Своеобразие драматической стилистики Гоголя.



 

Если для повествования о народном прошлом, о фантастической действительности, бытующей в фольклоре, Гоголю было достаточно пространства для творчества, то для того, чтобы писать о действительности настоящей, разоблачать пороки современности, не хватало эпических жанровых форм – Гоголь обратился к драме, т.к. едкая сатира должна быть донесена в максимально наглядном виде до общества, а что может быть нагляднее театральной постановки, куда придет и средней руки люд, и чиновник, и даже сам император?

Идейно-художественный замысел гоголевских комедий опирался на два основных принцип: «правда» и «злость» – т. е. Гоголь задумал острую сатиру на современную действительность. К тому же, он мог опираться при оттачивании собственного стиля в области драматургии на опыты отца, ценные для него. Но главный литературный учитель Гоголя в области комедии – Грибоедов и его «Горе от ума».

Гоголя можно считать новатором в области драматургии, хотя из-под его пера вышло не так много комедий. Он видел русский театр по-новому, возлагал на него более серьезные задачи, чем простое развлечение и назидание. Поэтому он боролся с водевилем и мелодрамой, которые по-настоящему наводнили театры. Он видел главным методом в театре реализм. Никакой лжи, никаких легких шуточек – только серьезный подход к воспитанию общества, но благодаря смеху. Кроме того, Гоголь активно ратовал за национальные сюжеты на сцене, т. е. высмеивающие и изображающие реалии не Франции, не Англии, а самой России – только это даст толк.

По сути, Гоголь дал театру новую драматургическую систему. Во-первых, до него драмы в большинстве своём были стихотворные. Во-вторых, Гоголь сам давал указания актёрам, и это вошло в традицию русского театра. Также драматург открыл характер «фиктивного» лжеца (Хлестаков). Кроме того, мир в драмах Гоголя – одноплановый, в нём нет положительных героев. (В его пьесах единственное положительное лицо – смех.) Создаёт Гоголь и безлюбовную интригу: это ярко проиллюстрировано тем, что в его «Игроках» нет ни одного женского персонажа. Нельзя не отметить и то, что драматург разрушил принцип четвёртой стены.

Комедии Гоголя, в частности «Ревизор», имели немалый успех. Но реакцию зрителей Гоголь воспринял как поражение: они воспринимали комедии как произведения искусства, и не более того. Писатель же мечтал, чтобы люди изменились от его комедий, как от проповедей.

8.

Истор.-литературное движение начала 19в.

Русская лит-ра 19в. - явление сложное и противоречивое.

Классицизм - «Беседа любителей русского слова»(1811-16), беседчики — Шишков, Шаховской и др.

Сентиментализм — Шаликов, Брусилов, Измайлов. Их признанным главой был Карамзин, который, однако в 1803 перешёл к историографической деятельности («История гос-ва Российского).

Просветительский реализм — Нарежный, Измайлов.

Предромантизм - «Вольное общество любителей словесности, накук и художеств»(1801-25) — Гнедич, Батюшков, Востоков.

 

Развивается новое направление — романтизм. Жуковский, декабристы, Пушкин, Боратынский, Тютчев и др. Свобода — основной закон творчества романтиков(!). Романтизм отличается от западного:

· ослаблено личностное начало

· тайное постигается разумом, фантастическое тяготеет к иным формам

· не получила развития теория «романтической иронии»

 

Долгое время говорили о 2х течениях: активный (гражданский) и пассивный (отвлеченно-психологический) романтизм.

Маймин выделил 5 течений р-ма (созерцательное — Жуковский, гражданское/революционное — декабристы, синтетическое у Пушкина, синтетическое у Лермонтова и философское — Венедиктов, Тютчев, Одоевский)

Русский реализм — формируется в середине 20х гг.

1я реалистическая трагедия «Борис Годунов» Пушкина (Михайловское) + 1е главы «Е.О.» на юге.

Маленькие трагедии: конфликты, характеры и композиционные приёмы.

Драматический цикл «Маленькие трагедии»(1830) составляют четыре одноактные пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».

Пушкин ищет жанровое определение для своих пьес: «драматические сцены», «опыты драматических изучений», «драматические очерки».

В «Маленьких трагедиях» Пушкин обращается к «вечным образам»: его герои — скупец, завистник, жизнелюб, а в финальной пьесе — сюжет «пира во время чумы», восходящий к античности.

 

Поэт показывает, как чувствует себя в потоке жизни личность, находящаяся во власти страсти. Меняется мир — вечным остается стремление человека определить и отстоять ценность своего взгляда на мир. Психологию страсти Пушкин постигает на широком историческом фоне: «Сюжет драматического цикла как целого — история Нового времени, взятая в ее кризисных точках».

 

Пушкин показывает человека во взаимодействии с внешней жизнью и временем. Поэтому так широко в пьесах изображена жизнь. Она входит через реплики и монологи героев, через ситуацию выбора, в которой оказывается человек, через культурные цитаты, реминисценции и аллюзии.

 

Пушкин создает новую вариацию жанра трагедии. Это одноактные произведения. Сжатая форма потребовала особой композиционной организации:

· Отсутствие развернутой, детальной экспозиции: Пушкин сразу концентрируется на действии. Ситуации, в которых мы застаем героев «трагедий» обострены до предела. Автор показывает пик психологического состояния. В первых же репликах героев обозначается нравственная дилемма, которую они пытаются разрешить.

· «Метод резкого контрастирования» - основной художественный прием «трагедий».

В системе образов — герои контрастно соположены: один поглощен страстью, другой существует в стихии чувств. Герой, поглощенный страстью принципиально монологичен (барон Филипп, Сальери), в то время как его оппоненты существуют в диалоге.

На идейном уровне: контрастно соотнесены бедность сына и богатство отца («Скупой рыцарь»), два понимания сути художественного творчества («Моцарт и Салери»), два типа женской любви («Каменный гость»), жизнь и смерть («Пир во время чумы»).

Контрастируют и финалы «Маленьких трагедий». Все произведения заканчиваются смертью героев, но Пушкин чередует противоположные формы разрешения драматического конфликта. В1 и 3 трагедиях («Скупой рыцарь» и «Каменный гость») смерть настигает героев на сцене. Во 2 и 4 («Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы») - вынесена за ее пределы; возникает своего рода «открытый финал» - финальная реплика Сальери представляет собой вопрос, в «Пир» заканчивается ремаркой: «Пир продолжается. Председатель остается, погруженный в глубокую задумчивость».

9.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!