Содержание понятия «педагогическая технология»



Янышева А.Ф.

Уроки

Нравственности в

Начальной школе

Разработки уроков нравственности для классных руководителей

Предисловие автора

В научной литературе неоднократно исследовался вопрос о развитии нравственности у детей, в частности, детей дошкольного и младшего школьного возраста. Интерес к данной теме вызван несколькими аспектами. Во-первых, в настоящее время налицо кризис нравственности молодежи. Можно много говорить о причинах этого, обсуждаются разные, нередко – противоположные точки зрения. Однако остается фактом то, что в течение последних лет, несмотря на, казалось бы, открытие общества (например, российского), доступность информации об общественных процессах и возможность ее свободного обсуждения, распространение таких ценностей, как гласность, плюрализм мнений, нравственный климат современной молодежи в целом значительно ниже, чем, скажем, 20-30 лет назад.

Что же необходимо делать для развития нравственности у детей? Необходимо нравственное воспитание!

Что же такое нравственное воспитание?

Нравственное воспитание – целенаправленное формирование молодого поколения в семье, а также воспитательных учреждениях на основе духовно-нравственных принципов, принятых в качестве нормативных в конкретном социальном обществе (А.З.Рахимов)

Нравственное воспитание осуществляют все социальные институты нашего общества – семья, дошкольное учреждение, школа, трудовой коллектив. Немаловажную роль играют в нравственном воспитании средства массовой информации, литература, искусство.

Каждый поступок человека характеризуется соответствующими нравственными качествами, представляющими собой понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с нравственной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей.

Нравственные качества характеризуют как поступки независимо от того, кем они совершаются, так и отдельные стороны поведения определенной личности, выступающие как свойства ее характера. Например, понятие честность может употребляться применительно к действиям независимо от того, кем они совершаются (честный поступок), а может обозначать нравственную черту человека или группы людей, которые всегда поступают честно.

Понятие нравственных качеств является более общим и сложным по сравнению с нравственной нормой, ибо в нем не содержится конкретного указания на то, какие действия человек должен и какие не должен совершать, а в обобщенной форме характеризуются и оцениваются определенные стороны его поведения. Такое, например, качество, как требовательность, находит выражение в целой совокупности поступков. Соответственно нравственное требование, выраженное с помощью этого понятия (Люди должны быть требовательными к себе и др.), предполагает целый ряд более частных норм поведения, и человек сам должен решать, как ему следует поступить в зависимости от конкретной ситуации, чтобы проявить свою требовательность.

Разные исследователи при изучении развития нравственности акцентировали свое внимание на различных отправных моментах. Вероятно, это связано с соответствующей направленностью теоретических установок их учений. Что, следует отметить, хотя и является весьма ценным, внося индивидуальный смысловой колорит в понимание динамики развития нравственности, но в то же время является и барьером для фундаментального изучения этого вопроса.

Тот факт, что изучение нравственных качеств детей и динамики их развития является актуальным, признают очень многие исследователи. В этой плоскости уже имеются многочисленные работы, как теоретические исследования, так и эмпирические, проливающие свет на природу нравственности, характер ее развития и зависимость развития от ряда условий, обстоятельств, в которых происходит развитие личности ребенка. В сравнительно недавнее время появилась даже самостоятельная наука под названием нравология, в рамках которой как раз и изучаются аспекты нравственности. В этой связи можно отметить работы    Немова Р.С., Питюкова В.Ю., Асадуллина Р.М., Рахимова А.З. и др.

Нравология – самостоятельная, инновационная наука о законах, принципах, методах нравственного воспитания (А.З.Рахимов).

Общепризнанным является факт, что нравственное развитие человека зависит от того, каким образом его воспитывали, когда он был в детском возрасте. Однако психологической науке известен феномен «сензитивных периодов», т.е. таких периодов, когда развитие человека является наиболее подверженным влиянию окружающих его внешних условий – будь то особенности воспитания и обучения, социальная обстановка, ценности общества и т.д. 

Исследователи отмечают, что для того, чтобы заложить основы здоровой нравственности, необходимо воспитывать детей в соответствующем русле уже с дошкольного возраста.

 

В развитии любых качеств человека, исключением не являются и нравственные качества (начиная с физических и кончая тонкими психическими проявлениями) существуют определенные периоды, когда это развитие происходит наиболее интенсивно. Такие периоды называют сензитивными.

Здесь встает закономерный вопрос: когда же именно следует начинать нравственное воспитание?

