Догмат о непорочном зачатии Пресвятой Девы



В тесной связи с учением Римско-католической церкви о первородном грехе стоит её учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы. Это учение 8 декабря 1854 г. буллой папы Пия IX было возведено на степень догмата. В упомянутой булле смысл этого догмата выражен так: "Властью Господа нашего Иисуса Христа, блаженных апостолов Петра и Павла и властью нашей объявляем, извещаем, определяем, что учение о том, что Преблагословенная Дева Мария в первом мгновении своего зачатия, по особенной благодати Всемогущего Бога и особому преимуществу, ради будущих заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, была сохранена свободной от всякой скверны первородной вины, есть учение открытое Богом и потому все верующие обязываются твердо и постоянно исповедовать оное".

После обнародования этой буллы, известной под именем "Ineffakilis" римско-католическое учение о непорочном зачатии пресвятой Девы, как догматическое, было внесено в изучаемые в римско-католических школах катехизисы. Так, в упомянутом нами ранее катехизисе Стацевича приводится следующее разъяснение, почему ангел называет Богоматерь благодатной: "Божия благодать не в минуту только благовестия осенила Её (Пресвятую Деву), но что она почивала в душе Её всегда, от первой минуты рождения Её; что Мария, как предызбранная от веков в матери Богочеловека, хотя и принадлежала к потомкам Адама, но никогда не была сопричастна наследственному, первородному греху".

Доказывая в своей булле истинность учения о непорочном зачатии Пресвятой Девы, Пий IX указывает главным образом на то, что это учение всегда принимала и защищала вся Вселенская церковь. Так, по мнению этого папы, учение это защищали на соборах св. отцы и учители церкви, а также и предшественники папы. Следуя Пию IX, католические богословы утверждают, что этот догмат прошел три периода развития: 1-ый, с I по IХ в., когда этот догмат был в зачаточном, неразъясненном состоянии; II-й, с IX по XIX в., когда он существовал в качестве необязательного благочестивого мнения и III-й, когда он принял форму общеобязательного откровенного учения.

Но на всё это следует сказать, что римско-католическое учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы не было совершенно известно в первые века Христианской церкви. Впервые это учение было высказано в виде частного мнения монахом Корвейского монастыря (бенедектинское аббатство в Саксонии) Пасхазием Робертом (IX в.), но это мнение стало распространяться лишь с XII века. С этого века на западе устанавливается праздник зачатия Пресвятой Девы праведной Анной и, как основание для этого праздника, распространяется даже мнение, что Пресвятая Дева была освящена в самом своем зачатии.

Но каким образом могла возникнуть на западе самая мысль праздновать зачатие Пресвятой Девы? Здесь, прежде всего, нужно принять во внимание то обстоятельство, что начало этого праздника совпадало с тем временем, когда вводилась и устанавливалась реформа папы Григория VII о безбрачии духовенства. Частью вследствие этого, а частью исходя из других обстоятельств следует думать, что начало этому празднику было положено западным духовенством с целью фактически оправдать брачную жизнь чистотой и непорочностью этой жизни. Таким образом, этот праздник был глухим протестом западного духовенства против действовавших законов Римско-католической церкви.

И само направление средневекового благочестия вполне благоприятствовало распространению этого праздника. Так, в средние века к обыкновенному почитанию Пресвятой Девы присоединилось рыцарское служение женщине, которое хотело видеть в Богородице идеал вечной чистоты, непорочности благочестия.

Возвеличению Богоматери также содействовали и имевшие место на западе в средние века представления о Боге. Так, Он представлялся здесь не столько Богом любви, Отцом, любящим чад своих, сколько строгим судьей и грозным карателем зла. Такое представление о Боге несколько смягчалось милосердием Матери Божией. Она стоит пред Богом как милосердная предстательница и, ходатайствуя за людей, смягчает грозные суды Божии, и изливает на них небесные дары Божии.

Но, несмотря на благоприятные условия для распространения и утверждения в Римско-католической церкви праздника непорочного зачатия Пресвятой Девы, он не сразу получил догматическое обоснование. Напротив, возникновение этого праздника вызвало порицание со стороны знаменитого в то время богослова и учителя западной церкви Бернарда Кляревия (XII в.). Со всей силой своей веры и своего красноречия восстал Кляревий и против праздника зачатия, и особенно против учения о непорочном зачатии Пресвятой Девы.

Вследствие протеста Бернарда из-за рассматриваемого учения возникли споры, продолжавшиеся в XIII и ХIV веках. На сторону противников этого учения стали такие представители запада как Ламбард, Бонавентура и Фома Аквинат - все XIII века; даже папы стояли против этого учения и всем этим, конечно, хотя и затруднялось его развитие, но все же распространение этого учения не было приостановлено. Дело в том, что, во-первых, оно отвечало духу времени, а во-вторых, и главным образом, на сторону его стал знаменитый схоластик, монах францисканского ордена Дунс Скотт. Он первый построил догматические обоснования этому учению, поставив его в связь собщим христианским учением и с этого момента учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы вступило в новую фазу развития.

