Своеобразие русского философского романтизма.



Философский романтизм - небольшое течение в рамках романтизма (1820-1825). Локален хронологически и по территории. Возникает в Московском университете в «обществе любомудров», уехали в Германию, чтобы изучить эту философию, решили, что можно выразить эти идеи через поэзию. Они берут термины, которые есть в немецкой философии и пытаются их переводить. Во главу угла ставили Шеллинга, но спорили с Пушкиным, считая его поэзию глуповатой. В это общество входят: В.Ф. Одоевский (первый философский роман), Веневитинов, Хомяков, Шевелев. От Веневитинова ожидали большого будущего, но он скоропостижно умирает (романтическая история с Волконской, она не разделяет его чувства, но поддерживает его творчество.

Говорят, что природа – неисчерпаемый поток образов. У Веневитинова сливаются человек и природа. «Веточка» - есть зримый образ и то, что обозначает, мысль опредмечивается (Видал ли ты, как ветр игривой младую веточку сорвет? Родной кустарник оставляя, она виётся, упадая на зеркало ручейных вод…) Хомяков пытается показать разные состояния жизни человека, начинает создавать парные стихотворения – дублеты; пережил смерть своих детей с помощью веры. Активно разрабатывает жанр поэмы, которые корнями уходят в историю Руси (последователь декабристов). Для любомудров старость совмещает в себе 2 мира: он ещё здесь, но почти там. Только к старости люди оказываются наполненными.

Представители русского философского романтизма пытаются постичь ход истории. Италия для них – образ напыщенной старухи, которая раньше была величава, а сейчас лишь остатки прежней роскоши, нет будущего. А Россия – грубая, неоформленная девушка, но она расцветёт.

Шевелев берёт природные образы, но предельно символизирует их. «Мысль»: образ кедра, кто-то её рождает, подхватывает, развивает; использует элегии, сонет.

 

Одоевский: «Новый год»: 3 формы встречи – студенты, семья, распад семьи. В его творчестве присутствует мотив предательства своей идеи. Передаёт состояние, когда распадается их круг. Одоевский пишет и светские повести, апелляция к идеям философского романтизма. Выстраивает текст особым образом: есть гора, черный человек на горе, который рассказывает о стране Бентам, трактир. Скатываются вниз, отвергая всё ради своей пользы, черный человек проповедует отказ от этих ценностей. Тяготел к формам таинственного романтизма. Есть целый цикл поэм, которые посвящены жизни «художника»: «Последний портрет Бетговена». Не знал, что он глухой, но услышал это в его музыке, наделил героя глухотой. Считает, что разложение на составные части – путь к безумию. «Русские ночи»: 4 героя рассказывают свои истории, у всех свой взгляд на мир, мысль развивается в диалоге. Для него главное – мысль. Создатель первой русской антиутопии, был ученым, занимался научными изысканиями.

13.

Своеобразие реализма в романе «Е.О.».

Это главное произведение Пушкина. Его первые строки появились в мае 1823, а 26 сентября 1830 в Болдино роман был закончен. Тогда же Пушкин подвёл итог: над «ЕО» он работал 7 лет 4 месяца и 17 дней. Это первый реалистический роман в стихах, энциклопедия жизни и жанров, лиро-эпический роман.

 

 Неповторимым его делает широта охвата действительности, описание эпохи, её отличительных особенностей. Именно поэтому Белинский назвал роман «Энциклопедией русской жизни».

В своём романе Пушкин правдиво показал быт, жизнь, интересы дворянства и дал точную характеристику представителям этого общества. Жизнь помещичьих семей протекала в тишине покое. С соседями они были «как добрая семья», могли и посмеяться и позлословить, но это не столичные интриги. В семьях дворян «хранили жизни мирной привычки милой старины».

 

Очень образно показал нам поэт гостей Лариных, которые приехали на именины. Они жили по старинке, ничем не занимались, заботились только о своём благополучии, говорили «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне».

 

Жизнь крестьянства в романе показана довольно скупо. Пушкин только в нескольких словах даёт описание реакции помещиков, на то, когда Евгений «барщины старинной оброком лёгким заменил» - «в углу своём надулся, увидя в этом страшный вред, его расчётливый сосед.

 

В романе изображается жизнь аристократического общества. В романе как энциклопедии можно узнать всё об эпохе, о том, как одевались, что было в моде, меню ресторанов, представления в театрах. Дом, где жил дядя: Везде высокие покои, в гостиной штофные обои, царей портреты на стенах и печи в пёстрых изразцах. Еда дворян: Пред ним ростбиф окровавлённый и трюфли, роскошь юных лет, французской кухни лучший цвет. Театр: Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна, толпою нимф окружена, стоит Истомина. Туалет «лондонского Денди»: Гребёнки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые. Бал: Полна народа зала, Музыка уж греметь устала, толпа мазуркой занята; кругом и шум, и теснота.

 

Реализм романа также выразился в стиле, в языке произведения. Пушкин в романе не судья, а друг, повествователь, который даёт субъективную оценку как самим героям, так и происходящим событиям. Что придаёт роману ещё большую объективность и близость к реализму. Автор точно охарактеризовал национально-исторический быт эпохи, характер и культуру героев.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 483; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!