РАЗГОВОР ПЯТИ ПУТНИКОВ ОБ ИСТИННОМ СЧАСТИИ В ЖИЗНИ 11 страница



407

Взглядом внутренностей ее сие есть: манны, светиль­ника, хлебов и проч. А сне опять ничто же есть. Взглядом славы божией, во мраке сем блистающей: «Небо небес не довлеет тебе...»

Афанасий. Ты мне своими винтами зминными со­всем ум помрачаешь; скажи только мне, которую ты насчитал сумму десятичную в частях скинии и в мере, и в числе ее?

Яков. Скиния из десяти опон — вот тебе десяток в частях! Долгота каждой опоны 28 локтей — вот де­сяток: 2 и 8. Во всех опонах локтей 280. Вот в числе локтей так, как в долготе, десяток: 2 и 8! Широта каждой опоны 4 локтя, а во всех 40, скинь на счеты 1, 2, 3, 4, и выйдет 10, а 4... 40... и 400 в той же пропорции суть.

Афанасий. Вот еще какие крючки! Они несколько подходят к нашим гражданским.

Яков. Мера и число всегда есть божие. «Ниже хреб­тов их и была высота их...» (Иезекииль).

«Скажи мне, господи, кончину мою и число дней моих».

«Сочти своих домочадцев». «Возвел очи мои и вижу: и се муж, и в руке его веревка землемерная...» (Захария, гл. 2).

Вся Библия есть узел и узлов цепь. Вся в одном узле и в тьмах тьмы узлов, там же весь сей рай насадпл гос­подь бог во Эдеме на востоке44.

«Большая будет слава храма сего, последняя больше первой»,— говорит господь (Аггей, гл. 2).

Эдем — значит рай сладости, увеселительный сад. Что же за вздор рай в Эдеме? Сад в саду?..

Весь сей хворост есть чаша колких шиповников. Про­дерись, развяжи и вкусишь от древа жизни. «Древо жиз­ни посреди рая...» «Восток имя ему...» «Гортань его сла­дость...» «И пошли по пустыне и пришли до Хеврона» (Числа, гл. 13).

Хеврон есть град горний, значит дружество. По чащам сих узлов ходит неисследимая божия премудрость. Сюда-то приточник: «Не знаю следа орла, парящего по воздуху, и пути змия, ползущего по камням...» (гл. 30). «Услы­шали голос господа бога ходящие в раю...»

Самый последний голосок пли словцо дышит символом пли зависит от пего. Например: «Там его узрите...», то есть на горе, сверх горы, выше стихии. «Горнее мудрст­

408

вуйте, а не земное...» «Там взойдут колена, колена гос­подние...» «Там взращу рог Давиду...» Каждая пара обра­зов есть двое, двое. «Все сугубо, одно против одного» (Сирах, гл. 42). «Единого господа бог, двое сии...» «Вошли к Ною в ковчег два, два...»

А если рассудить, тогда каждый образ есть трое, то есть простой, образующий и образуемый, например: хлеб простой, хлеб образующий и хлеб ангельский. «Не о хлебе едином жив будет человек...»

Гроздь простая, образующая и веселящая. «Вино весе­лит сердце человека...» «Кровь гроздей пил — вино...»

Небо простое, образующее и небо небес. Так как круг в колесе — солнце в солнце. «Небо небес с господу». И ду­маю: в сию-то силу сказывает приточник: «К словам муд­рых прилагай твое ухо... да разумеешь, как добры. Ты же напиши их себе трижды... (на сердце твоем), если-де хо­чешь совета смысла и разума» (гл. 22).

При всем сем вспомни межезанье между городом и городом, Моисеем узаконенное45. Два образа суть, как два населенные города. Более же не забудь сего: «В ка­кой земле вселяется свет? Тьме же какое есть место? Если введешь меня в пределы (terminus) их». «Если же и знаешь пути их?» «Где был ты, когда основал землю?» «Кто положил меры ее? Знаешь ли?» «Возвести мне, если знаешь разум (земли)...» (Иов, гл. 38).

Афанасий. Я устал, слушая твоих узлов собрание.

Яков. Вспомни кущи Израилевы, сады Соломоновы. «Встань, север, и гряди, юг...» «Дух все испытывает и глубины божий...» Из таковой кущи колом Иоиль про­била голову Сисаре (Судей, гл. 14, ст. 21).

