Действие и конфликт в «Горе от ума».



Особенности комедии Грибоедова, на которые обращали внимание его современники – отсутствие плана, главной мысли, истины (отмечает Пушкин). Действия практически нет, почти все лица эпизодические, явления выдвижные (их можно менять местами без утраты смысла), сцены связаны произвольно.

Сам Грибоедов отвергал эти замечания. План комедии, по его мнению, прост и ясен по цели и исполнению: неглупая девушка на выдане предпочитает дурака умному (не из-за обыкновенности ума, ведь в комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»). Это человек в противоречии с обществом, его не понимают, не прощают, зачем он немножко выше прочих.

Впечатление несвязности отдельных сцен происходило оттого, что Грибоедов посягнул на принцип единства действия.

 

Любовная интрига – способ выявить трагедию ума в обществе, где востребован не ум, а практическая смекалка, услужливость. Совмещаются две драмы: общественная и психологическая, уравновешенные композиционно и по содержанию. Рождается высокая драма. Старая форма комедии с интригой смогла вместить в себя новое содержание, что привело к переосмыслению узловых моментов в развитии действия.

 Любовная линия не получила завершения, все возможные свадьбы здесь расстраиваются. Отсутствует борьба противников за руку героини (Молчалин не борется, за Скалозуба борется сам Фамусов).

 Нет и традиционной развязки с гармонизацией мира, не исчерпывается конфликт, герои не обретают необходимого им спокойствия и положения. Финальная реплика Фамусова («что будет думать графиня…?!») даёт новый импульс. О случившемся будут судачить, и оно станет одним из тех анекдотов, которых так много в комедии. История будет жить сама, отдельно от персонажей.

 

Комедия заканчивается знаком незавершённости судьбы главного героя, который оказывается на пороге перелома. Будущее Чацкого уходит за пределы комедии, читатель должен домыслить его сам. Куда устремит свой путь Чацкий и что станет с Софьей, останется ли прежним фамусовское общество.

 

Грибоедов использовал новый тип сюжета – сюжет, основанный на клевете: выдумка о сумасшествии Чацкого. Это самое сильное место комедии. Идея формирования мысли сумасшествия от случайных оговорок к сознательному распространению слуха (никто не верит, но все повторяют).Литературные и жизненные источники сюжета о клевете выделяет Тынянов. Отзвуки реальных обстоятельств способствовали формированию финальной незавершённости, как следствия незавершённости изначального конфликта: герой в противоречии с обществом.

 

«Горе от ума» - новое слово в развитии языка русской драматургии. Грибоедов вводит живую разговорную речь, структура стиха (вольный ямб) максимально приближена к звучанию устной речи, её интонациям. В этом автор достиг совершенства.

Естественность языка обусловлена гармоничным сочетанием монологов и диалогов. Насыщенность монологами, которые, в основном, принадлежат Фамусову и Чацкому как выразителям противоположных жизненных позиций. Они сталкиваются в речевом поединке, отстаивая свои убеждения.

 Доминирование монологов в грибоедовскую эпоху было почти правилом. Диалог выполнял служебную функцию: связывал монологи и вводил монолог в текст.

У Грибоедова диалогическая система иная. Новые приёмы организации диалогических реплик, лексические скрепы и каламбурное развёртывание диалога. Часто используется приём разрыва стиха, где отдельное звено принадлежит отдельному персонажу-собеседнику. Приём прерывания речи персонажа собеседником придаёт особую незавершённость реплике, и приводил к её синтаксической незавершённости.

Искромётность и комизм диалогу придаёт приём, когда собеседник заканчивает фразу за говорящего, внося в неё иной смысл (Лиза и Молчалин, женщина додумала, что он любит Софью, а её так, от скуки). Способы развёртывания диалога: вопросно-ответная форма и диалог глухих, диалог по принципу качелей, диалог-согласие.

Речь героев является средством их характерологии. Они говорят так, как могут говорить только носители подобного сознания (Скалозуб – военная лексика, Молчалин – немногословность, вкрадчивость, почтительные слова, грубость старухи Хлестовой, безудержный словесный поток Репетилова).

Язык комедии высоко оценил Пушкин. Он говорил, что многие стихи должны войти в пословицу, как, собственно, и вышло. Многие реплики героев стали крылатыми выражениями ( а судьи кто и проч.). В сознание читателей прочно вошли образы героев Грибоедова, они получили самостоятельную жизнь, свидетельством чего являются многочисленные попытки более поздних авторов проследить дальнейшую судьбу героев (Достоевский, Растопчин).


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!