Своеобразие романтизма Жуковского, проблема поэтического слова в его творчестве.



ИРЛ, начало 19 в.

 

1.

Проблема характера в «Е. О.».

Это главное произведение Пушкина. Его первые строки появились в мае 1823, а 26 сентября 1830 в Болдино роман был закончен. Тогда же Пушкин подвёл итог: над «ЕО» он работал 7 лет 4 месяца и 17 дней. Это первый реалистический роман в стихах, энциклопедия жизни и жанров, лиро-эпический роман.

 

В этом романе Пушкин использует новые принципы создания характеров. Внутренний мир героев – результат очень сложного влияния эпохи, воспитания, среды, культуры, природных свойств и т.д. Роман не отличается обилием происшествий, поэтому те редкие события оказываются узловыми, поворотными.

 

 Пушкинский герой всегда свободен в выборе поступка, не случайно автором каждый раз намечаются возможные варианты развития событий, но герой не оправдывает ожидания автора. Поступок героя обусловлен его индивидуальностью. Известно, что в первоначально Татьяне отводилась второстепенная роль (просто писала письмо). Но поступок потянул с собой новые сюжетные линии, обозначается внутренний мир и поэтому образ требует доработки (какую штуку удрала со мной Татьяна – взяла и выскочила замуж). Герой, оказываясь на жизненном перепутье, начинает вести себя непредсказуемо для автора, сам творит свою судьбу.

Через поступок выявляется связь героя с миром, им отвергаемым. Так дуэль показывает, что Онегин, который противопоставил себя поместному дворянству, зависим от мнений, оценок этого мира (проявляется светский человек, руководствуется не внутренним убеждением, а кодексом чести). Это раскрывает то, что раньше во сне открылось Татьяне: он не просто часть общества, а ярчайший его представитель.

Для ЕО характерна прерывистость сюжетно-психологического рисунка. Пушкин оставляет за пределами романа очень важные с точки зрения становления характера моменты. Все переломные моменты в судьбах Онегина и Татьяны остаются непрояснёнными. Что происходило с Татьяной, после того как на неё обратил внимание «какой-то важный генерал», как она превратилась из провинциальной девочки, которая не умела «властвовать собой», в «законодательницу зал»? Что происходило с Онегиным во время его странствий по стране? Пушкин возвращает героев к читателю в очередной кризисный момент их судьбы. И выявляется следующее обстоятельство – новая встреча Онегина с Татьяной происходит в абсолютно других условиях и ведут они себя совершенно иначе, но их внутренний мир остался прежним: «Я вас люблю, к чему лукавить? Но я другому отдана и буду век ему верна»; «Когда б вы знали, как ужасно томиться жаждою любви». Её письмо – это письмо любви, его письмо – письмо страсти. В чем разница между любовью и страстью? Она проста. В любви главное – «ты», а в страсти – «я».

 

Гоголевский цикл «Миргород» как художественное целое, принципы детализации

«Миргород» - это второй сборник Гоголя после «Вечеров». Этот цикл появился в 1835 году. Если в «Вечерах» было 8 произведений-повестей, то теперь их стало только 4: «Вий», «Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Сам Гоголь в заглавии второго цикла писал, что это прямое продолжение «вечеров». Но и читатели, и критики отметили, что Гоголь в «Миргороде» стал глубже и рассудительнее. Здесь меньше фантастического, здесь меньше упоения, но глубже проблематика произведений, серьезнее конфликты. Гоголь делает поворот на социальную проблематику.

Если в «Вечерах» все повести были связаны общим духом, общим происхождением и фольклорными основами, то здесь, на первый взгляд, связи между произведениями нет. Произведения больше не связывает общий рассказчик Рудый Панько – они и связаны друг с другом, и в то же время самостоятельны. Они даже представляют собой разные жанры:

«Вий» - таинственная повесть, наиболее близкая к повестям и рассказам из «Вечеров» (вышел вместе с повестью о том,как поссорились во 2 части миргорода);


«Тарас Бульба» - практически героический эпос, где фигурируют народные герои, отстаивающие свободу Родины, но время действия размыто – это практически превратилось в легенду о герое Тарасе Бульбе и его сыновьях (1 часть Миргорода, вышел вместе с помещиками);

