Христианская вера и христианская надежда.



С христианской верой тесным образом связана и христианская надежда. Если вера есть уверенность в невидимом, т.е. в том, что существует Творец и Промыслитель мира и что искупление человеческого рода совершено Сыном Божиим, то христианская надежда есть уверенность «в желаемом и ожидаемом», т.е. несомненная уверенность в том, что цель творения и искупления человека будет достигнута.

Христианская надежда есть совершенное успокоение в Боге, в уверенности в том, что Бог непрестанно заботится и промышляет о нас, что Он не лишит нас Своей благодатной помощи для достижения вечного спасения и исполнит свои обетования, относящиеся как к временной нашей жизни, так и к вечной.

Следовательно, главным предметом христианской надежды является, прежде всего, вечное спасение или благодатное обновление человеческого существа, соединение человека посредством Святого Духа со Христом Спасителем и Богом отцом (Богообщение). Предметом христианской надежды служат и временные (земные) блага, насколько они необходимы для спасения. Сам Господь учит нас молиться о «насущном хлебе».

Христианская благочестивая жизнь выражается в восхождении к Богообщению через Иисуса Христа, в пребывании в Боге, притом не иначе, как в ограде св. Церкви [16, с. 488].

Надежда на Бога тверда и безопасна.

Нет ничего слабее … надежды на человека, она слабее паутины; и не только она слаба, но и опасна, - это знают все те, которые надеялись на людей и погибли вместе с ними. Напротив, надежда на Бога не только тверда, но и безопасна, не подвержена никакой перемене (свт. Иоанн Златоуст) [13, с. 455].

Сокровищница человеческого ума … есть надежда.

Сокровищница человеческого ума … есть надежда, в ней хранится всякий запас для нашей жизни (свт. Григорий Нисский) [13, с. 455].

Суть надежды – никогда не падать духом.

Когда видишь наступающие бедствия, не падай духом; это … и есть надежда – стоять твердо среди опасности (свт. Иоанн Златоуст) [13, с. 455].

Надежда и совесть.

…Ничто так не ведет к благой надежде, как добрая совесть (свт. Иоанн Златоуст) [13, с. 456]. Надежда на Бога и мужество сердца рождаются от свидетельства совести… (прп. Исаак Сирин) [13, 458].

Надежда – залог будущих благ.

Надежда есть упокоение в трудах, она – дверь любви; она убивает отчаяние, она – залог будущих благ (прп. Иоанн Лествичник) [13, с. 459].

Надежда, любовь и вера.

Надежда есть крепость стоящих по краям ее, справа и слева, - любви и веры… (прп. Максим Исповедник) [13, с. 460].

Надежда – утраченная святыня детства, небесный образ из глубины собственного существа…

Исследование трудов великого русского философа П.А. Флоренского (1881-1937) позволило выявить следующие концептуальные признаки понятия «надежда»: «Имя Дмитрий или в церковном произношении Димитрий происходит от имени же, но божественного: хетоническая богиня Деметра, Мать Земли... Материнство Земли вьется около Дмитрия и самим им смутно чается, как заветная и дорогая, но почти утраченная святыня детства. Это – тайная и скрываемая не только от сторонних взоров, но почти … и от собственных, надежда; ласка, тишина, кроткость, сияющие как один небесный образ из глубины собственного существа …» [14, с. 305].

Рассмотрим, как представлены концептуальные признаки понятия «надежда» у русских писателей, поэтов.

Вера, надежда в светлые дни.

Великому русскому поэту А.С. Пушкину всегда было присуще огромное жизнелюбие, которое он мог передать другому человеку и зажечь в нем искру веры и надежды:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:
  День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило
[11, с. 352].

Доверчивые надежды первых лет.

Для А.С. Пушкина были очень дороги друзья, с которыми он учился в Царском лицее (1811-1817 гг.). И именно им он посвятил свое стихотворение «19 октября» (день открытия лицея (1811 г.), постоянно отмечавшийся лицеистами первого выпуска):

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.


Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой...
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет…
[11, с. 355].

Благословение на надежду.

Известный советский и российский поэт и журналист А.Д. Дементьев, возглавлявший в 80-е годы XX века популярнейший журнал «Юность», тираж которого превышал 3 миллиона, в своей новой книге «Пока я боль чужую чувствую» очень тонко пишет о вечных ценностях, которые рождаются в нас и которые нужно беречь:

… Я не ропщу, но вновь в притихшем Храме
Шепчу молитву онемевшим ртом:
Пусть все плохое, что случилось с нами,
Минует юность, что придет потом.

