Истор-лит процесс 19в (Жанр, стилевое мышление).



В жанровой сфере происходят серьезные процессы. Разрушение лирической жанровой сис-мы классицизма.

Большой интерес стали представлять жанры, малопродуктивные для классицистов: послание, элегия, пародия, эпиграмма или новые, заимствованные из фольклора: баллада, дума.

Становится популярной шутливая, ироничная поэма.

Эти изменения вызваны усилением внимания к личности и ее частному бытию.

Жанровое мышление сменяется стилевым.

Лирика поэтов начинает ассоциироваться сопределенным комплексом чувств и идей. (Лирика Жуковского асс-ся с меланхолией, культом воспоминания; Батюшков — воспевает наслаждение жизнью; герой Баратынского — носитель разочарованного, радвоенного сознания)

Соединение разных жанровых начал.

Гражданские идеи Пушкина: элегия+мадригал+послание => идеи приобретают интимность, личность.

Философская лирика П. также форм-ся на межжанровой основе: стихотв. «Бесы» имеет балладное начало; часто исп-ся форма элегии.

В элегию же проникает сатирич. начало («Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтова)

 

Становление русской прозы - первая треть 19в.

Успех прозы сентименталистов, в которой форм-сь портрет, пейзаж, способы психол-го анализа и лирич-го описания. Литературный штамп восходит к «Бедной Лизе» Карамзина: несчастная любовь двух людей, один из кот-х чувсвтвителен, др-й — эгоист и губит чувств-го.

Русская романтическая повесть — яркое явление 20-30х гг.(оч. популярен Бестужев-Марлинский, кот. Создал «жанровые каноны» исторической, таинственной («Страшное гадание»), светской («Испытание»)и кавказской («Аммалат-бек» и «Мулла-Нур») повестей)

Философская проза — Одоевский.

1844г. - первый русский философский роман «Русские ночи».

1830г. — первый русский реалистический роман в стихах - «Е.О.»

Первое законченное прозаическое произв-е Пушкина - «Повести Белкина».

Серьезные изменения в драматургии.

Традиционные классицистические жанры эволюционировали к предромантизму и романтизму (Озеров).

Русская романтическая драма достигла вершины в тв-ве декабристов (Кюхельбекер - «Ижорский», «Аргивяне»; Лермонтов - «Маскарад»). Несмотря на несамостоятельность и ориентированность на западные образцы, русская драма отзывалась на общественные проблемы: Шаховский — против космополитизма высшего света.

1815 — комедия «Урок кокеткам или Липецкие воды» Шаховского. Образ Фиалкина — Жуковский. Ответ на пародию — создание лит-го общ-ва «Арзамас» (*для вхождения в общ-во нужно прозвище: Жуковский - Светлана).

Комедия «Горе от ума» - смешение классицизма, романтизма и реализма. Приближение стиха к разговорной речи. Шестистопный ямб + др. ямбические стихи (1-5-стопные) => облегчение языка комедии. Вольный ямб — подготовка драматургии к прозе. Первым в прозе будет «Ревизор» через 10 лет.

Романтизм «Вечеров на хуторе…», образ мира.

1) «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоят из 8 произведений: «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Вечер накануне Ивана Купала», «Страшная месть», «Заколдованное место», «Пропавшая грамота» и «И.П. Шпонька и его тетушка». Все эти произведения связаны между собой не только общим народным началом, но и мотивом блуждания героев.

2) В «Вечерах» достаточно ярко различимы черты такого направления, как романтизм.

3) Сама специфика выбранных сюжетов. Миру реальному противопоставлен мир мистический, где действуют собственные законы, правила. Тем не менее, эти два мира находятся в постоянной взаимосвязи. Влияние двух миров обоюдное. Фантастическое настолько тесно переплетается с реальным, что порой грань между мирами стирается. Идет противостояние зла и добра.

4) Свойственная романтизму идея бегства также раскрывается в вечерах, например – через образ автора, который живет недалеко от Диканьки на своей пасеке. Да и сама Диканька будто бы отрезана от большого мира, она автономна, но от этого не страдает.

5) Представленные нам герои Гоголя – это готовые характеры, представленные не в развитии, а в статике. Они не меняются под воздействием обстоятельств. Наверное, единственный пример вне рамок романтизма – Оксана из «Ночи перед Рождеством», которая преобразилась и из спесивой гордячки, любящей только одну себя, превратилась в скромную и покладистую девушку, еще более прекрасную.

6) В «Вечерах» фигурируют герои из народа, но почти все из них – сильные личности, способные противостоять обстоятельствам, вызывать на поединок силы иного мира. Пример такого героя – Вакула, не убоявшийся черта.

7) Постоянно идет противопоставление во времени «настоящее-прошлое». Подчеркивается, что в прошлом было намного лучше: люди и гуляли веселее, и жилось радостнее и интереснее, и народ был куда смелее.

8) Традиция романтизма раскрывается и через средства языка. Главным образом это народная лиро-эпическая основа, которая проявляется в песенном начале (причитания Пидорки в «Ночи накануне Ивана Купалы» перед нежеланным замужеством), в традиционных постоянных эпитетах (ясные очи, молодецкая удаль), в самих образах, которые позаимствовал Гоголь (ведьмы, колдуньи, прекрасные панночки, удалые парубки – образы, перекочевавшие напрямую из фольклорной традиции).

9) Гоголь противопоставляет в «Вечерах» душевный мир Диканьки, прекрасной Малороссии, где человек свободен, где все искренне и так просто, миру вне Диканьки, точнее – столичному Миру. Петербург – это мир, Диканьке противоположный. Внешне богатый и роскошный, столичный мир беден духовно и насквозь прожжен ложью, фальшью. Здесь нельзя ощутить свободу в полной мере, тогда как на Диканьке это возможно.