Понятно, что самые начала нравственности ребенок получает, находясь в микросоциуме, в частности, в семье. Это – бессознательно воспринимаемый им образ мыслей, поведения окружающих его людей. При этом ребенок находится в возрасте 1-2-3 лет. В этой связи нам видится основополагающим замечание А.З. Рахимова: «раньше 7 лет – не сметь, никому находиться рядом с ребенком, кроме его матери». Полностью соглашаясь с данной концепцией, нам хочется уточнить ее. Дело в том, что и матери, бывают весьма различными по своим психологическим свойствам. Из средств массовой информации, из научных публикаций можно почерпнуть многочисленные примеры того, как самые близкие родственники, в том числе и к, матери, делают детям, мягко говоря, нехорошие вещи… Автор лично знакома с рядом семей, где воспитанием ребенка занимались не родители, а другие люди, например, бабушки, тетки. И, как это может показаться парадоксальным, в будущем из такого ребенка начинает вырастать действительно Человек. Человек значительно более высокого уровня развития – как в моральном плане, так и в нравственном плане, чем его мать. У повзрослевшего ребенка отличается от матери многое: и кругозор, и лексикон, и способ отношения к миру, к людям… при этом его психологические качества сильно напоминают того, кто его воспитывал. А вот по физической конституции он походит более на своих родителей. В таких случаях можно сделать логичный вывод: и хорошо, что ребенка воспитывала не мать.

Поэтому, на наш взгляд, ребенка в раннем возрасте должен воспитывать тот, кто в первую очередь обладает высоким уровнем нравственного развития (и здесь не важны, как это ни покажется парадоксальным, «великие» педагогические таланты, эрудиция воспитателя… это все пригодится потом, когда ребенок впитает в себя нравственные качества… потом только можно будет учить его знаниям и умениям). К слову, приведенная выше концепция А.З. Рахимова позволяет объяснить факт деградации большой части российской аристократии (дворянства) 18-19 веков. Ибо даже малолетних детей воспитывали, как правило, вовсе не родители, а гувернеры, которые зачастую не всегда обладали нужным набором нравственных качеств, ограничиваясь лишь требованиями их, как прописных истин, механического заучивания и повторения в действиях.

Несознательное нравственное воспитание является ценным и необходимым для ребенка раннего возраста. Однако взрослеющему ребенку, владеющему навыками речи, начинающему вступать в социальные отношения уже недостаточно бессознательного воспитания, ибо у него развивается интеллект, который помогает ориентироваться в окружающем мире, принимать решения и формировать стратегию поведения. А характер стратегии ребенка зависит не только от подсознательно усвоенной им информации. Более того, чем старше становится ребенок, тем подсознательное оказывает на него меньшее влияние, уступая место сознательному. Поэтому, по мере того, как ребенок становится способным воспринять СОЗНАТЕЛЬНО, следует осуществлять воспитание его нравственных качеств и на сознательном уровне. И важно уловить момент, когда именно такое воспитание можно начинать.

Если же пропустить этот момент, ребенок, как уже отмечалось, начнет овладевать знаниями, умениями, сможет осуществлять собственные достижения. Будучи еще совсем невинными, по своей сути (на чем зачастую и обманываются неопытные воспитатели), эти достижения получены без нравственного фундаменты в душе ребенка. Следовательно, они, скорее всего, будут безнравственными, ибо это, как правило, проще.

Тем самым, из обсуждаемой нами концепции логически следует наличие сензитивного периода в развитии нравственных качеств. Следует определить, в каком возрасте может присутствовать указанный период. Мы считаем, что сензитивный период нравственного развития человека – это старший дошкольный и младший школьный возраст.

Дошкольный и младший школьный возраст – это период, когда происходит формирование нравственности развивающегося человека, а вместе с этим – становление его как личности, будущего гражданина.

Работая над вопросами формирования нравственности у детей, мы пришли к необходимости проведения уроков нравственности.

Уроки нравственности проводятся по технологии Рахимова Ахмета Закиевича, доктора психологических наук, академика.

 

Содержание понятия «педагогическая технология»

Понятие «технология» используется в разных значениях. Происходит от греческого «техне» - мастерство, «логос» - учение, т.е. учение о мастерстве.Например, технология обработки металла, древесины, технология приготовления пищи, технология обработки почвы и т.д.

Мы будем  рассматривать педагогическую технологию.

В разработке технологии формирования духовно – нравственных свойств личности мы основываемся на определении, данном Ахмет Закиевичем Рахимовым (2003): Педагогическая технология – совокупность знаний о способах и средствах организации учебной деятельности, ведущих к качественным изменениям в личности обучаемых и достижению заданных педагогических результатов.

Особенности технологии формирования духовно –нравственных свойств личности.

Построение процесса усвоения в форме теоретического анализа изучаемой ситуации в ходе преобразующей деятельности.

Способствование формирования диалектического, самостоятельного, творческого мышления, развитию способности к саморегуляции своих учебных и поведенческих действий.

Обеспечение четкости усвоения основных понятий, идей, оптимальность объёма знаний, навыков и умений по учебному предмету; устранение учебных перегрузок; ликвидирует нарушение логики в расположении содержания в учебниках, а также устраняет необоснованные повторы одного и того же материала на разных этапах изучения учебного курса.

Технология строится на основе формирования действий по выделению гипотез, формирования и планирования учебных задач, выбора и конструирования способов решения, т.е. она направлена на выработку действий ориентировочного характера. Именно такие действия создают у ученика потребность в учебном творчестве, развивают творческий стиль мышления и внутренние мотивы учения.

Цель технологии: формирование духовно – нравственных свойств личности.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!