Что сохранит она любовь и нежность
К своей стране, не одолевшей тьму…
И что Господь благословит надежду,
С которой юность явится к Нему
[4, с. 11].

Надеждой озаренные стихи.

Описывая внешность М.Ю. Лермонтова, А.Д. Дементьев точно подметил на всех его портретах печаль. Однако стихи поэта сохранили нам улыбку надежды:

На всех портретах

Лермонтов печален,

Порой задумчив,

Иногда суров.

И в дни, когда

Со славою венчали,

И в сладкий миг

Предчувствия стихов…

Наверное, в душе

Все было

Слишком зыбко.

И потому невеселы штрихи…

Но сохранили нам

Его улыбку,

Надеждой озаренные

Стихи [4, с. 55].

Прекрасный российский поэт Б. Окуджава как-то сказал о другом нашем замечательном поэте Е.А. Евтушенко: «Для меня – это поэтическая эпоха» [Цит. по: 5, с. 5]. Эти слова, наверняка, захотят повторить миллионы людей, все поколения, выросшие с музыкой стихов Евгения Евтушенко в сердце. Удивительная лирическая и гражданская его поэзия определила вкусы, взгляды и даже мировоззрение многих. И сегодня классические евтушенковские строки волнуют души и будоражат умы [5, с. 5].

Россия – надежда моя.

В годы оттепели (1965 г.) Е. Евтушенко написал трогательное стихотворение:

Идут белые снеги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
да, наверно, нельзя…

И я думаю, грешный, –
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?

А любил я Россию
всею кровью, хребтом —
ее реки в разливе
и когда подо льдом,

дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков…

И надеждою маюсь
(полный тайных тревог),
что хоть малую малость
я России помог.

Пусть она позабудет
про меня без труда,
только пусть она будет
навсегда, навсегда…

Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я
[5, с. 186, 187].

Таким образом, концептуальные признаки понятия «надежда» в текстах Священного Писания, трудах русских философов, писателей, ученых, Святых Отцов таковы: надежда на милость Божию – лучшая «страховка» для человека; какое добро несет в себе христианская надежда; путь, ведущий к подлинной христианской надежде, труден; значение надежды по отношению к вере и благому результату; надежда как добродетель; надежда и терпение; христианская вера и христианская надежда; надежда на Бога тверда и безопасна; сокровищница человеческого ума … есть надежда; суть надежды – никогда не падать духом; надежда и совесть; надежда – залог будущих благ; надежда, любовь и вера; надежда – утраченная святыня детства, небесный образ из глубины собственного существа; вера, надежда в светлые дни; доверчивые надежды первых лет; благословение на надежду; надеждой озаренные стихи; Россия – надежда моя.

В заключение приведем слова Августина Аврелия (354-430), родоначальника христианской философии, теолога и церковного деятеля [10, с. 12]: «Нет любви без надежды, нет надежды без любви, нет и обеих без веры» [Цит. по: 2, с. 276].

Библиографический список

1. Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. М., 2015.

2. Великие мысли великих людей. Антология: в 3 т. Древний мир. / сост. А.П. Кондрашов. М., 1998. Т. 1.

3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание. М., 2010.

4. Дементьев А.Д. Пока я боль чужую чувствую. М., 2013.

5. Евтушенко Е.А. Всемирная библиотека поэзии. Ростов н/Д., 1996.

6. Комплексный этико-культурологический словарь русского языка для школ Адыгеи / под общ. рук. проф. Р.Ю. Намитоковой, Майкоп, 2001.

7. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. М., 2001.

8. Нефедов Г., протоиерей. Основы христианской нравственности. М., 2006.

9. Новый завет господа нашего Иисуса Христа. М., 2007.

10.Популярный энциклопедический словарь / гл. ред. А.П. Горкин. М. 2001.

11.Пушкин А.С. Сочинения: в 3 т. Стихотворения. Сказки. Руслан и Людмила. Поэма. М., 1985. Т. 1.

12.Свешников В.В. Очерки христианской этики. М., 2010.

13.Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли. М., 2005. Т. 2.

14.Флоренский П.А. У водоразделов мысли (черты конкретной метафизики). М., 2013. Т. 2.

15.Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М., 2004.

16.Шиманский Г.И. Нравственное богословие. Киев, 2007.

 

Е.Д. Примакова


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!