Д. Символика в сновидениях – некоторые типичные сновидения



[284]

Анализ последнего биографического сновидения убедительно демонстрирует, что я признавал факт существования символизма в сновидениях с самого начала. Но лишь постепенно, с опытом я осознал, насколько он важен и каким всеобъемлющим является его влияние, при этом на меня оказали влияние работы Вильяма Штекеля (Wilhelm Stekel, 1911), о котором стоит здесь упомянуть (1925).

Этот исследователь, который принес психоанализу столько же вреда, сколько и пользы, выявил множество непререкаемых интерпретаций символов: поначалу их восприняли скептически, но затем они подтвердились, и с ними пришлось согласиться. Я не хотел бы преуменьшить значение его вклада в науку, если добавлю, что для такого скептицизма были некоторые основания. Поскольку некоторые из его примеров были неубедительны, а метод, который он применял, считался ненаучным. Штекель пришел к интерпретации этих символов интуитивно, благодаря своему особому дару воспринимать их непосредственно. Но существование подобного таланта не может быть достаточно серьезным аргументом, нельзя игнорировать критику в его адрес, и потому его открытия не могут считаться абсолютно достоверными, как если бы кто-то решил предоставить основания для диагностики инфекционных болезней на основе восприятия запахов, исходящих от кровати пациента, – хотя многие клиницисты были в состоянии получить больше информации о болезни, чем другие врачи, полагаясь на обоняние (обычно атрофированное), и действительно могли выявить энтерит с лихорадочным состоянием, только полагаясь на особый запах пациента [1925].

Прогресс в области психоанализа познакомил нас с пациентами, которые способны точно расшифровывать символику сновидений с такой же удивительной точностью. Они часто страдали от dementia praecox (параноидного слабоумия), поэтому поначалу была тенденция подозревать, что каждый пациент, который обладал такой способностью, страдал от этого заболевания[285]. Вопрос в том, был ли это талант конкретного человека или свидетельство о заболевании, которое внешне никак не проявлялось [1925].

Когда мы узнали, насколько богата символика сновидений, за которой скрывается сексуальный подтекст, возник вопрос о том, не обладают ли такие символы постоянным и фиксированным значением, становясь своеобразной грамматикой, как в скорописи, например; вот и у нас возникло искушение составить свой «сонник» с правилами толкования сновидений. Здесь время сказать вот что: этот символизм присущ не только сновидениям, он является свойством образования идей в области бессознательного, он распространен в человеческом обществе, и его можно обнаружить в фольклоре, в народных мифах, легендах, языковых идиомах, в пословицах и популярных шутках, а в сновидениях его еще больше [1909].

Здесь я на какое-то время оставлю в стороне интерпретацию символов в сновидении, словно этот вопрос нами уже разрешен, и хотел бы обсудить множество неразрешенных проблем, которые связаны с самим понятием символа[286]. Мы здесь ограничимся замечанием о том, что символ – это одно из косвенных выразительных средств, но надо проявлять осторожность и не путать его с другими выразительными средствами, прежде чем мы не выявим его отличительные признаки. В ряде случаев очевидно, что у символа и изображаемого им предмета есть много общего, в других случаях эта связь не лежит на поверхности, и символ представляет собой головоломку, которую нужно разгадать. Именно в этом и заключается суть символизма, именно так и можно понять, что это – присущие ему характеристики. То, что в наши дни связано символически, в доисторические времена было связано на уровне понятий и языковой идентичности[287]. Их символизм – реликтовый и несет в себе признаки прежней идентичности. В связи с этим мы можем наблюдать, как во многих случаях использование общего символа выходит за рамки общепринятого способа использования языка, как это продемонстрировал Шуберт (SchÜbert, 1814)[288]. Многие символы – такие же древние, как сам язык, а другие, например, такие, как «цеппелин» или «самолет», возникли лишь в наши дни [1914].

