Вероятно, здесь сыграла роль идущая еще с Древнего Востока



Традиция давать изображения людей фронтально развернутыми (ср. анало

Гичные черниговскому изображению стреляющих влево лучников - Степи

Евразии. С. 126, рис. 21,1. С. 134, рис. 27, 48). Исследователи согласны в

Том, что человеческие фигуры на оковке рога трактованы мастером наибо

лее схематично, поэтому естественны "странности" в подаче их поз

Особая проблема - семантика т.н. близнечных композиций, свя

Занных с мифологемой божественных близнецов (культурных героев) у ми

Рового дерева, воплощающих основные дуальные противопоставления - про

Странственные (левый/правый), временные (ночь/день) н т.д. Такие

представления изобразительные мотивы свойственны многим народам [см.:

Абрамян, Демирханян, 1985], особенно индоевропейским, но не столь хара

Ктерны для тюрков. Вместе с тем, изобразительная традиция, восходящая к

иранской, воспроизводит схему, аналогичную "близнечной": напомним, что

На Коцком ковше помимо борющихся героев изображены и противостоя

Щие кони - традиционный атрибут близнечных мотивов в индоевропейском

мифе и искусстве [см.: Иванов, 1974]. Б.А.Рыбаков указывал на изобрази

Тельную параллель лучникам с черниговского рога - композицию на саса-

Нидском блюде: по сторонам хвоста птицы, возносящей богиню, симметрич

Но изображены мальчики с луком и секирой. В.Г.Луконин, видимо, на

Основании индоиранских мифологических параллелей (Ашвины), интерпре

Тировал лучника как символ дня (со стрелой солнечного бога Митры), а се-

кнроносца как символ ночи [Луконин, 1977. С. 1951 Противостояние близ

Нецов часто интерпретируется в мифологическом сюжете как их борьба -

Поединок: ср. квазиисторическнй римский миф о двоецарствни и поединке

Ромула и Рема; соответствующий изобразительный мотив - симметричные

фигуры с направленным на "противника" оружием [см. о германски памят

никах: Петрухин, 1979]. Оружие лучников на черниговском роге находит

ся в "состязательном", направленном "вовне" состояния, хотя на копком ков

Ше налицо единоборство.

 

192  

 

лучник не только простоволос - его волосы коротко обрезаны, в то время как волосы "кагана" на Коцком ковше и ингульскои пряжке длинными прядями спускаются на плечи: обрезание волос ("постриг") во многих традициях означало отказ от власти, поражение, лишение силы и даже жизни [о тюркской традиции см.: Традиционное мировоззрение, 1989. С. 59, 104, 173-175]. Возможно, художник стремился изобразить "кагана" на роге уже в состоянии поражения. Учитывая, что "простоволосый" персонаж и на ритоне, и на ковше (и на скифской пекто-рали) изображен слева, а левая сторона ассоциируется в повсеместно распространенных, в том числе тюркских, дуальных классификациях как "дурная", неблагоприятная, можно думать, что поражение левого и композиционно запрограммировано. В этом отношении, как уже говорилось, показательна древнетюркская руническая Малая надпись в честь Кюль-тегина, в которой каган занимает центральное (осевое) положение "сакрального царя" [Стеблева, 1972. С. 226]. В композициях на ковше и ритоне эта структура нарушена, каган оттеснен с центрального места влево или борется за центральное место. Напомним, что эти мотивы - не иллюстрации к современной им ритуальной практике и, скорее всего, относятся к эпическим деяниям культурных героев.

Итак, судя по аналогиям, среднеднепровский мастер X в. перенес на оковку рога хазарский эпический мотив поражения кагана - культурного героя (первого царя?) в борьбе с соперником: этот мотив многократно дублирован сценами борьбы-терзания зверей на ритоне. Уже это делает очевидной связь мотива поединка с общей космологической символикой композиции на ритоне (чему, в общем, не противоречит и "календарная" ее интерпретация Б.А.Рыбаковым): кроме того, сам сюжет "золотой ветви" - убийство сакрального царя - приурочен к мировому дереву. О том, что такое противопоставление лучников должно было быть понятным в среднеднепровской, преимущественно славянорусской среде, свидетельствуют не только длительные этнокультурные контакты Приднепровья с Ха-зарией [см., например: Плетнева, 1967; Горюнов, 1981]. Не менее показательны и характерные черты собственно

 

193

 

русского быта: сам князь Святослав носил, по описанию Льва Диакона, тюркскую прическу - клок волос свисал у него с бритого черепа [Лев Диакон. История. IX. П. С. 82]; Д.Ласло считает, что у персонажа с косой на ритоне также бритый череп.

