Врач Высокий , Высокого сын , высокий в искусстве , Лег на высоком холме в граде высоком своем» ?



( Вторую строку некоторые приводят иначе :

В высшей отчизне рожден , в высшей гробнице почил .)

Впрочем , иные говорят , что это стихи Симонида .

Позднее он даже распустил Тысячное собрание , учрежденное за три года перед тем , из чего явствует не только его богатство , но и его наро - долюбие . Тимей ... недаром говорит , что в государственных делах образ мыслей у него кажется противоположным тому , который в стихах , — ибо в стихах он говорит о себе :

Ныне привет вам ! Бессмертному богу подобясь средь смертных , Шествую к вам ...

281

И, посещая Олимпийские игры, он требовал такого внимания, что ни о ком другом столько не говорили, сколько об Эмпедокле.

Еще позднее и в Акраганте стали о нем горевать, однако потомки его врагов воспротивились его возвращению. Он удалился в Пелопоннес и там умер. <...>

Мнения его были таковы. Основ существует четыре — огонь, вода, земля, воздух; а также Дружба, которою они соединяются, и Вражда, которою они разъединяются. Вот его слова:

Зевс лучезарный, и Аидоней, и живящая Гера, Также слезами текущая в смертных потоках Нестида...

где Зевсом он называет огонь, Герой — землю, Аидонеем — воздух и Нестидою — воду. И он говорит:

Сей беспрерывный обмен никак прекратиться не в силах,

то есть такой распорядок вечен. И добавляет:

То, влекомое Дружеством, сходится все воедино,

То ненавистной Враждой вновь гонится врозь друг от друга.

Солнце он почитает обширным скопищем огня, величиною более луны; луну — кругловидной; небо же — кристаллообразным; а душа, говорит он, облекается в различные виды животных и растений — вот его слова:

Был уже некогда отроком я, был и девой когда-то,

Был и кустом, был и птицей, и рыбой морской бессловесной...

Сочинения его «О природе» и «Очищения» достигают 5000 стихов, а «Врачебное слово» — 600. О трагедиях его сказано выше. <...>

КНИГА ДЕВЯТАЯ 1. ГЕРАКЛИТ

Гераклит , сын Блосона (или, по мнению иных, Гераконта), из Эфеса . Расцвет его приходился на 69-ю олимпиаду.

Был он высокоумен и надменен превыше всякого, как то явствует и из его сочинения, в котором он говорит: «Многознайство уму не научает, иначе оно научило бы и Гесиода с Пифагором, и Ксенофана с Гекате-ем». Ибо есть «единая мудрость — постигать Знание, которое правит всем чрез все». Также и Гомеру, говорил он, поделом быть выгнану с состязаний и высечену, и Архилоху тоже. Еще он говорил: «Спесь гасить нужнее, чем пожар» и «За закон народ должен биться, как за городскую стену».

Эфесцев он так бранит за то, что они изгнали его товарища Гермо-дора: «Поделом бы эфесцам, чтобы взрослые у них все передохли, а город оставили недоросткам, ибо выгнали они Гермодора, лучшего меж

282

Них , с такими словами : «Меж нами никому не быть лучшим , а если есть такой , то быть ему на чужбине и с чужими» . «Просьбою эфесцев дать им законы он пренебрег , ибо город был уже во власти дурного правления . Удалившись в храм Артемиды , он играл с мальчишками в бабки , а обступившим его эфесцам сказал : «Чему дивитесь , негодяи ? Разве не лучше так играть , чем управлять в вашем государстве ? »

Возненавидев людей , он удалился и жил в горах , кормясь быльем и травами . А заболев оттого водянкою , воротился в город и обратился к врачам с такой загадкой : могут ли они обернуть многодождье засухой ? Но те не уразумели , и тогда он закопался в бычьем хлеву , теплотою навоза надеясь испарить дурную влагу . Однако и в этом не обретя облегчения , он скончался , прожив 60 лет . О нем есть такие стихи :

Часто я , часто дивился несчастной судьбе Гераклита — Как он вытерпел жизнь , чтобы потом умереть ?

Ибо злая болезнь налила его тело водою ,

Свет угасила в очах и темноту навела .

По словам Гермиппа , он спросил врачей , могут ли они осушить ему внутренности , выведя воду . Те отказались , и тогда он лег на солнце , а рабам велел обмазать его навозом ; и , лежа так , он умер на второй день и был погребен на площади . А по словам Неанфа Кизикского , он не смог уже очиститься от навоза и , оставшись , как был , сделался добычею собак , которые в этом виде его не узнали .

С детства он заставлял дивиться себе : в молодости — утверждая , что он ничего не ведает , а взрослым — что знает все . Он не был ничьим слушателем , а заявлял , что сам себя исследовал и сам от себя научился . Впрочем , Сотион говорит , что , по некоторым известиям , он был слушателем Ксенофана , а по Аристону ( в книге «О Гераклите» ) — сумел вылечиться от водянки и умер от другой болезни ( что подтверждает и Гип - побот ).

Книга , известная под его именем , в целом называется «О природе» , разделяется же на три рассуждения : обо Всем , о государстве и о божестве . Книгу эту он поместил в святилище Артемиды , позаботившись ( как говорят ) написать ее как можно темнее , чтобы доступ к ней имели лишь способные и чтобы обнародование не сделало ее открытой для прозрения . Тимон тоже описывает его в таких словах :


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!