В сновидениях такая символика помогает изобразить скрытые мысли, которые породили сновидение. Кстати, многие символы обычно или почти всегда используются для обозначения одного и того же явления. Тем не менее не стоит забывать про особую пластичность психического материала (в сновидениях). Довольно часто какой-то символ нужно трактовать в его прямом значении, а не метафорически; а в других случаях тот, кому снится сон, может, полагаясь на собственные воспоминания, трактовать символы как нечто замещающее собой явления сексуального характера, хотя обычно эти символы как таковые не воспринимаются[289]. Если у человека, которому приснился сон, есть выбор среди множества символов, он выберет из них тот, который связан с предметом его размышлений – тот, который, так сказать, имеет под собой индивидуальные особенности, а не только соответствует общепринятым [1914].

Хотя исследования более поздних лет со времен Шернера сделали невозможной дискуссию о существовании специфического для сновидений символизма – даже Хэвлок Эллис (Havelock Ellis, 1911, с. 109) признает, что наши сновидения просто пропитаны символизмом, – необходимо признать, что присутствие в сновидениях символов не только не облегчает процесс толкования, но и затрудняет его. Как правило, техника интерпретации на основе свободных ассоциаций того, кому это приснилось, ставит нас в затруднительное положение, когда мы имеем дело с символическими элементами содержания сновидения. Опасаясь обвинений в ненаучности, толкователь не может опираться лишь на собственные суждения, как это происходило в древности и что опрометчиво делал в своих интерпретациях Штекель. Итак, мы вынуждены, имея дело с теми элементами сновидения, которые признали символическими, применять комбинированную технику, которая, с одной стороны, основана на ассоциациях того, кого посетило это сновидение, а с другой стороны, заполняет пробелы в знаниях интерпретатора о символах. Мы должны критически и осторожно подходить к интерпретации символов, внимательно изучая сновидения, где они встречаются, чтобы точно понимать, как они используются, чтобы не стать мишенью для обвинений в поверхностности и безответственности, когда мы интерпретируем сновидения. Неясности, которые все еще встречаются нам как толкователям сновидений, частично возникают оттого, что нам еще не все известно и мы постоянно узнаем все больше и больше, но отчасти объясняются и некоторыми характеристиками самих символов, которые встречаются в сновидениях. Они часто многозначны, и, подобно китайским иероглифам, их правильная интерпретация возможна, лишь если учитывать связь каждого из них с контекстом. Подобная многозначность символов согласуется со способностью сновидений поддаваться «сверхинтерпретации» – для того, чтобы выражать одно явление в области содержания мыслей и желаний, которые весьма часто по своей натуре противоречивы и многозначны [1914].

Вот с учетом этих принципов и соображений я и буду продолжать. Император и императрица (или король и королева), как правило, изображают родителей того, кто видит сон; а принц или принцесса – самого этого человека [1909]. Но таким авторитетом наделяются и другие великие люди, а не только император, по этой причине Гете, например, во многих сновидениях воплощает образ отца (Hitschmann, 1913) [1919].

Все удлиненные предметы – палки, ветви деревьев, зонтики (когда в сновидении зонтик открывается, это символизирует эрекцию) – могут символизировать мужской половой орган [1909]. То же касается длинных, острых видов оружия – ножей, кинжалов и пик [1911]. Еще один часто встречающийся образ, который не всегда понятен, это напильник – может быть, оттого, что им пользуются, двигая туда-сюда [1909]. Коробки, ящики, сундуки, шкафы и печки символизируют матку [1909], это же относится к пустым внутри предметам – кораблям и всякого рода сосудам [1919]. Комнаты обычно символизируют женщин («Frauenzimmer»), если в них открыты двери, то вряд ли возможны какие-то разночтения в толковании этого образа [1909][290]. В связи с этим становится понятен интерес к тому, открыта в этой комнате дверь или закрыта. (См. анализ сновидения Доры в моем «Фрагменте анализа одного случая истерии», 1905е). (Сноска в начале раздела III.) Нет необходимости буквально называть, каким именно ключом можно открыть эту дверь: в своей балладе о графе Эберштейне Уланд использовал символику замков и ключей, чтобы создать очаровательный образец грубости [1911]. Сон о том, как кто-то проходит по анфиладе комнат, – это сон о борделе или гареме [1909]. Но, как продемонстрировал в своих замечательных примерах Захс, этот образ может использоваться и в качестве символа брака [1914]. Мы обнаружили интересную связь с детскими сексуальными экспериментами, когда человеку снятся две комнаты, которые оказываются одной комнатой, или когда ему снится одна комната, разделенная на две части. В детстве женские гениталии и анус воспринимаются как единое целое – «попа» (в соответствии с детской «теорией клоаки»)[291], и лишь недавно было сделано открытие, что в этой части тела существует две полости, или отверстия. [1919]. Ступеньки, лестницы или лестничная клетка или проход по ним вверх или вниз – это символическое изображение сексуального акта[292]. Гладкие стены, по которым человек карабкается в своем сновидении, фасады домов, вдоль которых он спускается куда-то, часто испытывая при этом великое беспокойство, символизируют эрекцию и, возможно, представляют собой остаточные младенческие воспоминания тех лет, когда малыш ползал по телу родителей или своей няни. «Гладкие» стены домов – это мужчины; спящий в страхе иногда хватается за выступающие части на фасаде домов [1911]. Столы, накрытые столы, на которые подают блюда служанки, и доски – это все символическое изображение женщин – без сомнения, на основе антитезы, поскольку контуры их тел в символах элиминируются [1909]. «Дерево», похоже, в силу своих лингвистических ассоциаций, в основном символизирует «женский материал». Название «остров Мадейра» по-португальски означает «дерево» [1911].

