Авиньонское пленение пап (1309-1377)



Победа складывавшейся во Франции централизованной феодальной монархии над папством ознаменовалась Авиньонским пленением пап (Авиньон - город на юго-востоке Франции). Этой победе предшествовала борьба между французский королём Филиппом IV (1285-1314) и папой Бонифацием VIII (1294-1303). Непосредственным толчком к борьбе между ними послужила политика Филиппа IV, начавшего взимать с французского духовенства налоги, поступавшие ранее в пользу папы. Одновременно с этим король оспаривал право папы вмешиваться в мирские дела, в то время как папа стремился подчинить своей власти всех светских государей. Филипп IV с помощью итальянских феодалов захватил Бонифация VIII в плен и добился избрания на папский престол французского ставленника Бордосского архиепископа (Бордо - город на юго-западе Франции), сделавшегося в 1305 году папой под именем Климента V (+1314) и перенесшего в 1309 году папскую резиденцию из Рима в Авиньон, положившего этим начало Авиньонскому пленению пап. Под давлением Филиппа IV Климент V ликвидировал в 1312 г. духовно-рыцарский орден тамплиеров (этот орден был учрежден в Иерусалиме в 1119 году после первого крестового похода. Свое название тамплиеры получили от французского слова "храм", т.к. местоположение первоначальной резиденции французских рыцарей - основателей ордена находится вблизи бывшего храма Соломона). Огромные богатства ордена тамплиеров еще раньше (в 1307 году) были присвоены французским королем.

Так как во время пребывания пап во Франции эксплуатация ими Папской области в Италии была затруднена, Авиньонские папы изыскивали всякие добавочные доходы в виде увеличения налогов на духовенство, продажи индульгенций и проч. Вымогательства со стороны пап встретило отпор населения, отказывавшегося платить налог, а подчас изгонявшего и даже убивавшего папских сборщиков. Призывы к борьбе против авиньонских пап раздавались со стороны итальянских гуманистов Данте и Петрарки (Алигьери Данте - великий итальянский поэт 1265-1321, Франческо Петрарка - великий итальянский поэт 1304-1374). В Англии проведения церковной реформы требовал английский религиозный реформатор, профессор теологии Оксфордского университета, священник Унклиф (1320-1384).

Ослабление влияния папства использовали европейские государи, стремившиеся освободиться от этого влияния. Находясь во Франции, папы не прекращали борьбы за подчинение Италии своей власти. Убедившись в невозможности извлечь для себя пользу из вспыхнувшего в Риме в 1347г. народного восстания, папа Климент VI (1342-1352) содействовал его подавлению. Папа Григорий XI (1371-1378) - последний папа авиньонского периода, воспользовавшись затруднениями Франции во время ее столетней войны с Англией (1337-1453 с перерывами), перенес папскую резиденцию обратно в Рим.

Однако сразу после окончания Авиньонского пленения пап началась борьба в среде высшего духовенства, приведшая к так называемому "Великому расколу" (1378-1417), когда одновременно правили двое пап, напр. Климент VII (1378-1394), перенесший свою резиденцию в Авиньон, и Урбан VI (1378-1389) - в Риме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ И УСТРОЙСТВО РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.

Общие причины происхождения римско-католических отступлений

В истории Римско-католической церкви центральное место занимает папство, т.е. стремление к всемирной духовной и светской власти римского первосвященника. Властолюбивые стремления римской иерархии послужили причиной многих злоупотреблений внутри церкви и столкновений ее со светской властью в средние века и в новой истории. Папство - главный отличительный признак Римско-католического вероисповедания.

Но кроме учения о папстве Римско-католическая церковь обладает и другими многочисленными и разнообразными особенностями в догматическом, нравственном, каноническом учении и богослужении. Много исследований посвящено изучению причин их возникновения. Наиболее глубокое и полное объяснение этих причин сделал Святейший Патриарх Сергий (1943-1944), будучи профессором и ректором Петербургской Духовной Академии в 90-х годах прошлого столетия. Проанализировав учение латинян и сравнив его с вселенским церковным учением, он указал, что причиной появления в западной церкви многочисленных заблуждений, введения новых мнений и обычаев, уклонения от вселенского церковного предания послужило постепенное ослабление нравственной жизни западных христиан и последовательное понижение общего уровня нравственных требований или идеала христианской нравственности.

Вера не может быть отвлеченной теорией, она прежде всего проявляется в нравственной жизни. О чистоте и глубине веры можно судить по образу жизни. Западная церковь в V-VIII вв. перенесла большие потрясения в связи с движением кочевых народов. Церковь в Германии была уничтожена, в Италии находилась под гнетом язычников-завоевателей, в Испании смешалась с еретиками и впоследствии подпала под гнет мусульман. Восстановление церковной жизни началось в IX веке, шло оно медленно и с большими затруднениями. В Европе было мало образованных иерархов, епископы основное внимание обращали на укрепление внешнего положения церкви, а не на чистоту веры и нравственной жизни своих пасомых. Много вредило делу принятое правило совершать богослужение на латинском языке и руководствоваться во всем римскими обычаями. Невежественное (за редким исключением) духовенство приучало грубый полуязыческий народ к внешнему повиновению церковной дисциплине.

