ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ВОПРОСА 8 страница



«А как писать?». Кто-то из аспирантов задаст этот вопрос, кто-то не задаст, но мучиться от незнания ответа будет не меньше.

— А как ты пишешь? — спросила я свою сокурсницу по аспирантуре Л. П. Бирюкову.

— Мне помогает слово «однако», — ответила она.

При чтении и конспектировании (особенно при конспектировании) у молодого исследователя вырабатывается каркас универсальных ключевых слов, которые возникают в сознании в процессе письма и помогают развивать мысль. Попробуем этот каркас изобразить.

 


Хорошо известно, что

Однако

Возникает вопрос

Вместе с тем

С одной стороны

С другой стороны


[100]

Представляется спорным утверждение, будто

Целесообразно проверить

Казалось бы, очевидно первое предположение

Причин такого явления по меньшей мере три

Строго говоря

Список будет заведомо неполным, есть не учесть

Симптоматично, что

Суть этой концепции заключается в том, что

Поясним примерами

Приведем записи высказываний

В экстремальных условиях

 

Что это? Лексический минимум для лиц, изучающих русский язык как иностранный? На международных факультетах читают специальный курс «Научный стиль речи». Но автор книги не иностранец. Наблюдая за собой в процессе работы, я замечала, что ключевое слово (точнее сказать, связующее слово, связующий оборот) не только помогает выразить мысль, но подчас опережает рождение мысли. Так, выплывет из глубины элегантное «вместе с тем», а что «вместе с тем» — еще и не придумано, но почти всегда тут же и придумывается.

Когда я писала первые статьи, ключевых слое было немного. Выручали бесконечные «однако», «с другой стороны», но постепенно каркас разрастался, становился затейливее и вместе с тем надежнее, прочнее. В него вошли любимые слова «уникальный», «парадокс», «феномен». Кстати, эти слова с секретом; они побуждают искать уникальность и парадоксальность там, где ты и не думал ни о каком уникуме, ни о каком парадоксе. Любимые и нелюбимые слова есть у многих ученых, как есть, может быть, не всегда осознаваемый каркас связующих слов.

Со временем слова-помощники так закрепятся в Вашем сознании, что Вы сможете диктовать научный текст другому человеку сразу набело, из головы.

Каркас ключевых и связующих слов дает возможность создать текст, он избавляет от страха перед белым листом, но чтобы стиль стал стилем, надо много читать и много конспектировать, надо запоминать слова и выражения, надо владеть научной афо-ристикой, а все это накапливается не вдруг...

«Царство нудится». В один прекрасный день Вы испытаете состояние диктанта, когда пишется так легко, как будто происходит это под чью-то таинственную диктовку. О феномене припоминания писали К.Д. Ушинский, М.К. Мамардашвили. Идея первенства языка, понимаемого как талант, рассматривается на Материале поэзии Л.К. Долгополовым, ссылающимся на концепции И. Бродского, Р. Штейнера и на высказывания поэтов [101] (Язык и культура. Первая международная конференция. Материалы. — Киев, 11992. — С. 25-31).

Форма, обгоняющая содержание, не такая уж редкость в науке и искусстве. Добросовестное отношение к работе, постоянное переосмысливание знаний, перекодирование информации на бессознательном уровне, уважение к предмету исследования — все это в совокупности когда-нибудь и не один раз одарит состоянием диктанта, захватывающим послеаскезным праздником научного труда.

Работа над стилем — процесс пожизненный, и все, происходящее в жизни, влияет на этот процесс.

Если в детстве и юности человек сочинял стихи, рассказы, даже мечтал стать писателем (таких людей немало среди студентов, аспирантов, ученых), то научное творчество даст ему возможность реализовать не только исследовательскую, но и художественную сторону личности, поскольку правда и красота, равно взаимодействуют, равно питают науку и искусство.

В Белгородском педагогическом университете есть люди, которые увлеченно занимаются наукой и пишут стихи.

У меня же оказался особым период для сочинительства, когда я работала во Вьетнаме. Осенью уже было неспокойно, а 17 февраля 1979 г. началась война с Китаем. Мы жили в замкнутом мире советской колонии. Учебная нагрузка была 20 часов в неделю, библиотеки не работали, времени свободного было много, и я сочиняла. Вот некоторые из тех стихов.

Талант — возможность, талант — надежда,

Он в будни праздничная одежда,

Он наказанье, награда он

И непризнанье чужих погон.

Он вечно рвенье в большое Можно.

Ему все просто. Ему все сложно.

Ему все больно и все понятно,

Хоть необъятное и необъятно.

Талант — проблема, талант — загвоздка,

Каких-то генов «апризтых горстка.

Он нежный голос в гуле машин.

Он храбрость мозга. Он блеск души.