Поскольку «постель» и «приют» связаны с браком, то это в контексте сновидений и сексуально окрашенных мыслей может переноситься на сложные образы, связанные с принятием пищи [1909]. Что касается предметов гардероба, то женскую шляпку можно воспринимать как символ гениталий, более того, как гениталий мужских. То же самое касается пальто (по-немецки «Mantel»), хотя в данном случае непонятно, какую роль здесь играет сходство звучания слов. У мужчин галстук в сновидениях часто символизирует пенис. Без сомнения, это происходит потому, что галстуки – длинные, их носят на шее мужчины, и потому, что их можно выбирать на свой вкус, а в природе подобная вольность не допускается[293]. Мужчины, которым снятся подобные сны, наяву обычно выбирают себе весьма экстравагантные галстуки и даже собирают из них целую коллекцию [1911]. Очень вероятно, что всякого рода сложные механизмы и аппараты в сновидениях символизируют мужские гениталии [1919], при описании которых в сновидении постоянно присутствует юмор в качестве действующей силы[294]. Не вызывает также сомнений, что все инструменты в сновидениях символизируют мужской половой орган: плуги, молотки, ружья, револьверы, кинжалы, сабли и т. д. [1919]. А ландшафты в сновидениях, особенно те, где есть мосты или поросшие лесом холмы, явно символизируют гениталии [1911]. Марциновский [1912а] опубликовал изложения сновидений с иллюстрациями тех, кого они посетили, где были изображены ландшафты и другие картины какой-то местности, которые фигурировали в сновидениях. На них очень хорошо прослеживается различие между явным и скрытым значением сновидения. На первый, поверхностный взгляд они могут показаться просто изображением плана местности, картами и так далее, но, если присмотреться, они изображают человеческое тело, гениталии и тому подобное, и только тогда становится понятным, о чем же был этот сон. (См. в связи с этим работы Пфистера (Pfister, 1911–1912 и 1913), которые посвящены криптограммам и картинкам-головоломкам [1914].) Если в сновидениях попадаются странные неологизмы, то можно задаться вопросом, не представляют ли они собой конструкции из фрагментов слов сексуального содержания [1911]. Дети в сновидениях часто символизируют собой гениталии; и, конечно, и мужчины, и женщины часто имеют привычку давать своим гениталиям уменьшительно-ласкательные имена [1909]. Штекель (Stekel, 1909) справедливо считает, что выражение «братишка» символизирует пенис [1925]. Игра с маленьким ребенком в сновидении часто символизирует мастурбацию [1911]. Символическое изображение кастрации в сновидении достигается в образе облысения, срезания волос, выпадения зубов и отрубания головы. Если обычные символы пениса в сновидении возникают дважды или множество раз, это может быть предупреждением об угрозе кастрации[295]. Когда снятся ящерицы – животные, у которых хвост снова отрастает, если его оторвали, – это обозначает то же самое. (См. сновидение о ящерицах далее). Многие животные, которые символизируют гениталии в мифологии и фольклоре, выполняют ту же функцию и в сновидениях: например, рыбы, улитки, коты, мыши (потому что мохнатые), а чаще всего эту роль играют змеи, символизирующие мужской орган. Мелкие животные и вредители символизируют маленьких детей – например, нелюбимых и нежеланных братьев и сестер. Когда снится, что женщину укусило какое-то вредное мелкое животное, это часто символизирует беременность [1919]. Недавно появился новый символ мужского органа, заслуживающий внимания: самолет, который используется в качестве такого образа потому, что он может летать, и из-за своей формы [1911]. Были обнаружены и другие символы и объяснения, почему они воспринимаются в качестве таковых, например, Штекелем, но не все эти объяснения были достаточно обоснованы [1911]. В работах Штекеля, и особенно в «Die Sprache des Träumes» («Язык сновидений») (Stekel, 1911), можно найти самую полную коллекцию интерпретаций символов. Во многих из них присутствует идея проникновения куда-то, и при дальнейшем анализе выяснилось, что это так и есть: например, в разделе, посвященном символам смерти. Но отсутствие критичности автора и его склонность к обобщению любой ценой заставляет сомневаться во многих его интерпретациях или приводит к тому, что ими трудно пользоваться; поэтому к его выводам следует отнестись с крайней осторожностью. Я поэтому приведу лишь некоторые выдержки из его работ [1914].