Таков был сын Иакова Иуда. «Привязывающий к лозе жеребца своего»... Разве к подлому привязывает?.. «Я ло­за...»

Взгляни, пожалуй, на Иисуса Навина с Халевом. Раз­ве не видишь, какое сокровище несут сии мужи? На дрюке привязана из земли божией пребогатая гроздь, кроме шипков (полевых роз) и смокв. Сколько виноградных ягод, столько шариков, сколько шариков, столько узлов, заключающих в себе сладчайший божества сок, веселя­щий сердце, при котором пирует небесный учитель с уче­никами своими. «Спя есть кровь моя...» «Пили же и упи­лись с ним» (Бытие, гл. 43).

409

Что же касается решителей сих божественных гада­ний, вспомни Даниила с Иосифом, разрешающих сны. «Не бог ли изъявления их есть» (Бытие, гл. 40). «Сказывающий сны, и возвещающий сокровенное, и разрешаю­щий союзы» (Даниил, гл. 5).

Вспомни Мариина обручника, слышащего во сне голос ангела божия, вспомни Мойсея, узревшего во мраке бога.

Вспомни Авраама, разделяющего пополам скотов пе­ред господом (Бытие, гл. 15). «Когда заходит солнце, ужас нападает на Авраама».

Разделить и разрешить значит то же.

Таков был Авель, принесший первородное и от тука овец господу, и не упадет лицо его, но, подняв очи, видит день господен.

Таков был тот: «Зубы его белее молока...» Таковы бы­ли те: «Кровь гроздей пил — вино с туком ягненка...»

Вспомни, какой пророк скушал горький свиток? Но куда сладок был, когда дожевался до остатка. «Остаток есть бог». «Открыл ты младенцам...» «Остатки младен­цам...»

Но и все пророки вопиют: «Видел, видел...» Вспомни Самсона, веревки и льва растерзающего, находящего в ядовитом съедобное, а в жестком сладкое. «Насыщуся, когда явишься мне в славе твоей».

Вспомни Давида, исторгающего из уст львиных и медвежьих овцу. Сей из Голиафовых, а Юдифь из Олоферновых ножен46 мечи извлекает. «Живо бо слово божие, острей паче всякого меча...»

Еанея, сын Иодаев, убил льва, вырвал копье из рук египтянина: «И убил его копьем его» (2-ая Царств, гл. 23) «Как искры по стеблию потекут...»

Кто разорил города Иерихон и Гаий?

Кто расторгнул ополчение иноплеменничее и достал воду Давиду из рва вифлеемского? «Облекися в славу твою, Иерусалим, град святой... Совлеки узы шеи твоей, плененная дочь Сиона» (Исайя, гл. 52).

Подумай, где тот, кто на гумне молотит? А к нему на воловом возу прикатывается кивот господен: «Светлея, светися, Иерусалим...» «Благословенны житницы твои...» (Второзаконие, гл. 28). «Благослови, господь, дом Авездаров...» (2-ая Царств, 6).

Посмотри, что делает муж Руфин Вооз? Служанки его жнут и вяжут снопы, а он вымолачивает из стеблей зер-

410

но. «Се тот веет на гумне ячмень сей ночи» (Руфь, гл. 3). «И преломив, дает им. Им же отворились очи».

Афанасий. Я о всех сих читал, но не даются чи­тать. Трудно.

Яков. Так послушай же о новейших скинотворцах и плетущих сети рыбаках, вот они: «Если свяжете на земле — будут связаны на небесах...» Никогда они не вя­жут узлов, чтоб не скрывалась внутри цельная простота голубиного ока, и никогда не разрешают гаданий, чтоб не вынуть оттуда перстня сладчайшего меда и сота вечности.

«От едящего съедобное и от крепкого изойдет сладкое. И съедите ветхое и ветхое ветхих. Вениамин — волк, хнщник, рано ест, еще и на вечер даст пищу» (Бытие, гл. 49). «Верил Авраам богу, и вменилось ему в правду (все писаное)».

Знамения же веровавшим сие... языки возгласят но­вые... змия возьмут.

И сие сказав, дунул и говорит им: «Примите дух свя­той! Кому отпустите грехи, отпустятся им, и кому же держите, держатся».

Афанасий. Пускай же сему разговору будет имя:

Кольцо.

 

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!