Он вызов, брошенная перчатка

Чужой способности, сладко спящей,

Он оправдание беспорядка

Природы любящей и дарящей.

[102]

* * *

Стою ли ночью у окна —

Все внешнее во мне молчит.

Я Вашим призраком полна.

Я навещаю Вас.

 

На свадьбе Вашей званый гость,

Сижу, не поднимая глаз.

Шепчу Вам добрый, щедрый тост,

И я прощаю Вас.

 

И ни теперь и ни лотом

Не испытаю Вас грехом,

Не очарую Вас стихом —

Я обещаю Вам.

 

Не слов привычную игру,

Но взгляда искреннюю речь

Я буду в памяти беречь

И завещаю Вам.

* * *

Я в ранней молодости не писал стихов,

Не ведал поэтических секретов.

Я говорил отцу: «Так много слов,

Так много слов, что трудно стать поэтом».

Теперь я тоже не пишу стихов,

Хоть знаю их высокие секреты.

Я сыну говорю: «Так мало слов,

Так мало слов, что трудно стать поэтом».

* * *

Я буду в полночи твоей не сном, а стоном.

Я буду в памяти твоей не злом, а звоном.

Я буду в гордости твоей мольбой, мигом.

Я буду в горести твоей судьбой, не мигом.

И будет в тишине твоей звучать мой голос.

И будет в седине твоей блистать мой волос.

Закоченеет дрожь твоя в моей не дрожи,

И ложь невольная твоя солгать не сможет.

Каким судом чужая честь меня осудит?

Все будет не сейчас, не здесь, потом, но будет.

Так пусть 'мой свет в тебе горит, а дерзость воли,

Сила любви сильней обид, мудрее боли. [103]

 

Третье из приведенных четырех стихотворений создавалось в состоянии «диктанта», я до сих пор не очень уверена, мне ли оно принадлежит. Остальные стихи писались трудно и долго. И что удивительно: стихи опережали жизнь, стихи знали об их авторе больше его самого. Свадьба любимого человека, рождение сына — все это предсказывалось тогда, когда ничто не омрачало наших отношений и когда ладо мной висел приговор бездетности. Есть над чем задуматься.

Работа над словом в стихотворении ли, тексте личного письма, поздравлении обогащает стиль, идет на пользу научному творчеству. Музыка, стихи, театр питают душу, развивают эмоциональность, снимают зажатость чувств, а зажатость — главная беда молодых певцов, по наблюдениям Галины Вишневской.

Стиль — это нечто значительно большее, чем мы себе представляем. Пора дать стилю официальное определение. Приведем наиболее развернутое, графически выделив его составляющие. «Литературный стиль я понимаю

как самое единство содержания и формы,

как содержательность формы,

как отработанное до ясности мышление, чувство писателя,

как его орудие восприятия мира,

как раскрытие тех возможностей, которые заключены в слове,

как идейное влияние на людей и созидание культуры».

(А.В. Чичерин. Очерки по истории русского литературного стиля. Повествовательная проза и лирика. Изд. 2-е. — М.: Худож. лит., 1985. — С. 4).

Создавая стиль, Вы создаете культуру.


Глава 9

ЖАНРЫ НАУЧНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

КАК СООТНОСЯТСЯ стиль и жанр научного повествования? Изменяется ли стиль при изменении жанра? Какими жанрообразующими свойствами стиля должен владеть исследователь?

Рассмотрим наиболее распространенные жанры и формы представления научной информации: тезисы, статью, диссертацию, монографию и т.д. В жанрах научного творчества много общего, в них употребляются одни и те же термины, обороты речи, цитаты, и тем не менее тезисы надо писать не так, как статью, статью — не так, как доклад, диссертация отличается от монографии, а учебное пособие — от диссертации.

Расположим жанры научного изложения в порядке их усвоения молодым исследователем. Научное творчество начинается обычно с написания тезисов.

Тезисы

 

Длительные подступы к проблеме, преамбула размером с большой абзац, огромная цитата — все это неуместно в тезисном изложении. Тезисы — малый жанр, здесь, как говорят, не разбежишься. Подробности наблюдений, условия проведения эксперимента можно безболезненно и безбоязненно опустить, а для сути исследования одной-двух страниц вполне достаточно.

Нумерация мыслей, проставление цифр в тезисах, на первый взгляд, облегчают восприятие материала, но тем не менее лучше отказаться от цифровой композиции. В сборнике тезисов цифры выглядят несколько нарочито, так как идет нумерация не новых идей по принципу положений, выносимых на защиту, а нумерация абзацев, в числе которых есть и ординарные, связующие.

Для тезисов важна ясность гипотезы, а также отточенность стиля. Не пишите все от своего имени: Вы продолжаете чьи-то исследования, и об этом надо сказать: «Известно, что...», «Данной проблемой занимались такие ученые, как...».