Штекель полагает, что «правое» и «левое» в сновидениях обозначает этические критерии. «Когда дорожка поворачивает направо, это значит, что спящий двигается в правильном направлении, а если идет налево – то он уклоняется от правильного пути. И «левое» может символизировать гомосексуальность, инцест или извращение, а «правое» может символизировать брак, связь с проституткой или еще нечто подобное, в зависимости от моральных принципов спящего (Stekel, 1909). Родственники в сновидениях обычно символизируют гениталии (там же). Я могу лишь подтвердить, что когда снятся сыновья, дочери или младшие сестры[296], они попадают в категорию «мои малыши». Но я сталкивался с такими сновидениями, в которых «сестры» обозначали женскую грудь, а «братья» – женские округлости пониже спины. Штекель приводит случаи, когда человек не может догнать экипаж в сновидении, и это символизирует сожаления о непреодолимой разнице в возрасте (там же). Когда человек путешествует с тяжелым багажом, это символизирует бремя его грехов [1911]. Но именно этот багаж, без сомнения, и символизирует его гениталии [1914]. Штекель также приписывает конкретную символику каждой цифре, полагаясь на то, что часто можно наблюдать в сновидениях (там же). Но все эти объяснения не представляются ни достаточно правдоподобными, ни достаточно ценными, хотя в каждом индивидуальном случае они вполне могут быть достойными доверия [1911][297]. В любом случае, цифра «три» часто упоминается как символ мужских гениталий [1914][298].

Одно из обобщений Штекеля касается двойного значения символов гениталий [1914]. «Где мы можем найти такой символ – если наше воображение примет его, – который не мог бы быть использован в качестве намека и на мужчин, и на женщин?» (Stekel, 1911). В любом случае, эта фраза в кавычках придает меньшую уверенность его утверждению, поскольку как раз воображение-то с этим и не согласно. Но я полагаю, что в нем есть смысл, хотя хочется заметить, что, по моему опыту, оно несостоятельно, учитывая многие сложные факты. Существуют не только такие символы, которые могут указывать как на мужчин, так и на женщин, но есть такие, которые указывают преимущественно лишь на представителей какого-то конкретного пола, и такие, которые всегда относят или только к мужским, или только к женским. Поскольку воображение никак не может связывать длинные, жесткие предметы или оружие с женскими гениталиями, а полые объекты – например, сундуки, ящики, коробки и т. д. с символами мужских гениталий. Действительно, тенденция сновидений и других фантазий из области бессознательного использовать сексуальные символы для представителей обоего пола может быть архаической характеристикой, поскольку в детстве не знают о различии гениталий у мужчин и женщин и считают, что они одинаковые [1911]. Но также возможно, что мы можем впасть в заблуждение, считая, что какой-то символ может относиться к представителям обоих полов, если забыть о том, что в сновидениях бывает половая инверсия, так что мужчина предстает в образе женщины, или наоборот. В таких снах может, например, проявляться желание женщины стать мужчиной.

