ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ВОПРОСА 9 страница



Главная мысль, красная нить диссертации пронизывает весь ее [109] текст, это естественно. Вместе с тем в любой диссертации много не главных, а побочных ходов, мыслей, наблюдений, замечаний. Внутренняя логика диссертации не допускает, чтобы об одном и том же писалось в нескольких местах. Материал надо скомпоновать так, чтобы не возвращаться к тому, о чем уже говорилось, чтобы мысль была добротно изложена в одном месте, а не дробилась по всей работе. Напомним, требование это относится к побочным мыслям.

Диссертация хороша аргументацией, доказательностью, когнитивным, исследовательским пространством вокруг факта. Не следует оставлять факт без комментария. Мне был свойственен этот недостаток при написании монографии. Выскажу мысль, приведу примеры и перехожу к следующей мысли. «Нет, — убеждал меня мой рецензент и редактор Сергей Александрович Пугач, — пример требует исследования, комментария».

Лучше меньше взять материала, но изучить и описать его подробнее. Аналитическая плоть диссертации не должна подменяться мозаикой идей. Надо постепенно вырабатывать академизм стиля, причем вырабатывать самому. Если правку стиля возла­гать на плечи научного руководителя, стилем диссертации не овладеешь.

Стилистический просчет может подстерегать диссертанта с самой неожиданной стороны. Так, вдруг замечаем, что зачины абзацев повторяются: «Следует отметить...», «Следует отметить, что...», «Следует обратить внимание...». Автор другой диссертации незаметно для себя увлекся словом «причем», однообразны стали концовки предложений. Обязательно устраним такие повторы.

Не должно быть в диссертации лирических отступлений, риторических вопросов, резких оценок, публицистического тона.

Большую трудность представляет написание Заключения — квинтэссенции исследования. Заключение не должно слово в слово повторять выводы: оно эти частные выводы по главам как бы обобщает, суммирует. Заключение не должно напоминать автореферат перечнем и оценкой того, что сделано предшественниками. В Заключении не смотрятся ни цитаты, ни факты, а вот идеи диссертации должны быть выражены достаточно рельефно. Не оставляйте написание Заключения на самый последний день, продумывайте заранее эту важнейшую часть, выносите в нее по мере написания диссертации лучшие свои мысли и наблюдения.

Приложение — вспомогательная часть работы, в которой представлены списки источников, условные сокращения, библиография, а также некоторые таблицы, графики, статистические выкладки. Когда объем диссертации узаконили (ограничили), приложения стали расти как на дрожжах. Порою вся конкретика (списки слов, схемы, классификации, таблицы, графики), уплыва-[110]-ет в конец работы. Приложение, однако, не допускает коммен­тария. Материал, представленный в виде Приложения, теоретически провисает в воздухе. Если таблица важна для идеи диссертации, поместите ее в основной текст, если не очень важна — оставьте у себя в черновиках (нецелесообразно «тащить» в диссертацию весь материал).

«Смысл диссертации — в ее защите». Защита венчает Ваш труд и венчает Вас за этот труд именем ученого. Не останавливайтесь на пути, чтобы диссертация не оказалась Вашей первой и последней серьезной работой. «Не дай бог завидовать себе са­мому в прошлом!» — говорит один из героев романа И. Грековой «Кафедра». Чтобы -не завидовать уровню собственной канди­датской диссертации, надо переходить от нее к следующей ступе­ни — написанию книги.

Монография

Подготовка книги обычно начинается с составления проспекта, на основании которого работники издательства заключают договор с автором. Проспект — лицо будущей книги. Стилевой тон проспекта — это несколько завуалированная реклама, а в рекламе товар показывают с лучшей стороны. Готовя проспект, целесообразно продумать и название книги, и ее композицию. Ясно просматриваться должна новизна работы, поскольку издательства несут ответственность за выпуск неоригинальных, дублирующих уже известные издания работ. Иногда в проспект включают фрагмент будущей книги. Стиль фрагмента должен быть безупречным. Проспект — пропуск в большой мир серьезных издательств.

Кроме проспекта, важно грамотно составить аннотацию книги. Аннотация печатается на одной из самых важных страниц книги — обороте титульного листа. Аннотация будет представлять книгу в библиотечных каталогах, аннотация может быть опубликована (еще раньше выхода книги в свет) в аннотированном тематическом плане выпуска литературы.

Аннотация состоит из двух частей: предельно сжатого содержания книги и ее адресации. Аннотацию пишет сам автор, поэтому элементов похвалы лучше избегать.

«Пособие легко читается», «В первой части работы дан глубокий анализ», «Подробно и строго исследуются свойства», «Рассматривая большой круг источников, автор», «Написано строго в соответствии с Госстандартом» и т.п. высказывания в тексте аннотации не всегда уместны.

