ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИМСКОГО СЕМЕЙНОГО ПРАВА



Общий строй римской семьи

131. Основные черты семейного строя. Юристы относили право­вой строй римской семьи к числу специфически римских право­вых институтов. И действительно, только римский гражданин, вступив в римский брак (iustum matrimonium) мог основать рим­скую семью.

Основные черты семейного строя были выражены в римском праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения их знаменовали глубокие изменения и в условиях хо­зяйственной жизни Рима и в идеологии его господствующих клас­сов.

Рим начал свою историю в области семейного права с монога­мической семьи, основой которой была patria potestas, власть гла­вы семьи, домовладыки, paterfamilias. В этой семье решающим мо­ментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias.

Это — агнатическая семья, в состав которой, кроме paterfamil­ias, входили: его жена, in manu mariti, т. е. подчиненная мужней власти, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоявшие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей: внуки, правнуки и т. д. Все непосредственно подвластные paterfamilias члены семьи именуются sui.

В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособ­ным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи рег-sonae alieni iuris полной правоспособности не имеет (см. п. 105). Поэтому и говорят, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis, и т. д. Сыновей и внуков, за немногими исключениями, не освобождает от подчи­нения отцовской власти даже занятие должности магистрата. Не освобождает от patria potestas и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле paterfamilias. , 132. Familia. Вместе с рабами, а первоначально, может быть и вместе с принадлежавшими paterfamilias неодушевленными веща-

-117-


ми, подвластные образуют familia1. Это слово, которое так или ина­че сближается во всех современных языках с понятием кровной связи, в своем первоначальном значении охватывало вовсе не от­ношение кровной близости, а все то, чго было подчинено власти одного и того же paterfamilias — не только его жену, детей, потом­ство сыновей, но и рабов и скот и неодушевленные вещи. При этом в древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Недаром дума­ют, что в глубочайшей древности вся совокупность прав paterfamil­ias означалась одним словом: manus, кулак, которое в дошедших до нас памятниках означает уже только власть мужа над женой.

Существеннейшее отличие patria potestas от права собственнос­ти на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, оста­ваясь неизменным в своем содержании, в то время как лица, быв­шие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в дан­ном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи (для сы­новей умершего) даже в приобретении полной правоспособности.

В самом деле, после смерти paterfamilias внуки переходили каж­дый под patria potestas своего отца, жены сыновей paterfamilias ока­зывались in manu своих мужей, над вдовой paterfamilias, ставшей persona sui iuris, устанавливалась опека сыновей; сыновья же сами становились paterfamilias — носителями полной правоспособнос­ти. И вокруг каждого из них складывался такой же круг отноше­ний, основанных на власти и подчинении, как тот, из которого новый paterfamilias вышел. Надо, однако, заметить, что свободный от patria potestas гражданин считался paterfamilias и в тех случаях, когда у него не было ни жены, ни детей, ибо paterfamilias — это римский гражданин, не подчиненный patria potestas, это носитель семейной власти, не только осуществляемой, но и потенциальной:

Pater autem familias appellatur qui in domo dominium habet recteque hoc nomine appellatur , quamvis filium non habet ( D . 50.16.195). -До-мовладыкой [«отцом семейства»] называется тот, кому при­надлежит власть в семье, и правильно он так называется, хо­тя бы у него и не было сына.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!