Строгость и ясность стиля тезисов важны потому, что тезисы знаменуют первый Ваш выход в большую науку, причем сцена [105] очень мала — всего одна страница, и на этом крохотном личной пространстве постараемся избежать даже мелких изъянов (пунктуационных, графических, стилистических). Проанализируем некоторые из таких изъянов.

«Известны случаи, когда принятие религиозной системы фактически способствовало разрушению культуры народа и деинтеграции этноса (введение ислама в Золотой Орде); порой религиозные и этнические начала проявляются как относительно нейтральные друг к другу (протестантизм и католичество в некоторых европейских странах)».

Интонация подсказывает, что на месте точки с запятой должна стоять точка.

«Экспериментальное изучение этой замечательной и многогранной науки позволяет нам сделать выводы, что буквально все ее разделы можно и нужно изучать, придавая им экологическую направленность. Потому что экологические понятия развивают у студентов умение применять теоретические знания на практике, способствуют осуществлению экологического образования».

Новое предложение не следует начинать с союза «потому что». Нужно либо поставить запятую («место точки), либо убрать союз, так как причинно-следственные связи здесь достаточно прозрачны.

«Удается такая попытка на 3-ем курсе в 65,4%, на 5 — в 69,9%».

По-разному обозначены курсы.

«Педагоги, родители подобны сеятелям; помогают «зерну» либо прорасти, либо погибнуть».

Неточно употреблено сравнение: сеятель не помогает зерну погибнуть.

Мы намеренно остановились на самых мелких огрехах. Тезисы в силу своего сверхмалого объема требуют особенно скрупулезной работы над каждым словом.

Готовя тезисы, будем уважать правила игры. Две страницы — значит две и не более того. Не следует злоупотреблять предложенным объемом. Прелесть тезисов — в заведомо равных условиях печатания. Что подумают об авторе, который вместо двух страниц опубликовал пять? Сборник тезисов — своеобразное соревнование, и бороться лучше не за самые большие по размеру тезисы, а за самые содержательные.

Если требуется полная страница текста, то надо соблюсти и это условие. При ротапринтном способе печатания «хвосты» тезисов на следующей странице и соответственно пробелы, провалы текста на ней доставляют много хлопот редколлегии сборника. При отправке тезисов в другой город материалы могут быть сразу отклонены из-за несоблюдения условий печатания. [106]

Читая тезисы, иногда удивляешься, что у странички не очень мудреного текста три и даже четыре автора. Ситуация не вполне корректная для обычных тем. Другое дело, если проводился эксперимент или обобщались статистические данные группы исследователей.

Не смотрятся в сборнике две работы одного и того же автора Понятно, люди нуждаются в количестве публикаций, и как исключение это, может быть, и допустимо, но начинать свой путь в науку лучше уважая права других и не претендуя на дополнительное место под солнцем.

Статья

Написать хорошую статью непросто. Даже авторитетные журналы, случается, печатают слабые статьи или по необходимости пусть даже беглого освещения действительно актуальной темы или по ходатайствам высоких особ; но если автор хочет без протекции попасть в центральный журнал, он может добиться этого лишь высочайшим качеством своего небольшого текста.

Преамбула статьи, содержащая подступы к проблеме, анализ точек зрения, историю вопроса, может быть как раз такой, какой не рекомендуется писать заставку тезисов. В статье уместны цифровые выкладки, графики и таблицы, цитаты, сноски, список ли­тературы.

Научная статья предполагает точность в выражении мыслей, ответственность автора за подбор материала, идею, композицию... В отличие от тезисов статья требует доказательности, аргументации мысли и при этом плавности изложения.

В статье имеет место сложное соотношение своего и «чужого»-текста, своего рода золотое сечение, когда голос автора не заглушает голосов других ученых, а изложение чужих концепций не затмевает собственной авторской мысли. Вероятно, многим дово­дилось читать статьи по достаточно исследованным темам, где не было ни одной цитаты, ни одной фамилии предшественника. Что это: незнание, не-хочу-знание или неуважение? Крен в про­тивоположную сторону — это боязнь собственной мысли, обилие цитат, создающих барокко точек зрения на проблему, избыточность чужих представительств.

Идеальную пропорцию своего и «чужого» найти бывает очень непросто, и только долгие годы работы над стилем постепенно разовьют интуицию, и Вы будете чувствовать, где надо писать от себя, где своими словами изложить чужую концепцию, а где процитировать дословно. Повторяем, навык этот достаточно примитив. И даже хорошие стилисты невольно увлекаются цитатами, которые бывают столь великолепны! «Все же много, ох, как имитируешь, отчего статья делается более литературоведческой, чем, наверное, тебе хочется? Ей, богу, поменьше цитат — [107] излагай, уйми эрудицию, притворись оракулом»,— советовал в письме Ст. Рассадину Натан Эйдельман (Знание — сила, 1995, № 4.— С. 144).