«Разговорная речь все больше привлекает к себе внимание лингвистов», — такое начало хорошо для предисловия и не вполне приемлемо для аннотации.

«Состоит из трех глав», «Структурно книга разбита на четыре части», «Состоит из четырех разделов», «Состоит из введения, [111] в котором...», «Сборник содержит следующие разделы», «Вторая часть содержит». Все, что касается композиции книги, портит аннотацию. В предисловии можно сказать и о структуре работы, в аннотации важнее новизна содержания.

Аннотация призвана «зацепить» будущего читателя — заказчика книги. Как и проспект, это в какой-то степени реклама, но реклама особого рода, не допускающая дешевых приемов и действия в лоб.

Как хотелось бы здесь и сейчас привести образцы хороших, грамотно составленных аннотаций, но нельзя. Нельзя запускать их в тираж. Стоит одному автору написать «В фокусе внимания», как этот изящный оборот начинает гулять по многим аннотациям.

Эталоны составления аннотаций ищите сами, учитесь, подражайте, но и не злоупотребляйте подражанием.

Перейдем непосредственно к разговору о монографии. Сейчас этот жанр требует защиты извне и изнутри. Монографии выпускать необходимо. Это книги не для широкого круга читателей, но без выпуска монографий можно ли говорить о науке, движении мысли, интеллектуальном развитии общества? Студентам, действительно, учебников не хватает, но это не причина тормозить выпуск монографии преподавателя вуза. Ученый со своей стороны тоже должен хлопотать, чтобы не отложили в долгий ящик книгу, над которой он трудился несколько лет.

Само слово «монография» ассоциируется со словом «диссертация», но спросим себя, какая диссертация? Разумеется, докторская! Как бы ни старался аспирант получше написать главный свой опус, на уровень монографии даже при доработке, передел­ке он обычно не тянет. Монография предполагает солидный уровень интерпретации проблем, развитие теории, а это уже масштаб докторских исследований.

Наблюдается, однако, картина, когда кандидат наук на базе кандидатской диссертации пытается издать монографию, после чего на основе такой монографии выйти на защиту диссертации докторской, то есть получить две степени за один текст. Дело, ко­нечно же, не в теме исследования. Одно время писать докторскую «на ту же тему» было не принято, потом стали приветствовать, когда докторант продолжает работать в русле кандидатской диссер­тации, но слово «русло» не очень точное, русло надо существенно расширить. Докторская диссертация — это совсем иной масштаб теории исследования, и монография самим своим жанром соответствует новому масштабу. Итак, еще раз, дело не в теме, а в вы­сочайших требованиях самого жанра монографии, жанра, который нужно беречь и защищать от возможных профанации.

По духу и стилю монография близка диссертации, но тождества нет и здесь. Если в диссертации автор открыто пишет, в чем [112] состоит новизна исследования, актуальность, теоретическая и практическая значимость, то в монографии все это представлено в более сдержанной форме. Академизм монографического изло­жения требует умеренного проявления образа автора по части его заслуг.

Автор несет максимальную ответственность за точность изложения. Легко сказать «точность»! А если перед нами онтологическая неразбериха, неточность, размытость самого предмета изучения? Диалектике точного и неточного в современном научном познании был посвящен «круглый стол», один из участников которого напомнил присутствующим обещание Карлсона Малышу: «Я приду приблизительно». Парадокс здесь в том, что эти слова точно передают истинные намерения Карлсона. Неточна (размыта) сама ситуация, но описание ее вполне точно (Вопросы философии, 1988, № 12. — С. 9). Автор монографии иногда точно описывает точные понятия (если они по непонятным причинам до сих пор никем не описаны), но большей частью он, подобно Карлсону, стремится как можно точнее выразить суть ситуации, которую точной никак не назовешь.

Когда человек садится за первую свою монографию, его с непривычки начинает заносить. Если по проблематике и материалу главы далеки одна от другой, может получиться не монография, а книга очерков. Если автор увлекается популярным пересказом теорий вопроса, вместо монографии получится учебное пособие (курс лекций). «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь». Чтобы этого не случилось, молодому автору полезно побольше почитать хороших монографий, подержать их в руках, обратив внимание и на их оформление. Качество будущем монографии определяется и чисто технической ее стороной. Надо постараться, чтобы с книгой легко и удобно было работать.

Как образец издания можно рекомендовать, например, монографию Л.Л. Кофанова «Обязательственное право в архаи­ческом Риме (VI—IV вв. до н.э.)». — М.: Юрист, 1994. — 240 с. После краткого Заключения в этой книге следует Библиография, включающая в себя Источники, Использованные переводы, Литературу, Литературу на иностранных языках. Далее приведен список сокращений и Указатель латинских и греческих терминов, после чего следуют на английском языке оглавление и резюме по каждому разделу и подразделу книги.