В сновидениях гениталии могут изображаться с помощью других частей тела: мужской орган – как рука или нога, а женский – как рот, ухо или даже глаз. Выделения человеческого тела – слизь, слезы, моча или семя – могут символизировать друг друга в сновидениях. Это последнее утверждение Штекеля (Stekel, 1911), в целом правильное, справедливо подверглось критике со стороны Рейтлера (Reitler, 1913b), который считал, что здесь нужно внести ясность: что конкретно происходит, когда такие важные виды выделений тела начинают замещаться менее важными [1919].

Следует надеяться на то, что эти намеки и разрозненные идеи вдохновят других исследователей на более всеобъемлющее и тщательное исследование этого вопроса [1909][299]. Я также попытался предоставить более подробное изложение взглядов на символизм в сновидениях в моей работе «Введение в психоанализ» (1916–1917), лекция X [1919].

Теперь настало время продемонстрировать несколько примеров использования этих символов в сновидениях, чтобы показать, что практически невозможно интерпретировать сновидение, если не опираться на его символику, и как сильно искушение признать его во многих случаях [1911]. Но при этом хотелось бы предостеречь от преувеличения роли сновидений во время их толкования, против того, чтобы толкование сновидений просто сводилось к расшифровке этих символов, когда не уделяется внимания ассоциациям того, кого это сновидение посетило. Две эти техники интерпретации сновидений должны дополнять друг друга; но обе на практике и в теории строятся на той технике, к описанию которой я приступил и в которой основное внимание уделяется комментариям самого человека, которому это приснилось, а расшифровка символов, как я уже объяснял, также используется нами в качестве вспомогательного метода [1909].

I. Шляпа как мужской символ (или как символ мужских гениталий) [1911][300]

(Фрагмент записи сновидения одной молодой женщины, которая страдала от агорафобии, потому что опасалась, что ее совратят.)

«Я шла по улице летом, на мне была соломенная шляпка особенного фасона; в середине ее поля были загнуты наружу, а по бокам – вниз (здесь при описании сновидения она выразила неуверенность), так что одна сторона была ниже другой. Я была в отличном настроении и чувствовала уверенность в себе; проходя мимо группы молодых офицеров, я подумала: «Никто из вас не сможет ничего мне сделать!»

Поскольку в сновидении не описывается никаких происшествий в связи с этой шляпкой, я сказал: «Без сомнений, эта шляпка символизирует мужской детородный орган, который в середине направлен вверх. А по бокам – вниз». Это может показаться странным, что шляпка символизирует мужчину, но в немецком языке есть такое выражение: «Unter die Haube kommen» – «найти мужа», буквально «пройтись под шляпкой». Я специально не стал комментировать в ее присутствии, отчего края шляпки свисают по бокам несимметрично; хотя именно подобные детали подсказывают, в каком направлении должна развиваться интерпретация сновидения. И я продолжил толкование этого сновидения, сказав этой даме, что, поскольку ее муж обладает такими же прекрасными гениталиями, как поля этой шляпки, то ей не нужно опасаться этих офицеров – и зачем было бы ей ожидать чего-то от них, поскольку, как правило, ее не отпускали гулять одну, беззащитную, оттого, что ее постоянно посещали фантазии о том, что ее могут совратить. И я смог предоставить ей последнее объяснение причин ее беспокойства по нескольким поводам, опираясь на этот материал.

Интересна реакция этот дамы на материал этого сновидения. Она не захотела подробно рассказать про фасон этой шляпки и упорно отказывалась признавать, что рассказала, как поля ее свисали вниз. Я же был абсолютно уверен в том, что этим рассказом она решила сбить меня с толку, и настаивал на своем. Она замолкла ненадолго, а потом спросила меня, отчего у ее мужа одно яичко свисает ниже, чем другое, и как с этим обстоит дело у других мужчин. Вот так и прояснилось, отчего шляпка в сновидении выглядела именно так, и дама согласилась с моей интерпретацией сновидения.

К тому моменту, как она рассказала мне об этом сновидении, я уже давно знал, что символизирует шляпа в сновидениях. Другие, менее понятные примеры, заставили меня предположить, что шляпка может символизировать также и женские гениталии[301].

