К начальной истории русского искусства.



Ритон из Черной могилы и тюркско-иранская традиция.

 

Магистральным направлением в развитии русской культуры X в. можно считать процесс этнокультурного синтеза - восприятия и переработки на русской почве различных этнических традиций: это касается и собственно этнических процессов - сложения древнерусской народности, и процессов социальных - сложения государства и права, и материальной культуры.

В этой главе речь пойдет об уникальных памятниках культуры дохристианской Руси - самом большом древнерусском кургане из Чернигова и обнаруженных в нем шедеврах древнейшего русского искусства. Курган, получивший в местной традиции название Черная могила, был раскопан Д.Я.Самоквасовым в 1872-73 гг., и датируется 60-ми гг. X в. Уникальны не только его размеры (высота - 11 м.) и устройство насыпи, которые позволяют считать курган одним из древнейших памятников русской архитектуры, но и обрядность, а также погребальный инвентарь. Погребение в кургане было совершено по обряду кремации, над кострищем сооружена первичная насыпь, на которой свершилась тризна, были оставлены котел с костями жертвенного животного и два питьевых рога, украшенных роскошными серебряными оковками, брон-

 

171

 

зовая статуэтка сидячего божка и другие вещи; по свершении тризны курган был досыпан. Состав вещей из кургана обнаруживает все разнообразие внешних и внутренних связей древней Руси: восточноевропейский доспех, славянская керамика, скандинавский сидячий божок, византийские золотые монеты и т.д.

Естественно, что богатства, обнаруженные в кургане, и его размеры побудили первых исследователей приписать этот памятник черниговскому князю. Однако летопись не знает князей в Чернигове X в. - город входил в состав великокняжеского домена, получившего название Русской земли в узком смысле, во время князя Святослава (которым датируется Черная могила) в Чернигове сидел воевода киевского князя [ср. ПВЛ. I. С. 47-48]. Едва ли в Черной могиле был погребен и представитель местной верхушки из славянского племени северян: определенные детали обряда, в частности, тризна с котлом и скандинавская статуэтка божка, указывают на связь со скандинавской традицией, прежде всего с большими курганами Гнездова, крупнейшего русского погоста X в. под Смоленском, где были погребены дружинники варяжского происхождения; скандинавы составляли ядро дружины великого князя вплоть до середины X в.; эта дружина (собственно "русь") контролировала земли Чернигова и Смоленска.

Однако особенности обряда Черной могилы не ограничиваются этими варяжскими чертами. Обращает на себя внимание спекшаяся груда оружия на кострище - 2 меча, 2 копья, обрывки кольчуги, сабля, седло со стременами [Рыбаков, 1949. С. 27]: такие же комплексы вооружения, скипевшиеся под воздействием погребального костра, характерны для более ранних памятников (VIII в.) хазар, в том числе приднепровских - у с.Вознесенска и М.Переще-пина. А.К.Амброз считал эти комплексы поминальными памятниками кагану [Амброз, 1982. С. 222: см. там же тюркские параллели; Степи Евразии. С. 19-21]1. На "вос-

 

* С.Ваклинов связывает комплекс у Вознесенки с погребением "про-тоболгарского вождя", указывая аналогии вещевым находкам в Дунайской Болгарии и Византии [фигурки орла и льва - византийские воинские штандарты - Ваклинов, 1977. С 35-38]

 

172   

 

точные" традиции указывает и курильница на кострище Черной могилы2. Видимо, в сооружении кургана принимал участие разноэтничный коллектив. При этом наиболее очевидным свидетельством присутствия "восточных" элементов в инвентаре Черной могилы признается орнамент на оковках питьевых рогов.

Оба рога украшены серебряными и золочеными чеканными накладками, орнаментальный стиль которых традиционно (начиная с Н.П.Кондакова) считается совмещающим "восточные" (постсасанидские) и византийские мотивы. Действительно, орнаментальные мотивы (пальметты и др.) роднят оковки ритонов с декоративными традициями Евразии - от Ирана до Венгрии, но вписываются в широкий круг изделий "среднеднепровской школы", мастера которой (вероятно, имевшие и древнерусское, и "восточное" происхождение) продолжали степные, в том числе салтовские, традиции, украшая, прежде всего, предметы дружинного быта - поясные и конские наборы, рукояти мечей и т.п. [Орлов, 1984].

Большой ритон, помимо "восточных" растительных мотивов, несет на оковке изображения животных и двух лучников (заставка к гл. 6). Если стиль тератологических мотивов вполне вписывается в круг "восточных" аналогий, включая иранские и византийские параллели, указанные Н.П.Кондаковым, Б.А.Рыбаковым, Д.Ласло, Л.А.Лелеко-вым и др., то особняком стоят фигурки лучников, выполненные более примитивно. По технике (чеканка на фоне, проработанном пуансоном) и отчасти манере исполнения (разведенные руки с растопыренными пальцами) лучники напоминают более ранние образцы великоморавского искусства, также сочетавшего "восточные" (аварские) и "славянские" черты: ср. ременной наконечник сер. IX в. из Ми-кульчиц и т.п. [Бенда, 1966, табл. 19]3.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!