Развитие пушкинского лирического стиля в 30-х годах.



 

Пушкин мало печатает из того, что пишет в последние годы. Современники поэта не знали его зрелого творчества, для них Пушкин как поэт остался в прошлом.

Лирика Пушкина 30-х годов обращена скорее не к современникам, а к потомкам. Поэт стремится преодолеть пустоту вокруг себя, одиночество. Такое мироощещение отчасти обусловлено «духом времени»: 30-е гг — один из самых тягостных периодов николаевского царствования.

Но кажущееся молчание и оцепенение скрывали напряженную внутреннюю работу, самоанализ, рефлексию.

Символическое воплощение эта эпоха получает в стихотворении «Бесы». Основная эмоция в нем — тревога, внутреннее смятение. В душе лирического героя возникают трагические предчувствия, и завершение разгула стихии и порождаемой этим тоски не придвидится — финал стихотворения разомкнут.

Мчатся тучи рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне...

Стихотворение насыщено знаковыми для той эпохи образами-символами: дорога, ночь, метель, зима, - ассоциации с темой судьбы, исторического пути.

 

Поздняя лирика поэта преимущественно философская, насыщена вопросами, сомнениями. Поэт задает вопросы, обозначающие главные направления его духовных поисков.

«Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» -композиционным центром является череда вопросов, суть которых — поиск смысла жизни.

Пушкин тяготеет к открытым финалам, как в «Стихах...», так и в стихотворении «Осень» (1833), которое заканчивается вопросом «...Куда ж нам плыть?». «Когда за городом, задумчив, я брожу...» обрывается как бы на полуслове, создавая ощущение незавершенности.

Подобным приемом поэт открывает простор для мысли, читатель становится сотворцом.

 

Идея бесконечности жизни, преемственности поколений.

«Моя родословная» - чувство связи индивидуальной судьбы с судьбой рода. Пушкин воспринимает себя звеном в длинной истории рода.

Тема памяти, поэтического бессмертия находит свое развитие в «Памятнике» (1836). Что воспримут потомки из наследия поэта? Добро, милосердие и свободу — основные духовные ценности.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Тема творчества по-преднему актуальна. Поэт размышляет о природе и специфике творчества.

«Осень» (1833) об этом. Благодатное время для поэта, вдохновения — осень. Стихотворение обрывается в момент, когда вдохновение уже перерастает в творчество, обретает плоть и кровь.

«Каменноостровский цикл» - одно из крупнейших достижений лирики 30-х гг.

«Из Пиндемонти», «Подражание италианскому», «Отцы пустынники и жены непорочны», «Мирская власть». В них — религиозно-христианская тематика, сквозной сюжет цикла — события Страстной недели Великого поста. «Отцы пустынники» - молитва Ефрема Сирина; предательство Иуды - «Подражание италианскому», распятие - «Мирская власть». Актуальность здесь приобретает погружение христианских мотивов в современность, сюжет крестного пути человека, поэта.

Иногда «Памятник» тоже относят к этому циклу в контексте апофеоза личности, посвятившй всю жизнь утверждению своей нравственной позиции.

Публицистическая струя также сильна в лирике последних лет. Поэт активно откликается на политические события своего времени. («Герой» - эпидемия, посещение императором холерных больниц). Однако современность у Пушкина всегда погружена в более глобальный — исторический контекст, потому лирика наполнена историческими примерами и параллелями.

Для гражданской лирики 30-х характерна патриотическая идея.

 

«Горе от ума»: композиция и жанр.

 

А.С. Грибоедов – один из ярких дипломатов своей эпохи, талантливый музыкант и драматург. Он вошёл в историю русской литературы как великий комедиограф. Многие годы он провёл в Персии, был участником войны с Наполеоном. Имел необыкновенный ум, фантастическую честность и разнообразность познаний.