 

«Старосветские помещики» - это идиллическая повесть, в которой повествуется о любви, живущей всю жизнь, об уединенном идеальном уголке, где можно наслаждаться природой, жизнью, любимым человеком. Но в то же время эта идиллия скрывает признаки угасания помещиков как класса, Гоголь видит черты их морального оскудения наравне с материальным. Старички уделяют внимание лишь друг другу, но их не интересует, что творится вокруг. Это практически Маниловы, угадывающие любое желание друг друга и доведшие усадьбу до оскудения, но только в Малороссии;


«Как поссорились..» - это социальная сатирическая повесть, изображающая типичных малороссийских помещиков и суть их нравов, часто мелочных. Снова Гоголь говорит о том, что нравы стали пошлыми и ничтожными.

 

Произведения являются отражением друг друга. В них поднимаются общие темы, но с разных сторон.

Тема любви возникает и в «Тарасе», и в «Помещиках», и в «Вие». Гоголь показывает, что любовь может стать величайшим благом и до конца дней сопровождать человека, делать его счастливым. Потеря истинного друга сердца -–величайшее горе. Но та любовь, которая возникает только из тяги к красоте, красоте зловещей, как у прекрасной польки, как у колдуньи, - это не высокое чувство, а низкое вожделение, которое способно привести к гибели, которое заставляет забыть и семью, и Родину.

 

Соотносятся между собой и «Тарас» и «Как поссорились…». Главная тема в основе обоих произведений цикла – товарищество. В «Тарасе» - это почти идеальное, легендарное товарищество в Сечи, когда и на пиру, и в бою, и в смерти истинные товарищи вместе. Во второй повести показано падение нравов, измельчание понятия о дружбе и товариществе. Из-за пустяка помещики начинают тяжбу, длиною в жизнь. Люди стали другими. Снова мотив из «Вечеров» когда сравнивается старо и новое: в старину было лучше, люди были другими, а сейчас порода измельчала.

 

Повести можно поделить на современные рассказчику и на те, которые рассказывают о прошлом. «помещики» и «Как поссорились» - современность, «Вий» и «Тарас» - прошлое, почти предание.

 

Объединяет все произведения и образ Миргорода. Каждое произведение начинается с панорамы города (как в Вие), панорамы природы и дома (Как в Тарасе). И хотя место происходящих событий обозначено весьма четко, здесь сочетается и конкретное, и абстрактное, а потому нельзя говорить о том, что перед нами настоящий пейзаж – это лишь образ.

 

Гоголь переходит в «Миргороде» от романтического художественного метода к реалистическому. Даже появление фантастического начала в Вие не заставляет Гоголя вернуться к романтизму. Фантастическое, сосредоточившееся в представителях аристократической верхушке села (не только фигура панночки, но и фигура пана сотника загадочна) вписывается в реалистические жизненные обстоятельства.

Типичные представители эпохи изображаются Гоголем максимально подробно. Глубокая детализация (как, например, описание хаты Тараса Бульбы, где каждая сабля на стене, каждая бутыль на полках по стенам описываются подробнейше) не становится излишней – она помогает прочувствовать и раскрыть глубину образов. Автор погружает своих читателей в обстановку повестей.

 

 

2.

Своеобразие романтизма Жуковского, проблема поэтического слова в его творчестве.

Жуковский - основоположник русского романтизма.

Центральные понятия в художественном мире Жуковского - человек и душа вообще, как онтологические категории, вневременные, внесоциальные сущности.
Жуковский выводит мир, действительность из души, из личного переживания, и сама внешняя реальность предстаёт в его стихотворениях отражённой в сознании лирического героя. Проявляется внутренний мир личности, отражается её восприятие мира: гармония, красота и величие мира рождают размышления, в которых лирический герой стремится выразить понимание тех законов, которым подчинено всё живое.