Конечно, не может быть и речи о стремлении в духе "исторической школы" конкретизировать мотив на ритоне до такой степени, чтобы интерпретировать его как изображение победы Святослава над Хазарским каганатом в 965-966 гг. Несомненно, однако, что этот мотив неслучайно оказался актуальным для формирующегося древнерусского искусства; неслучайно ритон с этим хазарским мотивом занял центральное место в ритуале богатейшего русского кургана. В Чернигове, как известно, не было собственного князя в X в.: судя по курганным древностям, город был подвластен великому киевскому князю (там стояла его дружина), а в Черной могиле погребен его посадник - "воевода". Киев и Чернигов были двумя центрами формировавшегося в Среднем Поднепровье великокняжеского домена - Русской земли в узком смысле. Еще А.Н.Насонов отметил, что домен этот складывался в пределах территорий тех племен, с которых брали дань хазары. Вещий Олег, занявший Киев со своей дружиной, "прозвавшейся русью", изображается в летописи преемником хазарской дани, а русские князья с IX в. претендовали на титул кагана - и на хазарское наследие в Восточной Европе (см. Гл. 3). Разгром хазарского каганата Святославом, захват хазарских Саркела и Тмутаракани утвердил эти претензии вместе с титулом "каган", которым именовались сын и внук Святослава - Владимир и Ярослав Мудрый. Показательна при этом особая связь Чернигова с хазарскими владениями Руси [см.: Гадло, 1988]: тмутараканский князь Мстислав, стремясь к разделу Русской земли с братом Ярославом в 1024 г. [ПВЛ. I. С. 99], избирает своей столицей именно Чернигов. Последний же раз титул "каган" упоминается в русских источниках в конце XII в. в "Слове о полку Игореве" [СПИ. С. 35, 481; ср. Менгес, 1979. С. 107-111] именно в связи с Олегом Святославичем, который княжил в последней четверти XI в. в Тмутаракани, именовался "архонтом

 

194   

 

Матрахи, Зихии и всей Хазарии" [Молчанов, 1976. С. 28-29], но претендовал на "отчину" - Чернигов. Неслучайно и внук Олега Святославича, главный герой "Слова о полку Игореве", мыслил "поискати града Тьмутороканя" [Захаров, 1988]. По упоминанию титула "каган" в надписях Софии Киевской второй половины XI в. можно предположить, что каганом именовался и отец Олега - Святослав Ярославич [Высоцкий, 1966. Вып. I. С. 49-52]. Таким образом, хазарский титул дольше всего продержался именно у черниговской ветви русских князей.

Мотив на оковке питьевого рога из Чернигова позволяет проследить конкретный механизм взаимодействия разных культурных традиций на Руси. При этом хазарское наследие включало и иранскую традицию [см. о ее влиянии на Руси - Топоров, 1987], в отдаленной перспективе -скифскую. Тысячелетнее взаимодействие культурных импульсов воплотилось в шедевре древнерусского искусства: суть здесь не просто в уникальности этого образца как единичного факта истории культуры - важно, что этот факт "концентрирует" в себе целый исторический процесс. Такая концентрация культурных импульсов была свойственна формирующейся древнерусской культуре в целом13: ее сложение в X в. можно уподобить процессу возведения того же черниговского кургана - славяне, норманны и хазары возвели своему предводителю единый монумент. Эта способность к творческому восприятию и синтезу разно-этничных традиций предопределила обращение Руси к христианской цивилизации, способность объединить на общей культурной основе "все языцы".

13 Заимствование и подражание, как уже говорилось, свойственно эпохе формирования не только древнерусского искусства. По справедливой характеристике Б.И.Маршака, при подражании иранским мотивам в искусстве той же Хазарии или Венгрии "более или менее случайно отобранные в царских ставках мотивы многократно тиражировались и приобретали своего рода геральдическое значение, переосмысляясь как отличительный признак возникающей государственной культуры" [Маршак, 1976, С. 158].

 

Глава 7


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!