Краснодарский университет МВД России



Краснодар, Россия

 

РЕМИНИСЦЕНТНАЯ ПРИРОДА РОМАНСОВЫХ ТЕКСТОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Статья посвящена анализу поэтической структуры романсовых текстов второй половины XX века, ее реминисцентной природы на примере ключевых лексем и стереотипных ситуаций русского романса как жанра.

Ключевые слова: структура поэтического текста, романсовый текст, магистрал, ключевая лексема, тематическая группа, стереотип.

 

Конец XIX – начало ХХ века – период, ставший вершиной развития русского романса как жанра. Его парадигматическая структура на рубеже веков становится прозрачной, узнаваемой, клишированной. Стереотипность структуры романсовых текстов подтверждается наличием в ХХ веке пародий на стихотворные произведения анализируемого жанра (С. Чёрный «Городской романс»), созданием метаромансов (Б. Ахмадулина «Романс о романсе»), функционированием романсового текста как героя романса (Б. Окуджава «Арбатский романс»).

Для успешного продолжения жизни жанра привычное построение романсовых текстов должно было претерпеть изменения, сохраняя при этом узнаваемость поэтической структуры, что мы и наблюдаем в современных стихотворных произведениях исследуемого жанра. Рассмотрим некоторые новые поэтические мотивы и общую реминисцентную природу романсов второй половины ХХ века на примере текста «По дороге в Загорск» – пятнадцатого из венка сонетов «Осенняя дорога» Евгения Блажеевского.

       Магистрал как ключ к венку сонетов в целом носит реминисцентный характер. Возможно, это некий образец обратной реминисценции, поскольку магистрал, являясь последним, создается первым в венке сонетов, и как реминисценции можно рассматривать первые четырнадцать сонетов венка, однако в рамках настоящей статьи текст романса «По дороге в Загорск» будет рассмотрен как вторичный по отношению к романсовым текстам XIX – начала ХХ века, благодаря клишированным образам, используемым в нем, включенный в вертикальный контекст текстового универсума [5] русского романса как жанра.

       Исследуемый романсовый текст строится с использованием наиболее частотных, клишированных тематических групп романсовых текстов XIX – начала ХХ века [2, с. 53]: «человек – люди»: душа, сердце, шофер, ребенок; «чувства и состояния человека»: удаль, власть, выбор; «время»: осень, август, жизнь, судьба, время; «природа»: дорога, поля; «звуки»: слова; «предметы, относящиеся к человеку»: водка, варенье, кафтан. Отметим, что поздние романсовые тексты осложнены субтемами (второстепенными темами): «дорога»; «одежда». Дорога становится лейтмотивом, ключевым образом сонета «По дороге в Загорск», напрямую связанным с печальной судьбой героя, мотивами его жизненных странствий, временем, которое нельзя вернуть, и судьбой, изменить которую невозможно; шофер приходит на смену привычному герою романсов начала ХХ века – ямщику: По дороге в Загорск понимаешь невольно, что осень / Растеряла июньскую удаль и августа пышную власть, / Что дороги больны, что темнеет не в десять, а в восемь, / Что тоскуют поля и судьба не совсем удалась. <…> По дороге в Загорск понимаешь невольно, что время – / Не кафтан и судьбы никому не дано перешить, / Коли водка сладка, коли сделалось горьким варенье, / Коли осень для бедного сердца плохая опора... / И слова из романса: «Мне некуда больше спешить...» / Так и хочется крикнуть в петлистое ухо шофера [4].

       Анализируемый текст романсового типа воспроизводит типичную для романсовых текстов любовную ситуацию – мотив тайной страсти, запретной любви: Что с рожденьем ребенка теряется право на выбор, / И душе тяжело состоять при раскладе таком, / Где семейный сонет исключил холостяцкий верлибр / И нельзя разлюбить, и противно влюбляться тайком... [1]

       Таким образом, стихотворение «По дороге в Загорск» на уровне ключевых лексем, стереотипных ситуаций воспроизводит модель типичного русского романса XIX – начала ХХ века. Читатель или слушатель невольно вспоминает романсы Константина Подревского «Дорогой длинною», Марии Пуаре «Я ехала домой», Евгения Юрьева «Колокольчик», Александра Кусикова «Бубенцы» и многие другие. Однако прямое цитирование (И слова из романса: «Мне некуда больше спешить...» / Так и хочется крикнуть в петлистое ухо шофера [1]) не позволяет нам ошибиться в поиске первоисточника для стихотворения «По дороге в Загорск». Анализируемый текст отсылает нас к романсу Николая фон Риттера «Ямщик, не гони лошадей»: Как грустно, туманно кругом, / Тосклив, безотраден мой путь, / А прошлое кажется сном, / Томит наболевшую грудь! / Ямщик, не гони лошадей! / Мне некуда больше спешить, / Мне некого больше любить, / Ямщик, не гони лошадей! [4, с. 385–386]

       Однако если персонаж романса Николая фон Риттера вспоминает об ушедшей любви, то лирический герой Евгения Блажеевского наполнен иными чувствами. Именно они позволяют вдохнуть новую жизнь в стереотипную на первый взгляд романсовую модель. В тексте стихотворения «По дороге в Загорск» мы сталкиваемся с редкой для романсов конкретикой – указанием цели путешествия. Путь лирического героя лежит к святым местам. И дорога, являющаяся лейтмотивом рассматриваемого стихотворения романсового типа, превращается в символ паломничества, наполняясь новым для романсовых текстов значением: не просто знаком жизни, судьбы героя, но и символом грядущего очищения, прощения грехов, духовного возрождения. Строка романсового текста «Мне некуда больше спешить» наполняется иным смыслом: не сожаление о прошлом, а спасительное освобождение от него ощущает лирический герой романса.

Тема покаяния является новой для романсовых текстов второй половины XX века, однако, безусловно, очень значимой. Романсы с подобной тематикой не единичны. Очень интересный пример романсового текста-молитвы на слова Александра Лугарева звучит в фильме «Мусорщик», снятом Георгием Шенгелией по одноименной повести Ивана Охлобыстина: Научите меня понимать красоту, / Отучите меня от тоски и от лени, / Проявите ко мне в сотый раз доброту. / Я – Ваш раб, но не ставьте меня на колени. / Я люблю Вас, люблю, как отца и как мать, / Твердо верую в тайну великую Вашу, / Только Вы и способны, простить и понять / Всех нас грешных, земных, бесконечно уставших [3].

Таким образом, новое звучание классической структуре романса во второй половине ХХ века сообщает редкая для данного жанра тематика: мотивы духовного поиска, молитвы и покаяния.

 

Библиографический список

1. Блажеевский Е.И. Осенняя дорога. URL: http://a-pesni. org/romans/podoroge.htm

2. Карабут Е.В. Опыт комплексного анализа поэтического текста. Краснодар, 2008.

3. Лугарев А.Л. Молитва. URL: http://textopesen.ru/?mode = song&id=2573636

4. Русские песни и романсы. М., 1989.

5. Супрун А.Е. Текстовые реминисценции как языковое явление. Вопросы языкознания. URL: http://philology.ru/ linguistics2/suprun-95.htm

 

Е.И. Лозовская

МБОУ гимназия №44

Краснодар, Россия


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!