Интеллектуально-творческие игры



Иx называют также познавательные, дидактические, обучающие, умственные, учебные, предметные, развивающие. Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире, игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка.

Интеллект (от лат. intellektus — «познание, понимание, рассудок») — способность мышления, рационального познания, ум. Данные игры прежде всего обращены к интеллекту, к активизации ресурсов детской психики, к развитию всех свойств ума, к совершенствованию мыслительных операций. Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка. Рассмотрим их кратко.

Первая группа: предметные игры детей-дошкольников как манипуляция с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

Вторая группа: игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет — форма интеллектуальной деятельности. Более показательны в этом плане игры-путешествия. Они особенно популяры среди младших подростков. Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. «Экспедиции», «походы», «поездки», «путешествия» совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, спецкора, метеоролога, топографа и т.п. Учащиеся ведут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом 0тличительная черта этих игр — активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.

Третья группа игр, которые используются как средство развития познавательной активности детей и подростков, — это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями. Между собственно обучением и дидактической игрой существуют значительная общность и существенные различия.

Обучение, как правило, включает, два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащегося.

Четвертая группа игр — строительные, трудовые, технические, конструкторские (развивающие, предметные).

Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В строительных, технических играх школьники осваивают процесс созидания.

Игры со строительным материалом, игры-конструкторы воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к будущему труду: они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в осуществлении творческих задач. Строительные игры .способствуют развитию конструкторского мышления детей, развивают в них пространственное воображение.

Пятая группа игр - электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры).

Компьютерные игры, отражающие идеи электронных игровых комплексов, сегодня, к сожалению, демонстрируют мир заимствованной культуры, «навязанные» извне сюжеты. Игровые программы, с которыми мы встречаемся в коммерческих павильонах, сводят досуговую деятельность ребенка к манипуляции на экранах дисплеев, к погружению в нарисованный примитивный мир военных или иных конфликтов или в игровые ситуации «азарта выигрыша

Данный вид игр существует объективно, он завоевывает досуговое пространство детей, входит в быт школы, летних лагерей, клубов, требует трезвой экспертной оценки, главным образом, специалистов, способных создать современные перспективные игровые программы. Игровая компьюторика — новый пласт игровой культуры современных детей. И с ним необходимо считаться. Это важная перспектива развития целенаправленного досуга детей, учащихся и молодежи.

Шестая группа игр - игровые методы.

Игры ритмические, хороводные, музыкальные имеют специфическую целевую установку и вместе с тем решают дидактические, развивающие задачи. Музыкальная игра развивает пластику, ритмику, воспитывает умение произвольно придавать движениям различную временную протяженность. Часто игра построена на прыжках, движениях с предметами, что помогает развивать координацию движений, воспитывать свободу движений, изящество, легкость.

Игровые забавы таят в себе серьезный интеллектуальный потенциал. И тем они ценны.

 

Социальные игры.

Все игры социальны в своей основе. Но все-таки существуют игры с наибольшим социальным запасом и ориентацией на социализацию личности человека. К ним прежде всего относятся сюжетно-ролевые и деловые игры.

Первая группа игр - сюжетно-ролевые игры.

У этого вида игр много иных названий. Их называют играми без правил, подражательными, театральными, играми-драматизациями, стихийными, вольными, свободными, естественными, спонтанными, самодеятельными, самостоятельными, играми, проводимыми без организационного вмешательства взрослых, и др.

Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка в дошкольном возрасте, ибо в ней ребенок отождествляет себя со взрослыми, воспроизводит их функции, копирует отношения в специально создаваемых ими же самими условиях. В ролевых играх дети отражают мир во всем его многообразии. Ролевая игpa. - форма моделирования ребенком прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям..

Свойство ролевой игры - улавливать и отражать жизнь, изменения в жизни и развитии общества. .Выступая как свободная деятельность, ролевая игра проявляется деятельностью конструктивной, полезной, так как свою игровую жизнь ребенок строит на основe чисто человеческой способности воображения, мысленно претворяя действительный мир в мир сфантазированный, додуманный, в котором условности образной фантазии сливаются с реальностями жизненного опыта ребенка; магическая условность и реальность — важнейший сплав ролевой игры. Эту связь впервые подчеркнул Л. Выготский в форме парадокса: «Ребенок в игре плачет, как пациент, и радуется, как играющий». Ролевая игра воссоздает социальные отношения «на вере» в новой материальной, доступной ребенку форме. В этом и заключается ее основная функция и значение для развития личности С.А.Шмаков. Игры учащихся – феномен культуры.

Вторая группа – деловые игры.

Под деловыми играми понимается форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной (общественной, управленческой и т.д.) деятельности, моделирование систем и опыта отношений, характерных для того или иного рода практики человека. Деловая игра – это игровая имитационная модель, которая воссоздает условия, содержание, отношения, динамику той или иной деятельности. Деловые игры возникли как один из наиболее эффективных методов активного обучения. По данным В.Я. Платова [1991], в мире используется более 2 тыс. деловых игр. Учебная деловая игра задает в обучении предметный и социальный контексты будущей деятельности, позволяет проиграть возможные варианты поведения, принятия решений, предполагаемые конфликты. В системе деловых игр различаются:

· Организационно-деятельностные игры (ОДИ);

· Организационно-коммуникативные игры (ОКИ);

· Организационно-мыслительные игры (ОМИ);

· Ролевые игры (РИ);

· Имитационные игры (ИМ).

Названные группы деловых игр наиболее типичны, хотя существуют и другие их обозначения.

Мы предлагаем еще один тип деловой игры – коммуникативно-деятельностная игра.

Коммуникативно-деятельностная игра (КДИ) представляет собой определенный компромисс между целенаправленным анализом устройства коммуникативного пространства, который очень сильно развит в организационно-коммуникативной игре (ОКИ), и направленностью к решению затруднений в реальной практике (направление, в котором развивалась организационно-деятельностная игра (ОДИ)).

На основании вышеизложенного можно определить коммуникативно-деятельностную игру как форму развивающего обучения, в рамках которой формируются коммуникативные умения, необходимые для качественного решения ситуаций, связанных с коммуникацией

Учитывая тот факт, что игру предполагалось внедрять в профильной школе, сознательно был сокращен рефлексивный блок в игре. Это позволило гармонично вписать игру в учебный процесс и избежать тяжелого эффекта проблематизации, характерного для двух вышеназванных типов деловых игр.

Коммуникативно-деятельностная игра (КДИ) – это игра, способствующая формированию коммуникативных умений, она сочетает в себе деятельностный подход, используемый для решения затруднений и коммуникативную сторону общения, помогающую в решении реального затруднения.

Эта игра проводится не спонтанно, а по заранее задуманному сценарию. Она построена на схемах коммуникации и противоговорения. Этот факт позволяет использовать множество конкретных сценариев (реальных или вымышленных примеров взаимодействия людей). Командная организация позволяет избежать субъективности в оценке. Можно сказать, что эта игра выступает решающим фактором формирования у школьников умений общаться.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!