Размышление вырастает из наблюдения, и Жуковский соединяет описание и переживание, поэтому создаётся 2 плана: пейзажный/предметный и медитативный.
Лирический герой чувствует природу, т.к. слит с ней. Внутреннюю динамику и переходы из одного состояния в другое поэту удаётся передать через изображение пограничных состояний: вечер переходит в ночь, день уходит, садится солнце. Кроме зрительных есть и слуховые, осязательные ощущения.
Мир природы рождает в душе воспоминание о прошлом и вместе с тем даёт возможность приникнуть к запредельному, к небесному "там", которое и есть истинная обитель души.
"Здесь" и "там" - основные антитезы в художественном мире Жуковского.
«Сельское кладбище» - противопоставление земного "здесь" и небесного "там". При этом антитеза вырастает не только из предмета изображения (само кладбище), но и задаётся самой словесной тканью стихотворения. Жуковский вводит слова-лейтмотивы, в которых одновременно актуализирует несколько лексических значений.
Двоемирие: тишина, в которую погружается дневной мир, обозначается Жуковским как "мёртвый сон". Но речь идёт о "сне" живых, о тех, кто отдыхает после завершения трудового дня. Это сон, в который погружается мир, чтобы утром вернутся к своим делам. И эта тишина сама по себе не мертва: жужжание жука, шаги ночного путника, голос совы.
Но наряду с этой озвученной "мёртвой тишиной" есть и другой сон - "сон мёртвых". Это тоже покой, но тот, который обретает душа за пределами земного существования.
Так появляется мысль о равенстве всех перед смертью. Так в элегию входит тема судьбы, рока, но в отличие от баллад, здесь не возникает поединка с судьбой. Для лирического героя Жуковского характерна кротость, смирение перед судьбой, он не ропщет, а принимает то, что несёт ему святое Провиденье.
Уход из мира должен быть спокойным, ведь душа возвращается в лучший мир ("На смерть семнадцатилетней Эрминии")


Земная жизнь представляется поэту беспрерывной цепью утрат, потерь и скорби. Спасение - в мечте, воспоминании. Именно поэтому у Жуковского возникает культ воспоминания.
Важная особенность художественного мышления Жуковского - обращённость у Универсуму. Личный опыт лишь основа для выявления всеобщих законов.


В 1819 году он пишет стихотворение "Невыразимое", которое называют его литературным манифестом. Это парадоксально стихотворение, ведь в нём поэт говорит об ограниченных возможностях слова, а молчание представляется как сгусток смысла, как абсолютное воплощение знаний о мире.
Композиционный центр стих-я - череда вопросов, каждый из которых новый виток в развитии мысли ("Что наш язык земной пред дивное природой?")

Поэтическая мысль в этом стих-и движется развитием неразрешимого противоречия: невозможность выразить "нежно подлинное" и потребность этого выражения. Смысл поэтического творчества - "ненаречённому" найти "названье".
Главная оппозиция "мёртвое-живое" реализуется через противопоставление "язык-мир". Она выявляет непреодолимую пропасть между жизненным явлением и его словесным выражением: божественная гармония мира, свобода природной красоты и бессилие художника в его стремлении передать полноту бытия доступными ему средствами, мучительные поиски слова. "Невыразимое подвластно ль выраженью?" - поэт даёт отрицательный ответ. "И лишь молчание понятно говорит".
Душа, божественная сущность мира принципиально невыразимы, поэтому поэт изначально обречён в своих поисках. Эта мысль приводит поэта к поискам других средств и способов. Для достижения цели он прежде всего использует те потенции, которые заключены в многозначности слова. Жуковский сформировал механизм взаимодействия разных смысловых пластов, имеющихся в слове, актуализировал культурный и эмоциональный контексты, которые были с ним связаны.


Наиболее характерные приемы:

· Словесные лейтмотивы (повторяющиеся слова и словосочетания, развивающие определенную тему)
выделение отдельного слова как самостоятельную тему (для этого слово используется в непривычной грамматической функции: наречие/прилагательное в роли существительного ("О милый друг, святое Прежде..."); слово превращается в символ.

· Преобладание слов, обозначающих качество, а не предмет; отсюда беспредметность лирики Жуковского.

· Насыщенность стих-й эмоционально-оценочной лексикой, эпитетами, использование слов, передающих зрительные/слуховые/осязательные/обонятельные впечатления

· Музыкальность лирики - повторы, параллелизмы, восклицания, инверсии.