II. «Малыш» как символ гениталий. «Меня переехали» как символ сексуального акта [1911]

(Еще один сон той же пациентки, страдавшей агорафобией)

Мама отправила куда-то ее малышку, и та шла совсем одна. Потом она вошла в поезд со своей мамой и увидела, как малышка вышла прямо на рельсы, так что поезд наехал на нее. Послышался хруст костей. (При этом ей стало неприятно, но настоящего ужаса она не испытывала.) Потом она выглянула в окно купе, чтобы понять, не видно ли останков, и стала упрекать свою мать за то, что та отправила куда-то малышку совсем одну.

Анализ. Непросто дать исчерпывающее толкование этого сна. Он состоит из цикла сновидений, и его можно полностью понять лишь с учетом других сновидений. Здесь трудно выделить именно тот материал, который необходим для выявления символизма. Прежде всего, пациентка заявила, что эту поездку в поезде нужно интерпретировать с исторической точки зрения, как намек на ее путешествие в санаторий для страдающих нервными расстройствами, в директора которого, что уж там говорить, она была влюблена. Мать забрала ее оттуда, а этот доктор появился на станции и на прощание подарил ей букет цветов. Было так неловко, что ее мать при этом присутствовала. При этом все выглядело так, словно мать вмешивалась в ее любовные дела; в сущности, эта суровая дама именно так и вела себя в годы девичества пациентки. Следующая ассоциация относилась к фразе «она выглянула в окно купе, чтобы понять, не видно ли останков». Вроде бы речь идет об останках несчастной девочки, которая попала под поезд, так что ей переломало все кости. Но цепь ассоциаций пациентки привела ее в совершенно ином направлении. Она вдруг вспомнила, как нечаянно увидела в ванной комнате своего отца со спины, совершенно голым, она стала говорить о разнице между полами и делала упор на то, что мужские гениталии видны и со спины, а женские – нет. В связи с этим она интерпретировала «малышку» как символ гениталий, а свою малышку – у нее была четырехлетняя дочь, – как свои собственные гениталии. Пациентка упрекала свою мать в том, что она заставляла ее жить так, словно у нее не было гениталий вовсе, и это же выражалось в первой фразе про это сновидение: «Мама отправила куда-то ее малышку, и та шла совсем одна». В ее воображении «шла совсем одна» значило жить без мужчины, не вступать в сексуальные отношения (по латыни «coire» – слово, от которого произошел термин «коитус», соитие, буквально означает «идти куда-то вместе с кем-то») – и ей это было очень не по душе. Все рассказанное ею свидетельствовало о том, что в детстве она страдала от материнской ревности, потому что отец отдавал свое предпочтение не матери, а ей[302].

Более тщательное толкование этого сновидения проявилось в сновидении, которое посетило ее в ту же ночь, где пациентка идентифицировала себя со своим братом. Она в детстве была пацанкой, и ей часто говорили, что ей следовало бы родиться на свет мальчишкой. Подобная идентификация с братом окончательно и убедительно доказывает, что «малышка» – это гениталии. Ее мать угрожала ей (или ему) кастрацией, а это могло быть только наказанием за игру с собственным пенисом; и потому эта идентификация доказывает, что в детстве она занималась мастурбацией, а раньше она думала, что это относилось только к ее брату. Эта информация проявилась во втором сновидении, когда стало понятно, что она знает с самого детства, как выглядит мужской член, а потом она об этом забыла. Далее, второй сон намекал на инфантильное понимание сексуальности, когда дети считают, что девочки – это кастрированные мальчики. (См. Фрейд, 1908с.) Когда я предположил, что она в детстве так считала, она это тут же подтвердила, когда рассказала анекдот: «Мальчик спрашивает девочку: "Тебе что, отрезали…?", а она отвечает: "Нет, у меня всегда так было"».

Потому, когда в ее сновидении малышку куда-то отсылают одну (отправляют куда-то гениталии), это символизирует кастрацию. И самая ее основная жалоба на мать заключается в том, что мама не родила ее мальчиком.

Из этого сна не следует, что эпизод, когда кто-то попал под колеса, символизирует сексуальный акт, но это подтверждается другими источниками.

