Агнатическое и когнатическое родство



133. Понятие агнатического и когнатического родства. Служа ос­новой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и ос-

В памятниках позднейшего периода слово familia часто обозначает также совокуп­ность рабов, принадлежащих определенному лицу.

-118-


новой всей системы агнатического родства, служившего в свою очередь основанием права наследования и призвания к опеке над недееспособными: агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias в прошлом или были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятство­вала смерть paterfamilias. Одновременно агнаты могли быть и ког­ натами, например, paterfamilias и его дети. Но агнатами могли быть и лица, не связанные кровным родством, например paterfa­milias и жена его подвластного сына, paterfamilias и усыновленный. И во всяком случае юридическим родством была не кровная, ког­натическая связь, а основанная на власти и подчинении связь аг-натическая.

В то же время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь paterfamilias, вступив в брак cum manu, тем самым вступала в агнатическую семью своего мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и переставала быть агнаткой сво­их отца, братьев, сестер. Ее дети становились агнатами братьев ее мужа, но так же, как и она сама, считались юридически чужими ее родителям, братьям, сестрам.

Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени.

Родство по боковой линии определялось общим числом рожде­ний, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему pater­familias, а затем от этого последнего нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявших каждое из этих лиц от общего paterfamilias. Таким образом братья были агна­тами второй степени (1+1), дядя и племянник — агнатами третьей степени (1+2), и т. д.

134. Род (gens). Но если agnati — это лица, связанные общей властью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы когда-то несомненно, значительно более сильного влияния другого, более обширного союза, также осно­ванного на единстве власти рода — gens. Gens — по взгляду рим­лян — это союз людей, которые уже не в состоянии назвать pater­familias, некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomen gen-tilicium, осуществляют общий родовой культ, sacra gentilicia, и,

-119-


при отсутствии агнатов, призываются к наследованию и опеке. Quintus Mucius Scaevola, по свидетельству Цицерона, говорил:


Gentiles sunt inter se qui eodem nomine sunt... qui ab ingenuis oriun- di sunt... quorum maiorum nemo servitutem servivit, qui capite non sunt deminuti (Toplca, 6. 29). - Гентилами являются между собою люди, носящие общее имя, происходящие от свободнорожден­ ных, никто из предков которых не был в рабстве и которые не претерпели capitis demlnutlo .

Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определя­ла агнатическое родство, и, давно прекратившись, но не забытая, служила (по концепции римлян) фундаментом gens.

135. Вытеснение агнатического родства когнатическим. Последо­вательное ограничение patria potestas во всех ее проявлениях: в от­ношении жены, детей и их потомства, и параллельно осуществляв­шееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса разви­тия римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под вли­янием хода его политической истории, одновременно с последова­тельным изменением форм собственности освобождением дого-ворно-обязательственного права от его изначального формализма, в неразрывной связи с победным шествием ius gentium, хотя внеш­не, в стороне от его влияния. Большинство институтов, сложив­шихся в ходе этого развития, давно отмерли, гражданское право новой Европы не реципировало их. Однако другие остаются и до­ныне основой соответствующих институтов семейного права капи­талистических стран. А совокупность институтов римского семей­ного права в их историческом развитии является наиболее ярким образцом семейного права рабовладельческого общества от на­чальных ступеней его развития до последней его стадии, уже ове­янной атмосферой близкого разложения.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!