 

Поэтические эксперименты Жуковского вызывали ожесточённую критику - отсутствие словесной точности размывает смысл. Такие эксперименты считали абсурдными.

 

Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»: проблематика и поэтика.

 

«Борис Годунов» был создан Пушкиным в 1825 году.

Пушкина много интересовала историческая проблематика. Пушкину удалось создать драматическое произведение нового типа. Он отходит от единств драматического произведения. Нарушается единство времени – действие происходит на протяжении нескольких лет, причем Пушкин всегда дает точные даты в начале действия. Нарушается единство места – действие переносится и во дворце, и в корчме у границы, и в Польше, и на Красной площади. Нарушается и единство конфликта – здесь параллельные линии самозванца и БГ.

Он немало работал в архивах, изучал именно переломные в истории государства. Такой темой для него стал БГ. Его интересовало, как к власти пришел Годунов, как к власти пришел Лжедмитрий. Тема самозванчества стала одной из основных в БГ. Причем слово самозванец применяется изначально не к Лжедмитрию, а к самому Борису Годунову, который занял трон незаконно. Но главным героем является в произведении не царь, не самозванец, а народ. Народ выступает как единое целое. Народ и власть – этот сложный контакт интересует Пушкина.

 

Любимым персонажем Пушкина в БГ был летописец Пимен, с которым он сам себя отождествлял. БГ поэт писал во время ссылки в Михайловском, где сам находился в изоляции, как и Пимен в своей келье. Для него Пимен – это образ поэта, который со всей достоверностью и ответственностью перед потомками отображает историческую действительность. Пимен – образ загадочный. С одной стороны, он почтенный старец в летах, богобоязненный монах, но он знал и мирскую насыщенную жизнь. Он помнит и царские пиры, и сечи. Проблематика, связанная с творчеством, тоже волнует Пушкина.

 

Обращаясь к теме истории, Пушкин стремится найти здесь и место своего рода, которому несколько сотен лет, поэтому Пушкины фигурируют и здесь. Здесь поднимается проблема личности в истории. Личность может изменить ход истории огромного государства, даже если не отличается родовитостью и изначально властью. Таким героем является Григорий Отрепьев, самозванец, Лжедмитрий. Колесо истории может изменять судьбы целого рода. Так семья Годуновых была истреблена, причем пострадали неповинные в прегрешениях отца дети Годунова.

БГ Пушкина исторически верен. Здесь практически нет вымысла, но тем не менее, Пушкин подошел к теме не как историк, а как поэт, опирающийся на исторический материал. Его интересуют не только события, но и внутренне состояние героев. Его герои рефлексируют. Он показывает внутренне напряжение Годунова и его страх. Его совесть нечиста, потому события так пугают его.

Пушкин смог в рамках произведения показать всю Русь. Здесь и сам царь, его семья, приближенные к царю бояре, иностранные наемники, купцы, а также низкий люд – хозяйка корчмы, бродяги, крестьяне, посадский люд, юродивый. Пушкину удалось показать, что история втягивает в действие весь народ и никого не оставляет не у дел.

 

Талант и гений Пушкина в том, что он уловил необходимость такого произведения, где большое число героев-участников, в дифференциации языка персонажей. Каждый наделен индивидуализированным языком, что добавляет произведению достоверности. Даже у одного персонажа в зависимости от ситуации стиль общения разный: БГ обращается в высоком стиле к боярам, но его язык прост в разговоре с семьей, в рассуждениях о совей царской доле.

 

Трагические цены здесь соседствуют со сценами из бытовой жизни. Это делает БГ по-настоящему живым произведением, хотя Пушкина и обвиняли в нарушении законов и традиций. Это получилась демократическая народная трагедия. Здесь действуют не исторические личности – здесь действуют люди, у каждого из которых свой характер, своя жизненная драма. Даже БГ показан не как цареубийца и тиран, а как умный просвещенный правитель, любящий трепетный отец и несчастный человек.

 

Народная трагедия = демократическая трагедия, в рамках которой раскрылась трагедия народа - безмолвствующие массы говорят о том, что простой люд понял свою ошибку. новый убийца приведен на трон их руками

 

 

3.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 859; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!