Кубанский государственный университет



Краснодар, Россия

 

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

СОВРЕМЕННОГО ОНИМА

 

Графические модификации формы эргонимов ведут к изменению взгляда на традиционную семантическую структуру онима

Ключевые слова: оним, семантика, эргоним, графическая игра, коннотация

 

Изучению семантической структуры онима в течение длительного времени не уделялось должного внимания. Причина в том, что большинство лингвистов считает имена собственные категорией, лежащей вне понятий, в то время как семантика всегда понятийно стратифицирована. Некоторые ономатологи сомневались даже в правомерности выделения семантики в качестве особого аспекта изучения имени собственного. Тем не менее во многих актуальных ономастических исследованиях проводилась разработка проблем ономастической семантики – исследовались семантические связи онимов, создавались тематические классификации, обсуждалась специфика реализации коннотативного компонента.

Согласно О.С. Ахмановой, имя собственное лишено сигнификативной функции и является «простым знаком, указывающим на известную вещь, событие, положение и т.п.» [1]. Известно, что имя собственное непосредственно не связано с понятием, у него нет общего значения, подобно тому как у нарицательных отсутствует индивидуальное. Как указывают А.А. Реформатский и Е. Курилович, собственное имя не обозначает, а называет, «у имен собственных способность обозначать ограничена до предела». В то же время важно отметить невозможность его существования вне соотнесенности с конкретным предметом, который всегда четко определен.

Основное различие имен собственных и несобственных Ю.А. Карпенко видит в следующем: название одного предмета есть имя собственное, название ряда предметов – нарицательное. В когнитивистике нарицательному слову соответствует понятие, собственному имени – представление. Той же точки зрения придерживается и А.А. Белецкий, усматривающий основную разницу между собственным и нарицательным именами не в их структурно-языковом плане, а в функции. Он указывает, что основное различие между собственными и нарицательными именами заключается не в морфологии и не в семантике, а в употреблении, использовании, функции обоих лексических классов. Имена собственные от несобственных отличаются своей соотнесенностью не с понятиями, а с дискретными объектами действительности [2, с. 12].

 Анализ функциональной специфики имени онима позволил выделить следующие основные функции: номинативную, идентифицирующую, дифференцирующую (В.Д. Бондалетов, А.В. Суперанская), коммуникативную (А.В. Суперанская). В качестве второстепенных отмечались социальная, эмоциональная, аккумулятивная, дейктическая, функция «введения в ряд», адресная, эстетическая, стилистическая (В.Д. Бондалетов) [3], информационная, экспрессивная и поэтическая в художественной литературе (А.В. Суперанская) [5].

В свое время В.А. Никонов подчеркивал социальность и историческую обусловленность имени собственного: «Личные имена существуют только в обществе и для общества, оно и диктует неумолимо выбор их, каким бы индивидуальным он ни казался. Личные имена социальны все и всегда» [4, с. 8]. Изменение социальных условий функционирования онима, корректируемых идеями глобализма, лингвокультурного империализма и влиянием языковой моды, провоцирует измененения семантической структуры мотивированных эргонимов, демонстрируя уже начавшийся процесс разрушения связи с единичным денотатом.

Именно оценка прагматического аспекта соотнесения с конкретными объектами действительности позволяет по-иному взглянуть на актуальный вид онимов – современные городские эргонимы.

Семантическое пространство онимов этого типа уже вышло за пределы традиционной для имен собственных единичной связи. В их структуре устойчиво выделяется коннотативный компонент, который определяет ассоциации. Это предвидела О.И. Фонякова, различая с точки зрения понятийного (концептуального), предметного (денотативного) и коннотативного содержания имена собственные и имена нарицательные, и особо отмечала, что в плане коннотативного значения имя собственное в отличие от нарицательного содержит гораздо больше разных сем [6, с. 24].