Естественно, что в такой среде легко распространялись суеверия, лжеучения, разные местные нецерковные обычаи. Они постепенно проникали все глубже и глубже в сознание народа, не встречая решительного противодействия церковных учителей и пастырей. Некоторые из этих суеверных обычаев были даже усвоены западной церковью, а позже ее богословы дали им объяснение, канонисты придали им силу закона (так называемого обычного права) и так постепенно создалась целая система неизвестных дотоле особенностей в Римско-католической церкви. В основе большинства из них лежат какие-то печальные недоразумения, а в своем законченном виде они составляют предание латинской церкви.

Здесь мы ограничимся указанием общих характерных признаков богословия, каноники и обычаев Римско-католической церкви.

1. Богословие Римско-католической церкви первоначально развивалось во внутреннем единстве с восточным, но с V в. связь между ними прекратилась вместе с упадком церковной жизни на Западе. Возрождаться оно стало вместе с общим культурным подъемом в IX столетия, но пошло по совершенно иному пути.

а) Это было схоластическое богословие (схоластикой принято называть такое направление отвлеченного мышления, при котором все содержание рассматриваемого вопроса подгоняется под готовые формулы заранее принятой схемы для внешней стройности, механической последовательности и полноты изложения рассматриваемые понятия подвергаются искусственному дроблению и искусственно построенным умозаключениям). Первоначально схоластика имела положительное значение. Богословы создавали школьные системы, в которых по известному плану располагали учение и взгляды древних богословов и церковных писателей. Но затем стремление к внешней стройности, заимствование философских приемом и формального метода мышления у древних латинских писателей возобладало в этих системах. Схоластика превратилась в особое направление богословской мысли, формальное, лишенное практического жизненного смысла, и часто в бессмысленное упражнение в метафизике под видом христианских догматов. Схоластика совершенствовала логическое мышление, изощряла искусство спора. В этом ее историческое значение. Она развивалась до ХIII столетия, а затем, лишенная практического смысла, стала вырождаться. Из многочисленных и ярких ее представителей назовем "отца схоластики" Анзельма, архиепископа Кентерберийского XI в. и "ангельского доктора" Фому Аквинского (ХIII в.). Фома Аквинат и его сочинения ("сумма теологии", толкования на Библейские книги и на Аристотеля) считается у латинских богословов главным авторитетом до настоящего времени.

б) В области догматического богословия схоластики подменили живое опытное постижение христианских догматов тонкими диалектическими доказательствами по примеру древних философов (особым уважением пользовались Сократ, Платой и Аристотель - V-IV вв. до н.э.). Богословы-схоластики готовы были рассуждать по любому искусственно поставленному вопросу, чтобы показать тонкость и виртуозность своей мысли. Особенно страдало от этого произвола толкование Священного Писания, его смысл искажали и делали самые произвольные выводы для подтверждения своих ошибочных мнений. Схоластики составляли объяснение (комментарии) на произведения древних авторитетных писателей, не разбирая, что в них верно и что ложно, и зачастую приписывая им противоположные взгляды.

На этой почве в Римско-католической церкви появилась теория догматического развития Церкви. Смысл ее в том, что якобы догматы сообщены Церкви прикровенно по содержанию и по внешнему выражению, и дело последующих богословов состоит в том, чтобы открыть их. Поэтому Римско-католическая церковь якобы имеет особое право открывать и провозглашать новые догматы. Так были провозглашены догмат о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии, папский догмат и многие другие.

Православное Вселенское учение принципиально отвергает Римско-католическую теорию догматического развития церкви.

в) В области нравоучения схоластика направила усилия богословов на бесконечные детальные рассуждения о заповедях, правилах, обычаях и долге, среди которых бесследно затерялся главный признак и побуждение христианской нравственности - самоотверженная любовь. Мораль превратилась в бездушную казуистику с тщательной оценкой каждого случая и в подсчете грехов, добродетелей и сверхдолжных дел. На этой почве выросла и кощунственная мораль иезуитов.

Против господствующего схоластического направления неоднократно выступали отдельные богословы западной церкви, но их протест был бессилен, а некоторые из них обвинялись в ереси и пострадали за свои убеждения.

2. КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО Римско-католической церкви сложилось в условиях борьбы со светской властью за преобладание церкви. Учения канонистов были направлены на создание стройной церковной организации под главенством абсолютного монарха - папы, точной субординации клира и бесправного положения мирян. Римско-католическая каноника грубо нарушила каноны Вселенской церкви, имеющие тесную связь с вероучением. В основе латинского канонического права лежат 50 (из 85) апостольских правил, искаженные правила Вселенских соборов, постановления поместных соборов западной церкви. Некоторым из них усвоено значение вселенских, всего Римско-католическая церковь насчитывает 20 "вселенских" соборов. В средние века большое значение имел сборник в большей части подложных документов - "Лжеисидоровы декреталии". В настоящее время главным авторитетом пользуются постановления Тридентского собора (1545-63 гг.)

Основную особенность Римско-католического канонического права составляют отход от принципа соборного устройства церкви, утверждение исключительных прав Римско-католической церкви и папского абсолютизма.

Папа пользуется в церкви исключительным правом "всеобщей, полной и непосредственной юрисдикции". Он представляет собой "наместника Бога и викария Христа" на земле, решает вопросы общецерковного значения, может непосредственно решать дела отдельных епархий и отдельных верующих. Папское определение окончательно и неизменно. Папские определения, касающиеся веры и нравственности, считаются непогрешимыми, произнесенными как бы от лица Бога и Вселенской Церкви.


Дата добавления: 2018-08-07; просмотров: 631; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!