Философская проза Одоевского.



 

В. Ф. Одоевский был человеком энциклопедических интересов. Помимо литературы, он занимался естественными науками, был общественным деятелем, музыковедом и музыкальным критиком. Музыкальной терминологией, которую он разработал, анализируя кантаты Верстовского, музыковеды пользуются до сих пор.

В литературу Одоевский вошёл своими философскими повестями. Многие из них строятся как апелляции к популярным философским идеям. При этом писатель тяготел к формам таинственного романтизма (ему нравились произведения Гофмана и По).

«Русские ночи» Одоевского – первый русский философский роман, роман идей. Этот роман назвали «русским “Фаустом”». «Для меня мысль – главное», – утверждал писатель, форма была для него вторична. В своём познании он был скептик, рационалист и реконструктор.

Также Одоевский является создателем первой русской антиутопии – повести «Косморама».

 

12.

«Капитанская дочка»: Человек в потоке истории, тип повествования, способы характерологии.

 

«Капитанская дочка» была написана Пушкиным в 1836 году и стала завершением его исканий в области истории Пугачевского восстания (1773-1775 гг). Принадлежит КД к жанру исторического романа.

 

Большое достижение Пушкина состоит в том, что его роман, опирающийся на хорошую историческую базу, не напрягает читателя избытком исторических подробностей. Они воспринимаются вполне легко и естественно, т.к. Пушкин стилизует свое повествование под мемуары главного героя Петра Андреевича Гринева. Снова Пушкин берет на себя лишь функцию издателя мемуаров. Автор самоустраняется – сами герои рассказывают о том, что с ними случалось, что они видели собственными глазами. От этого роман воспринимается как нечто абсолютно достоверное. Мы узнаем о событиях не только из дневника Гринева, но и из воспоминаний Маши Мироновой о том, как она ездила к императрице в Петербург.

 

Пушкин обращается к этой теме, потому что его интересует сама личность Пугачева, тот период, когда вся чернь пошла за беглым казаком. На тот момент было написано мало трудов по этой теме – Пушкин одним из первых постарался сначала дать достоверный образ в «Истории Пугачева», а потом перенес его и в КД. Это не кровожадный зверь, каким его изображали в угоду властям, а человек энергичный, справедливый, деятельный, свободолюбивый, хоть часто и жестокий. Тем не менее, он не воплощает собой только отрицательные качества. Несмотря ни на что, образ Пугачева притягивает.

 

Пушкина интересует обычный человек в потоке истории. В рамках этой проблемы можно рассмотреть и путь самого Пугачева, который и творил эту историю, и смог за короткий срок превратиться в народного царя из беглого бедного казака. Это и путь Гринева, который мог бы оказаться где-то в Петербурге и бездарно проживать годы в кутежах, но он оказался в гуще событий государственного масштаба. Это изменило его судьбу и его самого как человека: он стал сильнее, он узнал цену дружбе и благодарности, он нашел настоящую любовь. Человек в потоке истории – это и судьба родителей Маши Мироновой. Почти всю жизнь они прожили спокойно, лишь изредка отражая набеги башкирцев, скромно и дружно, но лишь в старости они смогли в минуту реальной опасности показать свою преданность присяге и долгу. О них как о героях говорила сама императрица.

 

Пушкин в КД противопоставляет 2 типа дворян. Эта тема ему очень близка. Гринев – представитель «породистого» древнего дворянства, пусть потерявшего былые привилегии, но сохранившего истинную честь. К такому роду относился и Пушкин. Он симпатизирует Гриневу, который смог показать себя верным подданным императрицы и государства. Новое дворянство – это Швабрин. Это тот сорт людей, которые вознеслись в удобную минуту, честь и долг им не знакомы – они везде ищут собственную выгоду. Хотя изначально эти два персонажа объединялись Пушкиным в одном лице – об том свидетельствуют черновики.

 

Каждого персонажа Пушкин характеризует через их действия в сложной ситуации. Только Швабрин, когда возникает риск нападения со стороны армии Пугачева, еще накануне для себя принимает решения стать перебежчиком. Остальные герои действуют самоотверженно и бесстрашно. Даже Маша смогла перебороть всю свою робость и отправилась просить за жениха перед самой Екатериной Второй, несмотря на то, что Гринева считали преступником и предателем. Чета Мироновых встретила свою смерть мужественно. Пугачев не бежал от опасности, а всегда находился на самой линии огня. Он не боялся и того, что его схватят и предадут суду (вспомните калмыцкую сказку о вороне и орле). Даже Савельич, выдающееся лицо во всем романе, всегда суетный, прагматичный, добрый слуга Петруши, в минуты опасности хоть и робеет (больше не за себя, а за барича), но отправляется навстречу неизвестности вместе с Гриневым.

 

Героев КД Пушкин характеризует и через портретные черты. Даже в образе Пугачева, когда он появился в степи из бурана, есть что-то привлекательное. Он хоть и выглядит достаточно сурово, но у него живые глаза. Добродушные старики Мироновы привлекают своей простотой. Это мы видим и в их отношении к дочери, в отношении к слугам и гарнизонным инвалидам.

 

Один из главных героев КД – Петр Гринев. Он заслуживает особенного внимания, потому что смог преодолеть внутри себя стремление к легкой жизни, пошлой, состоящей из кутежей и пустого хвастовства. Хотя он поначалу предстает перед нами почти как Митрофан из «Недоросля»: маменькин сынок, стремящийся жить на всем готовом. Эволюция героя, происходящая от главы к главе, заставляет уважать этого представителя своего времени.

Почему роман назван именно Капитанская дочка? Почему Пушкин сделал именно робкую и простую Машу Миронову по значимости выше, чем Пугачев или Гринев? Именно Маша меняет судьбу Гринева: она делает его нравственно чище и лучше, ее спасение из крепости определяет его судьбу, ради нее он находит в себе силы быть храбрым и мужественным, именно Маша спасает Гринева в тот момент, когда все отвернулись от него.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!