В историю Грибоедов вошёл как автор одной комедии, хотя написал гораздо больше произведений («Студент», «Молодые супруги», «Притворная неверность» и др.). Многие из них имели успех у зрителей.

Своё новое творение, будущую комедию «Горе от ума» он обсуждал с Кюхельбекером. Дата замысла произведения ок. 1816г. Оно считается вершиной творчества комедиографа. Над комедией Грибоедов работал около 8 лет. В процессе создания из неё исчезли некоторые персонажи и сюжетные линии (мать Софьи). Трансформировался замысел: Грибоедов хотел создать произведение с глубоким философским содержанием. Он признавался, что удовольствие слышать свои стихи на сцене театра и желание им успеха заставляли портить изначальный замысел. Но, увы, эта участь преследует всех, кто пишет для сцены. Грибоедов настаивал, что его творение свободно от оглядки на образцы и каноны.

 

Перед автором стояла серьёзная художественная задача: создать сценичное и в то же время глубокое по содержанию произведение. Совместить традиционный сюжет с высокой темой ума, используя традиционную форму комедии с интригой и показать человека, находящегося в противоречии с окружающим его обществом, как он несёт в мир новые идеи, этику, тип отношений. Ориентир – «Фауст» Гёте.

Художественный строй «ГоУ» пронизывает принцип компромисса, плодотворный синтез традиций и новаторства. Современный читатель обнаруживает связь с театральной традицией, а современники автора видели отступления от правил.

 

Главный герой – Чацкий, по словам Пушкина, человек не умный, но пылкий, добрый, напитавшийся мыслями и остротами самого Грибоедова. Но он не понимает, с кем имеет дело и мечет бисер перед свиньями. Ум героя не завидный ни для него самого, ни для других.

Герой-резонёр ставится в непривычные комические положения. Это, например, ситуации объяснений с Софьей,которая холодна, неприязненна, иронична по отношению к Чацкому. Сталкиваются разные жизненные позиции. Но сам герой эмоционален и не замечает незаинтересованности собеседницы. Софью же больше заботит, что её свидания с Молчалиным чуть было не стали известны отцу, да что скажет об этом общественность, если узнает. «Грех не беда, молва не хороша» - принцип, на основе которого устроен порядок в доме Фамусова. Лиза предсказывает финал.

О Чацком и Молчалине Софья и Лиза говорят как о соперниках в любви, но сопоставление меняется. Софья безразлична к Чацкому, иронизирует над ним, а позже проявляет и неприязнь к нему. Чацкий, даже замечая эту перемену отношения, не считает её кардинальной.

Комическое в общении Чацкого и Фамусова проявляются с помощью алогизмов (разговор о женитьбе на Софье). Несовпадение героя и ситуации.

 

Интрига комедии развивается не в традиционном (любовном) ключе: разговор якобы будущих родственников переходит в столкновение противоположных общественных сил.

Алогизмы – следствие того, что общение переходит в «диалоги глухих». В споре сталкиваются два непроницаемых друг для друга сознания. Герои не слышат друг друга, их позиции непримиримы. Чацкий не может подстраиваться под собеседника, не оглядывается на приличие и не задумывается об уместности своих реплик, предельно честен, мгновенно откликается на всё, что кажется отжившим. Он – обличитель лжи, всего, что заглушает новую жизнь. Герой знает, чего хочет от жизни. Средство борьбы с Чацким – не слышать его речей, как делает это Фамусов.

Невозможность контакта между Чацким и московским обществом, его объявляют сумасшедшим, фамусовский мир определяет свою дистанцию с ним. Обман в этом обществе – норма, Чацкий должен, по идее, вскрыть ложь.

Игнорирование Чацкого подчёркнуто авторскими ремарками, положениями героя, который часто остаётся в одиночестве, говорит в пустоту. Грибоедов переосмысливает изначальную комическую ситуацию и показывает трагизм Чацкого.