III. Гениталии в образе зданий, ступенек, шахт [1911][303]

(Сновидение молодого мужчины, который был подавлен отцовским комплексом)

Он гулял со своим отцом по парку под названием Протер, это было точно там, поскольку ему попалась на глаза ротонда с маленьким портиком спереди, к которому для привлечения внимания был привязан маленький воздушный шарик, хотя он, скорее, напоминал маленькую шишечку. Отец спросил у него, зачем это все нужно, и пациент, хотя и удивился, но объяснил, в чем дело. Потом они вошли во двор под большой жестяной крышей. Его отец захотел стащить большой кусок этой крыши, но сначала огляделся по сторонам, не видит ли кто. Он объяснил, что ему стоит лишь поговорить со смотрителем, и можно будет делать, что хочешь. Из этого двора какая-то лестница вела внутрь шахты, стены которой были обиты каким-то мягким материалом, похожим на тот, что используется для обивки кожаного кресла. В конце шахты была длинная платформа, а за ней – другая шахта…

Анализ. Это был один из пациентов. Терапевтический прогноз был весьма неблагоприятным: в какой-то момент такие люди начинают отчаянно сопротивляться психоанализу, и с этого момента пробиться к их сознанию становится невозможно. Он интерпретировал этот сон практически без помощи со стороны. «Ротонда, – сказал он, – это мои гениталии, а завлекательный воздушный шарик спереди – это мой пенис, на слабость которого я жалуюсь». При более детальном толковании мы можем интерпретировать ротонду как ягодицы (которые дети по ошибке считают гениталиями), а небольшой выступ спереди – это мошонка. Отец спросил у него во сне, что это все означает, то есть зачем нужны гениталии. Разумно будет предположить, что все наоборот, и этот вопрос задавал тот, кому такой сон приснился. Поскольку на самом деле он своему отцу такого вопроса не задавал, нам следует рассматривать это сновидение как желание, или, используя сослагательное наклонение, можем сформулировать все это следующим образом: «Если бы я спросил у отца о сексуальных радостях…» И сейчас мы увидим продолжение этой мысли в другой части этого сновидения.

Не следует сразу рассматривать двор под жестяной крышей как некий символ. Он связан с рабочим местом отца этого пациента. Поскольку мне следует сохранить кое-что в тайне, я упомянул «жесть», а не тот материал, с которым имел дело отец этого пациента; но во всем остальном сон был пересказан без изменений. Тот, кому это приснилось, был принят отцом в дело и стал яростно сопротивляться тем способам ведения дел, благодаря которым фирма стала процветающей. Мысли в этом сновидении, которое я только что истолковал, могли бы далее развиваться следующим образом: «Если бы я задал вопрос отцу, он бы обманул меня точно так же, как он обманывал наших клиентов». Эпизод с желанием взять себе кусок крыши символизировал нечестность отца в делах, и сам этот пациент, которому приснилось это сновидение, предоставил мне второе объяснение – что этот сон символизировал собой мастурбацию. Не только мне была знакома подобная интерпретация, но и было здесь нечто такое, что подтверждает, как тайный характер мастурбации представлен в противоположной ей форме: этим можно заниматься открыто. Как нам и следовало ожидать, действия, связанные с мастурбацией, были снова приписаны не тому, кому это приснилось, а его отцу, как и заданный в начале этого сновидения вопрос. Пациент сразу же интерпретировал эту шахту как вагину, потому что у нее были мягкие кожаные стенки. Я добавил с этому свои собственные впечатления о том, что трудный подъем наверх и вообще описание восхождения, символизирует сексуальный акт и проникновение в вагину. (См. мои замечания в другой работе (Freud, 1910d).)

У самого этого пациента есть воспоминания из его собственной биографии о том, как в конце какой-то шахты была длинная платформа, а потом за ней шла другая шахта. У него были сексуальные отношения, но затем он прекратил их под давлением внешних обстоятельств, а теперь надеялся их возобновить благодаря лечению. Это сновидение к концу стало запутанным и нечетким, и это представляется вполне вероятным каждому, кто знаком с вплетением в сновидение второй темы, которая размывает первую, и это – намек на бизнес его отца, на его нечестность и интерпретацию первой шахты как вагины: все это указывает на связь этого сновидения с образом матери этого пациента[304].


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!