Диссертация

«Диссертация — святое дело, в лей вся душа человека: его старательность, глубина мысли и степень трудолюбия. Это экзамен на право на право зываться ученым»,— читаем в повести Александра Поповского.

Диссертация вырастает на почве статей, тезисов, докладов, но это не сумма статей, не конгломерат всего ранее написанного, это единое целое, монолит, требующий своего стиля, своей композиции, своего, более завуалированного образа автора, своего, более полного изложения истории и теории вопроса.

Лет двадцать тому назад публиковаться было чрезвычайно! трудно. Чтобы у аспирантов не сорвались защиты, преподаватели! кафедры русского языка ЛГПИ им. А. И. Герцена отдали аспирантам места в сборнике научных трудов. Так начинающие печатались ценой непубликации трудов своих наставников. (Еще сложнее была ситуация на периферии). Аспиранты тех лет умели писать диссертации. «Нас было много на челне». Раз в две недели мы обсуждали?! материалы кандидатских диссертаций и раз в два-три месяца присутствовали на обсуждении докторских диссертаций. Все это продолжалось в течение трех лет обучения. К нашим услугам были и фундаментальные библиотеки, в которых хранились диссертации. А. писать статьи мы не умели. Мы выдавали за статьи фрагменты диссертаций и терпели фиаско в редакциях журналов.

Теперь аспирантура и издательства открыты во многих городах страны. Нет проблем с предзащитными публикациями. Аспиранты умеют писать тезисы и статьи, потому что часто их пишут, но с большим трудом аспиранты особенно первых выпусков осваивают стиль диссертаций. Молодой исследователь должен не раз побывать в Москве и не один десяток диссертаций прочесть, чтобы уяснить для себя строгую специфику, а именно академизм диссертационного стиля.

Разделим диссертацию условно на три части: введение, главную часть и заключение — и рассмотрим типичные ошибки диссертанта при написании каждой из этих частей.

Введение представляет собой историю разработки проблемы « то, что называют ВАКовской частью, с четкими формулировками актуальности, новизны, целей и задач исследования.

История вопроса требует основательности в ее изложении и интерпретации. Простым перечнем фамилий предшественников она не должна напоминать телефонные справочники. Галоп точек зрения, попурри разнотональных цитат также не украсят начала диссерта-[108]-ции. Желательно не просто указать фамилию ученого, но поточнее определить его вклад в разработку проблемы. Цитаты тоже нужны, как и комментарий к ним. Кстати, многое из предшествующего опыта послужило для Вас ориентиром, поэтому к чужим работам нелишне обращаться и при написании самих глав диссертации.

Приходилось, однако, наблюдать, когда с историей вопроса, как с досадной обязанностью, диссертантом было покончено во Введении, а дальше все шло от автора, ни одной цитаты, ни одной фамилии. Такое Введение напоминало некрополь предшественников или клетку у края арены, куда молодой дрессировщик, прежде чем укрощать проблему, засадил всех предыдущих укротителей, дабы блистать одному.

Мы в науке не одни.

Бывают, конечно, ситуации, когда аспиранту советуют упомянуть работы рецензента или оппонента, включить в библиографию, еще несколько фамилий. Мы не видим в этом большой беды. Время все расставит по своим местам и воздаст каждому по заслугам, На искусственно создаваемой славе далеко не уедешь. В науке, как и в повседневной жизни, кроме этики есть этикет, в частности этикетное цитирование, и в гомеопатических дозах вреда оно не принесет.

ВАКовская часть работы исключительно важна: формулируя, в чем состоит актуальность и новизна исследования, разграничивая цель и конкретные задачи, автор диссертации сам для себя уясняет сущность работы, перспективы ее использования, внедрения в жизнь. Пишется-то это по заданию, по необходимости, а работает прежде всего на самого диссертанта.

Главная часть диссертации, ее тело, может состоять из пяти., шести, семи разделов, которые не делятся (в плане работы) на более мелкие рубрики, но чаще всего композиционная модель диссертации — это главы, состоящие из параграфов, причем две, максимум три главы вполне достаточно; при большем количестве глав изложение может обернуться поверхностностью, так как объем диссертации ограничен.

Композиция редко остается неизменной: она перекраивается на всем протяжении создания текста. «Глава не получилась», «Параграф не выходит», «Лучше укрупнить», «Лучше обособить». Такие встряски всей композиции закономерны и естественны. Материал подсказывает, как лучше его расположить, но подсказки эти несколько запаздывают. «Первородный» план стоит впереди процесса написания диссертации, тогда как план, идеально подходящий к данной работе, складывается по мере ее написания, ближе концу, чем к началу процесса. Итак, если материал «не тянет» на главу, подчинимся его логике, поменяем композицию.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!