Между этими двумя пунктами очень зыбкая граница. С одной стороны, они далеко друг от друга, но с какой легкостью черт переносит Вакулу в столицу. Создается ощущение, что вокруг Диканьки, между Диканькой и Петербургом и нет ничего – будто бы темный мир, о котором не сказано ни слова конкретики.

Диканько подразумевается и самими рассказчиками, и автором, и героями как практически центр мира. Это и правда центр мироздания для них. Они живут в узком пространстве, но какой насыщенной жизнью. Когда черт крадет месяц, рассказчик говорит, что на всем свете стало темно. Диканька = весь мир.

10.

«Пиковая дама»: своеобразие сюжета, тип героя, соотношение реального и фантастического.

«Пиковая дама» – произведение, которое сделало Пушкина по-настоящему известным автором. ПД привлекает своеобразием сюжета и действующих лиц.

Можно сказать, что в ПД встречаются реальное и фантастическое. Реальное – это мир светского высшего общества с его балами, партиями карточной игры, фантастическое – та тайна, которую хранит Пиковая дама, а также и появление ее призрака.

Тема карт стала после Пушкина очень популярна в литературе. Карточная игра – это всегда случай, игра с судьбой, тоже совмещение реального и фантастического в какой-то степени (твои реальные возможности, то, что ты имеешь на руках могут где-то иллюзорно обратиться в выигрыш и триумф или в полный крах). Сочетание противоположного привносит в произведение гротеск.

Черты гротеска можно заметить и в образе самой Пиковой Дамы. Это двойственная сущность: блистательная красавица в прошлом, теперь она дряхлая мерзкая старуха; женщина, вращавшаяся в высших кругах, теперь вынуждена доживать свои дни на обочине жизни. Весь ее вес в обществе утратился, одна лишь тайна по-прежнему делает ее значимой. Есть у героини и реальный прототип – Голицына (Нарышкина) или же родственница Пушкина по жене Наталья Загряжская.

Герман – первый персонаж-мономан в русской литературе. Им руководит в жизни лишь одна страсть – разбогатеть. Он делает все для ее достижения. И именно стремление к обогащению сыграло с ним злую шутку – человек, полный жизненных сил, оказывается в психиатрической больнице. В игре с судьбой за карточным столом все решил случай: он имел все, но в секунду лишился этого. Он, узнав тайну от старухи, превратился в заложника этой тайны. Ни саму старуху, ну Германа в итоге обладание тайной не сделало счастливыми. Лишь те герои, которые были свободными от этого бремени, обрели счастье, как, например, Лиза и Томский. Лиза – очень расчётливая девушка, своего рода Герман в юбке. Она искала различные пути освобождения из-под власти вредной старухи, Герман был ее шансом.

«Поэзия мысли» Боратынского.

Евгений Абрамович Боратынский (псевдоним — Баратынский) 1800-44гг.

Его называют «поэтом мысли». Он стоит у истоков русской философской лирики, поскольку ставит коренные вопросы бытия: что есть человек и в чем сущность его психологических состояний, что есть истина, что такое мысль и как она «живет».

Периодизация:

1) 1820-30гг. - эстетика «арзамасцев», школы «гармонической точности»

2) 1830-35гг. - шеллингианство, переход к философской тематике

3) 1835-44гг.- расцвет философской лирики

4)

Евгения Абрамовича Боратынского называют «поэтом мысли». Он стоит у истоков русской философской лирики, т.к. одним из первых предметом исследования в лирике сделал коренные вопросы бытия: что есть человек и в чем сущность его психологических состояний.

Мысль (постижение её сущности, эволюция, воплощение в слове и укоренение в общественном сознании) становится в лирике Боратынского самостоятельной темой. Поэта интересует мысль как онтологическая категория. Она, по Боратынскому, существует сама по себе, как изначально присущее миру знание, которое потом с помощью слова может обрести плоть.

Однако мысль не неподвижна, она живёт во времени: изменяется, но не исчезает. Об этом такие стихотворения, как: «Сначала мысль воплощена в поэму сжатую поэта», «О, мысль, тебе удел цветка», «Предрассудок» и т.д. В них важную роль играет предметное начало. В основу лирического сюжета кладётся развёрнутое сравнение или метафора, которые позволяют «опредметить» абстрактную категорию, каковой и является мысль. Так, в стихотворении «Сначала мысль воплощена в поэму сжатую поэта…» три последовательно сменяемых этапа «жизни» мысли предстают, с одной стороны, как смена форм, в каких она является человеку (поэма, роман, публицистика), с другой, как разные периоды жизни женщины («дева юная», «искушенная жена», «болтунья старая»). Мысль затаскивается, теряется потому, что оказывается растолкованной в разных формах, теряет новизну, становится банальной. Собственно это и есть смерть мысли как таковой. Однако, по Боратынскому, сама смерть мысли есть рождение нового знания. Эта мысль пластично выражена в миниатюре «О, мысль, тебе удел цветка…». Над этим размышляет поэт в стихотворении «Предрассудок». В нем речь идет о верованиях, о смене основ мировоззрения. «Старый храм» - это те представления, которые сформировались, когда ещё человек не отделил себя от природы, когда не доверился всецело разуму (стихотворение «Приметы»). Новые представления о мире, опоры на разум, а не на чувство – рождают новую истину, однако прежняя связь родства с природой называется предрассудком. Понять их – значит понять и прошлое человечества, значит осознать своё настоящее. Так Боратынский в рамках лирического стихотворения выражает одну из основополагающих философских идей о бесконечности процесса познания.

11.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!