Не говоря уже о чести , афиняне , мне кажется , что неправильно умолять судью и просьбами вызволять себя , вместо того чтобы разъяснять



305

дело и убеждать. Ведь судья поставлен не для того, чтобы миловать по произволу, но для того, чтобы творить суд по правде; и присягал он не в том, что будет миловать кого захочет, но в том, что будет судить по законам. Поэтому и нам не следует приучать вас нарушать присягу, и вам не следует к этому приучаться, иначе мы можем с вами одинаково впасть в нечестье. Не думайте, афиняне, будто я должен проделывать перед вами то, что я не считаю ни хорошим, ни правильным, ни благочестивым, — да еще, клянусь Зевсом, проделывать теперь, когда вот он, Мелет, обвиняет меня в нечестье. Ясно, что если бы я стал вас уговаривать и вынуждал бы своей просьбой нарушить присягу, то научил бы вас думать, что богов нет, и, вместо того чтобы защищаться, попросту сам бы обвинил себя в том, что не почитаю богов. Но на деле оно совсем иначе, я почитаю их, афиняне, больше, чем любой из моих обвинителей, и поручаю вам и богу рассудить меня так, как будет всего лучше и для меня, и для вас.

После признания Сократа виновным

Многое, афиняне, не позволяет мне возмущаться тем, что сейчас произошло, — тем, что вы меня осудили, — да для меня это и не было неожиданностью. Гораздо более удивляет меня число голосов на той и на другой стороне. Я не думал, что перевес голосов будет так мал, и полагал, что он будет куда больше. Теперь же, оказывается, выпади тридцать камешков не на эту, а на другую сторону, и я был бы оправдан. От Мелета, по-моему, я и теперь отделался, и не только отделался: ведь очевидно для всякого, что если бы Анит и Ликон не выступили против меня со своими обвинениями, то Мелет был бы принужден уплатить тысячу драхм, не получив пятой части голосов.

Этот человек требует для меня смерти. Пусть так. А что, афиняне, назначил бы я себе сам? Очевидно, то, чего заслуживаю. Так что же именно? Что по заслугам надо сделать со мной, или какой штраф должен я уплатить за то, что я сознательно всю свою жизнь не давал себе покоя и пренебрег всем тем, о чем заботится большинство, — корыстью, домашними делами, военными чинами, речами в Народном собрании, участием в управлении, в заговорах, в восстаниях, какие бывают в нашем городе, — ибо считал себя, право же, слишком порядочным, чтобы уцелеть, участвуя во всем этом; за то, что не шел туда, где я не мог принести никакой пользы ни вам, ни себе, а шел туда, где частным образом мог оказать всякому величайшее, как я утверждаю, благодеяние, стараясь убедить каждого из вас не заботиться о своих делах раньше и больше, чем о себе самом и о том, чтобы самому стать как можно лучше и разумнее, и не печься о городских делах раньше, чем о самом городе, и таким же образом помышлять и обо всем прочем. Итак, чего же я заслуживаю за то, что я такой? Чего-нибудь хорошего, афиняне, если уж в самом деле воздавать по заслугам, и притом такого, что мне пришлось бы кстати. Что же кстати человеку заслуженному, но бедному, который нуждается в досуге для вашего же назидания? Для подобного человека,

306

афиняне , нет ничего более подходящего , как обед в Пританее !1 Ему это подобает гораздо больше , чем тому из вас , кто одерживает победу на Олимпийских играх в скачках или в состязаниях колесниц , двуконных и четвероконных ; ведь он дает вам мнимое счастье , а я — подлинное , он не нуждается в пропитании , а я нуждаюсь . Итак , если я должен по справедливости оценить мои заслуги , то вот к чему я присуждаю себя — к обеду в Пританее .

Может быть , вам и это покажется высокомерным , то , что я говорил о воплях и мольбах ; но это не так , афиняне , а скорее дело вот в чем : я убежден , что ни одного человека не обижаю умышленно , но убедить в этом вас я не могу , потому что мы мало времени беседовали друг с другом . Мне думается , вы бы убедились , если бы у вас , как у других людей , существовал закон решать вопрос о смертной казни в течение нескольких дней , а не одного ; сейчас не так - то легко за короткое время опровергнуть тяжелую клевету . Так вот , убежденный в том , что не обижаю никого , я ни в коем случае не стану обижать и самого себя , наговаривать на себя , будто я заслуживаю чего - нибудь нехорошего , и назначать себе наказание . С какой стати ? Из страха подвергнуться тому , чего требует для меня Мелет и о чем , повторяю , я не ведаю , благо это или зло ? И вместо этого я выберу и назначу себе наказанием что - нибудь такое , о чем я знаю наверное , что это зло ? Не тюремное ли заключение ? Но ради чего стал бы я жить в тюрьме рабом Одиннадцати ,2 каждый раз избираемых заново ? Или денежную пеню , с тем чтобы быть в заключении , пока не уплачу ? Но для меня это то же , что вечное заточение , потому что мне не из чего уплатить . Не присудить ли себя к изгнанию ? К этому вы меня , пожалуй , охотно присудите . Сильно бы , однако , должен был я цепляться за жизнь , афиняне , чтобы растеряться настолько и не сообразить вот чего : вы , собственные мои сограждане , не были в состоянии вынести мои беседы и рассуждения , они оказались для вас столь тяжелыми и невыносимыми , что вы ищете теперь , как бы от них отделаться ; так неужели другие легко их вынесут ? Никоим образом , афиняне . И хороша же в таком случае была бы моя жизнь — уйти в изгнание на старости лет и жить , скитаясь из города в город , причем отовсюду меня бы изгоняли ! Я ведь отлично знаю , что , куда бы я ни пришел , молодые люди везде меня будут слушать так же , как и здесь ; и если я буду их прогонять , то они сами меня изгонят , подговорив старших , а если я не буду их прогонять , то их отцы и родственники изгонят меня из - за них .


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!