Чацкий – положительный герой, Альтер эго автора, рупор его идей. Парадокс комедии в том, что сатирическое искусство автора отражается не только в колких эпиграммах Чацкого, но больше в добродушных речах Фамусова. Грибоедов использует приём переогласовки одних и тех же идей в исполнении разных героев. Чацкий и Фамусов обсуждают одни и те же стороны русской жизни, но параллелизм их речей выявляет различие установок. Так, например, говоря о французской культуры, Чацкий видит суть: утрату корней, рабство в духовной сфере. Он выступает за сохранение чистоты языка. У Фамусова иная мотивация: французы – губители карманов и сердец, виновники проделок Софьи и вольномыслия Чацкого. По-разному воспринимают герои и результаты просвещения. Фамусов винит книги в падении умов и нравов, Чацкий думает, что это способствовало формированию свободной личности, Способной преобразовать мир и общество. Фамусов считает, что ум и крамола взаимосвязаны, а общество нужно огородить от тех, кто не таясь и не считаясь с авторитетами высказывает свою позицию.

Репетилов выступает сниженным комическим двойником Чацкого, в его речах звучат отголоски мыслей главного героя. Однако, он подстраивается под каждого героя, говоря со Скалозубом о карьере, а с Загорецким – о водевилях.

Диалоги и монологи уравновешены в произведении. Свои проблемы герои озвучивают через монолог.

Совмещение комического и серьёзного в одном персонаже наделяет героев целым комплексом черт (Софья сентиментальна и коварна, в Репетилове Пушкин видел сразу множество характеров).

 

Драма выступает как выражение философских идей. Конфликт не исчерпан, герой оказывается на пороге новой судьбы. Его судьба и сюжет не исчерпаны, не завершаются. Из-за этого другие писатели (Растопчин, Достоевский) писали продолжения.

Большой художественный смысл: соединяя высокое и смешное, подчиняя значительное и серьёзное мелким, нелепым казусам жизни, Грибоедов воспроизводит правду реальной жизни.

6.

Жанровое своеобразие «Е.О.».

 

«ЕО» - уникальное явление в русской литературе 19 века. Создавался Пушкиным на протяжении 7 лет, начиная с Южной ссылки вплоть до Болдинской осени, с 1823 по 1831 гг. Изначально Пушкин не планировал «собирать» роман – он просто создавал отдельные главы, которые со временем объединились в едином произведении. Для автора то «собранье пестрых глав».

В романе объединены совершенно разные стилистические и жанровые традиции. Сам Пушкин определял жанр произведения как роман в стихах: «Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Здесь роман в стихах следует понимать как лирический роман, где значительно большее место, чем в обычном романе, отводится повествователю. Навеяна эта жанровая форма «Дон Жуаном» Байрона.

«Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица» - Белинский.

В романе объединяются несколько жанров, что раньше было невозможно, но Пушкин смог сделать этот синтез законченным, легким, естественным и гармоничным. Это так называемая «энциклопедия жанров». Здесь грамотно пересекаются и образуют единое целое и эпические жанры, и лирические. Черты эпического – наличие нескольких сюжетных линий, отображение реалий времени, большой объем произведения, интерес к судьбе главного героя. Лирическое начало проявляется в изображении автором внутреннего мира своих героев. Тем не менее, две формы не противоречат друг другу, а находятся в гармонии. Субъективное и объективное дополняют друг друга.

 

Элементы абсолютно разных жанров и стилистических традиций можно найти в «ЕО»:

1. Элегия:

 «Куда,куда вы удалились,
 Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он»

2. Общественно-бытовой роман:

 «Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.»

 

3. Мадригал – «Владимир тут же начертал ему надгробный мадригал»

 

4. Баллада – сон Татьяны:

«Усы, кровавы языки,
Рога и пальцы костяные,
Всё указует на нее,
И все кричат: мое! Мое!»

 

5. Сатира – в лирических отступлениях

6. Историческое повествование – также в лирических отступлениях:

«Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной.»

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 485; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!