Именной и предметный указатели в монографии весьма ценны. Конечно, все это подворье к книге доставляет массу хлопот автору, но в перспективе расширяет читательскую аудиторию.

Всякая тема обрастает попутными замечаниями, наблюдениями, цитатами. Есть для всего этого удобная ниша — примечания [113] к книге. Когда-то цензура была столь строгой, что все интересное, острое, нетривиальное уходило в примечания. «Никогда не пропускайте того, что написано мелким шрифтом», — учили начинающих последователей. Мелкий шрифт был информативнее крупного. От той поры и пошло увлечение примечаниями. Открываю книгу, изданную в Красноярске. Умные, толковые, интригующие примечания составляют до двадцати процентов текста. Читаю сначала как положено: то текст, то примечание, то спереди, то сзади. Надоедает. Читаю подряд: сначала все примечания (от них ведь ждешь всегда большего), потом весь текст.

Уважаемый автор будущей монографии! Не злоупотребляйте формой примечаний. Если они важны и интересны, вплетите их в текст, но так, чтобы главного они не заглушили. Хотя... читательское восприятие загадочно. Почему-то школьники из всего Гоголя хорошо помнят только лирические отступления. Из русского языка молодые люди помнят исключения: «стеклянный», «оловянный», «деревянный», не ведая, как звучит само правило. Мудрый учитель скажет: спасибо, что хоть это запомнили, но монографию мы пишем не для троечников, а для отличников, успевших и многое узнать, и — устать, а потому порой невнимательных. Так что будем осторожны с подачей попутной информации и последовательны в трансляции главных своих идей. «Слона-то я и не приметил», — говорит персонаж басни Крылова. Позаботимся о своих «слонах».

Безусловно украсит монографию предисловие, написанное известным ученым человеком, имеющим имя в науке. Мы как-то робеем выходить на личные контакты со звездами первой величины, между тем страничка, а то и полстранички предисловия за подписью всеми уважаемого человека поднимут престиж Вашей книги.

В период борьбы с мелкотемьем в науке возникла вынужденная форма коллективной монографии. Само словосочетание звучит достаточно ехидно, но не говорить же «полиграфия», а публиковаться необходимо. Я сама написала пять страниц в одну из коллективных монографий. Теперь я думаю, как же трудно было редколлегии компоновать наши куски, прошивать расползающийся текст красной нитью, выдерживать стилистический баланс, не говоря уже о чисто технической стороне дела! Что ж, если начнется период борьбы с крупными темами в науке, мы будем издавать сборники научных статей одного автора. Ранимы и обидчивы работники других сфер, а ученый числит себя в отряде веселых и выносливых. Он выдержит все, потому что серьезно относится ко всему, кроме своей персоны. Написание монографии тренирует его выносливость. [114]

Учебное пособие

На издание учебников практически сохранена монополия центральных ведомств. Стать автором действующего учебника фантастически сло­жно. Другое дело — учебное пособие. Как только получение ученых званий доцента и профессора связали непосредственно с выпуском книг, учебные пособия стали появляться, как грибы после дождя.

Сам факт подготовки учебной книги преподавателем вуза ничего предосудительного не содержит: ученый рано или поздно достигает такой стадии интеллектуального развития, что ему надо садиться за книгу, циклы статей уже не могут его удовлетворить. Тревожит, однако, другое; насколько «учебное пособие» является учебным пособием? Под удобное это словосочетание сейчас рядится буквально все: монография и курс лекций, сборник упражнений и «решебник» задач, хрестоматия труднодоступных текстов и даже методические рекомендации.

Типичная ситуация: хотел человек издать монографию, а ему не дали. Ему посоветовали подготовить «что-нибудь для студентов». Немало не задумываясь, автор ставит подзаголовок «Учебное пособие к спецкурсу» и издает, но что? Учебное пособие теряет свой имидж книги-помощника, книги-зазывателя в страну знаний.

Берегите стиль учебных пособий! Пишите их как можно лучше! Пусть где-то в пятнадцатый раз издают толстый, скучный, безликий учебник, но пусть в руки студента попадет и Ваша книга, умная и блистательная, тоже учебник, но такой, который хочется читать, перечитывать.

Специалисты по проблемам понимания выделяют три типа полей в тексте: когнитивное поле (рассуждения), повествовательное поле (рассказ) и образное поле (сравнения, метафоры, аналогии). Что представляют собой наши учебники и учебные пособия? Бескрайние когнитивные поля... То есть свод информации, которую надо, во-первых, понять, во-вторых, запомнить, при полном отсутствии информации, которая сама запоминается, потому что понятна и интересна. Повествовательное и образное поля сделают изложение наглядным. Считается, что повествовательное поле запоминается куда лучше когнитивного. Будущему автору приходится с этим считаться.

