Дело в том , что он умел извлекать доводы из происходящего . Он помирил с матерью сына своего Лампрокла , рассердившегося на нее ( как о том пишет Ксенофонт ); когда Главкон , брат Платона , задумал заняться государственными делами , Сократ разубедил его , показав его неопытность ( как пишет Ксенофонт ), а Хармида , имевшего к этому природную склонность , он , наоборот , ободрил . Даже стратегу Ификрату он придал духу , показав ему , как боевые петухи цирюльника Мидия налетают на боевых петухов Каллия . Главконид говорил , что городу надо бы содержать Сократа [ как украшение ], словно фазана или павлина .
|
|
Он говорил , что это удивительно : всякий человек без труда скажет , сколько у него овец , но не всякий сможет назвать , скольких он имеет друзей , — настолько они не в цене . Посмотрев , как Евклид навострился в словопрениях , он сказал ему : «С софистами , Евклид , ты сумеешь обойтись , а вот с людьми — навряд ли» . В подобном пустословии он не видел никакой пользы , что подтверждает и Платон в «Евфидеме» . Хармид предлагал ему рабов , чтобы жить их оброком , но он не принял ; и даже к красоте Алкивиада , по мнению некоторых , он остался равнодушным . А досуг он восхвалял как драгоценнейшее достояние ( о том пишет и Ксенофонт в «Пире» ).
|
|
Он говорил , что есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество . Богатство и знатность не приносят никакого достоинства — напротив , приносят лишь дурное . Когда кто - то сообщил ему , что Анти - сфен родился от фракиянки , он ответил : «А ты думал , что такой благородный человек мог родиться только от полноправных граждан ? » А когда Федон , оказавшись в плену , был отдан в блудилище , то Сократ велел Критону его выкупить и сделать из него философа . Уже стариком он учился играть на лире : разве неприлично , говорил он , узнавать то , чего не знал ? Плясал он тоже с охотою , полагая , что такое упражнение полезно для крепости тела ( так пишет и Ксенофонт в «Пире» ).
Он говорил , что его демоний предсказывает ему будущее ; что хорошее начало не мелочь , хоть начинается и с мелочи ; что он знает только то , что ничего не знает ; говорил , что те , кто задорого покупает скороспелое , видно , не надеются дожить до зрелости . На вопрос , в чем добродетель юноши , он ответил : «В словах : ничего сверх меры» . Геометрия , по его выражению , нужна человеку лишь настолько , чтобы он умел мерить землю , которую приобретает или сбывает . Когда он услышал в драме Еврипида такие слова о добродетели :
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!