Появление вариантов и новых форм единиц номинации ведет к изменению предметной соотнесенности, образуя новые, ассоциативные, связи, что неизбежно ведет к трансформации семантики онима, который традиционно соотнесен с одним денотатом и имеет иные, по сравнению с именами нарицательными, характеристики семантической структуры.

В современном эргониме коннотации, приобретенные в социокультурном контексте, становятся ядром его семантики, а денотативное и социальное содержание значения отходит на периферию. Возможность такого перераспределения денотативных и коннотативных элементов смысловой структуры, когда первые подавляются или даже вытесняются вторыми, создает весь контекст постмодернистской модели современного информационного пространства, в котором существует сейчас цивилизация.

Процесс создания эргонимов с креативным потенциалом интенсифицируется с каждым днем. Традиционное функционирование имен собственных как нейтральных единиц, абсолютно и относительно однозначных, не зависящих от социального контекста, в современном нейминге претерпевает значительные изменения. Для выделения названия городского объекта в калейдоскопе имен, придания выразительности и привлекательности традиционных лингвистических средств организации формы онима недостаточно. Поэтому используются экстра- и паралингвистические средства, шрифтовые выделения, графические элементы (латиница, дореформенные литеры), прецедентные феномены и др. Часто это даже не имя, а креолизованный знак, включающий, кроме графем, изображение.

Следовательно, номинативная функция отходит на второй план и не может считаться единственной: к ней добавляются информативная, рекламная и аттрактивная. Трансформация формы эргонима ведет к изменению восприятия его как номинативной единицы.

Комплексный характер такого современного онима предполагает восприятие его в нескольких аспектах – языковом, социокультурном и маркетинговом. В современном рекламном пространстве традиционное одномерное восприятие, как и линейное мышление, становится принципиально недостаточным, не отвечающим духу времени.

На наших глазах происходит отбор и усложнение включенных в эргоним элементов. Если десять лет назад достаточно было расширить рекламный потенциал включением в имя одного элемента трансформации – латинских графем (бар «Скаzка», магазин «Подаркоff» и мн. др.), букв дореформенного русского алфавита, интернет-символов, неграфических знаков (пиктограм), то современный нейминг отличается многоаспектной графической трансформацией.

Графическая игра как форма лингвокреативного освоения действительности остается наиболее частотным средством создания онимов с информативным потенциалом. К видам графической игры, кроме ретро-номинации (ресторан «Чичиковъ), капитализации (магазин «АлександриЯ»), графической деконструкции с выделением графической контаминации («ШАПО люкс», «МастерСлух»), можно отнести и включение знаков – компьютерных (кафе «@лки-палки», магазин одежды «Ветра.net», кафе «#кофекофе», кофейня «#вафлявафля»), орфографических (ресторан «Угли-угли»), пиктографических и других.

Полиаспектная графическая трансформация может происходить посредством совмещения латинизированных элементов и капитализации (магазины «Sима», «КраSотка»), соединения латинских и кириллических знаков с параграфемными компонентами (ресторан «ШашлыкоFF» – графема «Ш» прорисована как пламя, чайный магазин «ЧайNa Lab»). Виды графической игры частотны в эргонимах с элементами прецедентности: «ИспаниЯ», «СушиВЕСЛА», «ТвойДоДыр».

Таким образом, человек XXI века видит не отдельные номинативные знаки, а информативный комплекс, который должен привлечь и обязательно удержать внимание потенциального потребителя. Изучение воздействующих приемов объемно-графической трансформации актуального онима имеет перспективу не только в лингвистике, но и в психолингвистике и маркетинге.

 

Библиографический список

1. Ахманова О.С. К вопросу о слове в языке и речи // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. М., 1948.

2. Белецкий А.А. Лексикология и теория языкознания (ономастика). Киев, 1972.

3. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. М., 198З.

4. Никонов В.А. Имя и общество. М., 1974.

5. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М., 1973.

6. Фонякова О.И. Имя Собственное в художественном тексте. Л., 1990.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!