Учебное пособие требует членения текста на порции. Монография также имеет разделы или главы, которые в свою очередь делятся на подразделы и параграфы, но в монографии «протяженность» главы — структуривание материала — целиком зависит от самого излагаемого материала, тогда как в учебном пособии материал должен подаваться порциями, не превышающими порога усвоения. [115]

Образцом такого «порционного» преподнесения материала может служить, например, книга В.П. Жукова «Семантика фразеологических единиц» (М.: Просвещение, 1968.. — 160 с.) — работа изящная по композиции. В книге есть разделы, подразделы со своими, естественно, номерами, но самое интересное — нумерация параграфов дана сплошная. Параграф — это небольшая порция нового материала. Есть параграфы объемом больше страницы, есть совсем краткие, в несколько строк. Студенту легко понять и запомнить, найти и процитировать любое место в таком учебном пособии из-за сквозной нумерации «порций усвоения».

Разумеется, в учебном пособии должны быть таблицы, схемы, рисунки, фотографии, то есть максимум наглядности.

Научно-популярная брошюра

Стиль научно-популярных изданий сейчас, пожалуй, самый прекрасный стиль в каталоге стиля лей современного русского языка. Живо, интересно, образно, увлекательно написаны книги по астрономии Ф.Ю. Зигеля, книги по биологии И.А. Халифмана. Великолепным стилем написаны многие статьи в журналах «Знание — сила», «Юный натуралист», «Химия и жизнь», «Наука и жизнь», «Квант». Негативные явления и процессы, затронувшие сейчас не только разговорный стиль, но и стиль художественной литературы, не проникли, однако, в стилевую стихию научно-популярных изданий. И вместе с тем — увы! — мы не торопимся выпускать научные книги для школьников, не вовлекаем их в существо своих проблем. Наши дети, за редким исключением, вне науки. А какие славные помощники могли бы из них вырасти со временем, уделяй мы внимание приобщению школьников к науке!

Научно-популярная книга нужна не только юношеству. Она необходима ученым смежных и даже не смежных специальностей. Мы обязаны иметь представление о проблемах, задачах, методах и достижениях других наук, причем не только для того, чтобы использовать эти методы и достижения, но более для того, чтобы точнее оценивать то, чем занимаемся сами.

Научно-популярная книга нужна не только специалистам. Она необходима обществу в целом, окружению ученого, миру рядом живущих людей. О каком внедрении теоретических результатов может идти речь, если не излагать эти результаты в популярной форме?

Стиль научно-популярных изданий допускает образные сравнения и аналогии с фактами других наук, сюжеты из жизни ученых и лирические отступления, цитаты из газет и чуть ли не анекдоты, если они умело обыгрываются. В научно-популярном изложении много метафор. Об этом пишет в своей кандидатской диссертации Н.В. Позднякова (Белгород, 1995). Термины в этом [116] стиле даются с пояснениями, когнитивные поля перемежаются с повествовательными и образными полями. Такая чересполосица облегчает восприятие.

Научно-популярное изложение — это драма идей, рыцарский турнир мнений, блеск остроумия, но главное, пожалуй, ясность и теплота изложения, теплота доверия к читателю.

Загляните в обычную городскую библиотеку. Сколько научно-популярных брошюр! В Астрахани живет X.Р. Юсупов, коллекционирующий книги типа «Занимательная психология». Хамит Рашитович прислал нам реестр своей коллекции: в нем свыше трехсот наименований. Не так давно книжные прилавки пополнились великолепными изданиями научно-популярных книг зарубежных авторов. Все это так, читатель... И тем не менее почему бы Вам не написать книгу, которой пока еще нет, которую никто, кроме Вас, не напишет, так не напишет?

Словарь

Как правильно произнести «колледж» или «колледж», как пишется «оффис» или «офис», что означает прилагательное «эксклюзивный» — с такими вопросами человек обращается к словарям, и досадно, если словари встречают его молчанием, если искомое слово отсутствует.

Первое достоинство словаря — полнота, насыщенность информацией, объем. Словарь нельзя сокращать. Если материалов собрано на пятнадцать печатных листов, а в издательстве дают десять листов — настаивайте на своем: сам жанр словаря требует полноты. Чем полнее словарь, тем он нужнее и долговечнее, но есть несколько «но».

Полнота словаря, во-первых, должна создаваться автором за счет своего, а не за счет чужого труда. Положим, Вы издали небольшой словарь и кто-то еще издал. Тут же находится умный человек, соединяет оба словаря (на компьютере это сделать совсем не сложно) и издает, естественно, под своим именем. Аналогичная процедура, кстати сказать, может произойти и со сборником задач, диктантов, составление которых требует колоссальных затрат времени и труда. Даже если новый автор указывает в списке литературы работы, которые он обобщал без согласия на то непосредственных авторов, в таком поступке есть некоторое нарушение этики.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!