Свое учение о непорочном зачатии Дунс Скотт и его последователи выводили из того понятия о первородном грехе, что этот последний повлек за собой простое лишение первобытной праведности, перенесенное и на всех рожденных естественным путем. Как зачатая естественным образом, Пресвятая Дева не избегла бы этой общей всем людям участи, но Бог по заслугам Её Сына сохранил Преблагословенную Деву от первородного греха. А именно, Он одарил Её душу благодатью в такой мере, что это равнялось первобытной праведности. Затем же, когда Бог эту богато одаренную душу соединил с телом, происшедшим от Иоакима и Анны, то Он не допустил, чтобы Она через то потерпела осквернение.

В конце ХV века на сторону учения о непорочном зачатии Пресвятой Девы стал и Парижский богословский факультет, принявший в связи с этим решение впредь никому не давать степени доктора, кто клятвенно не обещается защищать это учение.

Да и сами папы начинают становиться на сторону рассматриваемого учения. Первый из них был Сикст IX. В 1475 году он издал буллу, одобряющую учение о непорочном зачатии. Этой буллой все обязывались принимать это учение как несомненно истинное. Но так как это произвело в церкви большие волнения, то Сикст IV издал другую буллу, которой отменил постановление первой буллы, предоставив всем веровать согласно своему благочестивому настроению - с тем, чтобы одна сторона не осуждала другую.

Успешному распространению учения о непорочном зачатии в ХV, XVI и последующих веках способствовал возникший в это время и приобретший влияние на церковные дела орден иезуитов. Он взял под свое покровительство это учение и всеми мерами способствовал ого утверждению. Это тем более удавалось сделать, что орден доминиканцев, стоявший против этого учения и препятствовавший его распространению, потерял свое прежнее влияние в глазах католического запада.

И Тридентский собор, хотя он и стоял на стороне рассматриваемого учения, однако из политических побуждений отказался от обсуждения этого вопроса и предоставил в этом отношении руководствоваться второй буллой папы Сикста IV, т.е. принимать или не принимать учение о непорочном зачатии в зависимости от благочестивого настроения каждого.

Хотя и склонявшиеся на сторону учения о непорочном зачатии, папы всё же относились к нему с осторожностью и благоразумием; никто из них не решался возвести его на степень догмата, и только Пий IX решился это сделать. Так, 2 февраля 1849 г. он отправил к католическим епископам "окружное послание", целью которого было выяснить взгляды на провозглашение учения о непорочном зачатии как догмата как самих епископов, так и подвластных им клира и народа. Большинство епископов (490 из 508) ответили в благоприятном для папы смысле. Ободренный этим папа Пий IX 8 декабря 1854 г. мнение о непорочном зачатии торжественно объявил догматом.

Так римский епископ единолично и единовластно, без собора, провозгласил за догмат мнение, до XII века совсем неизвестное, а с этого времени более шести веков существовавшее только как частное благочестивое мнение.

Но учение Римско-католической церкви о непорочном зачатии Пресвятой Девы противоречить учению Священного Писания: 1) О всеобщности первородного греха и его следствий в человеческом роде; 2) О безусловной необходимости для нашего спасения крестных заслуг Иисуса Христа и о необходимости действительного в них участия и 3) Об отношении благодати к свободе человека. В самом деле:

Во-первых, Иисус Христос сказал: "рожденное от плоти", т.е. естественным путем, "плоть есть", а следовательно подвержено греху и только "рожденное от Духа" (т.е. благодатью крещения) становится духом (Ин. 3, 6). И Апостол Павел согласно с этим говорит: "якоже единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешила" (Римл. 5, 12). Как Иисус Христос, так и Апостол Павел в приведенных словах самым определенным образом говорят о всеобщности греха и его следствии в человеческом роде и при этом ни для кого из рожденных естественный рождением и никакого исключения не делают; все, кто произошел от Адама естественным путем, рождены во грехе, ибо они согрешили еще в Адаме. Но Иисус Христос стоит вне этого закона наследственности, ибо Он пришел в мир только в "подобии плоти греха" (Римл. 8, 3) и греха как первородного, так и произвольного не имел. Пресвятая же Дева, хотя и избрана была для такого высокого служения, чтобы быть Матерью воплотившегося Бога, однако Она зачата и родилась естественным образом и по природе своей не представляет никакого исключения, а следовательно, и не может составлять исключения и из общего закона наследственности первородного греха и его следствий.

Во-вторых, Апостол Петр в своей речи к членам синедриона говорит о распятом старейшинами иудейскими Христе Спасителе: "и несть ни о единем же инем спасения: несть бо иного имене под небесем, данного в человецех, о Немже подобает спастися нам" (Деян. 4, 11-12) (по русски - "нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись"). Смысл этих слов Апостола тот, что спасение грешного человечества от греха только во Христе, т.е. только в усвоении Его крестных заслуг. Если же Римско-католическая церковь и учит, что Пресвятая Дева зачата, родилась и затем пребыла всю Свою жизнь Девою чистой, свободной от всякого греха как первородного, так и произвольного, то это значит, что Матерь Божия не имела нужды в искуплении Своим Сыном, а значит Она, составляя исключение из всего человечества по отношению к первородному греху, составляла исключение и по отношению к искуплению. Правда, католические богословы не отрицают необходимости и действительности искупления Пресвятой Девы крестными заслугами Иисуса Христа, потому что, как они говорят, божественная благодать, отъявшая от Пресвятой Девы Её грех, была подана Ей ради крестных заслуг Иисуса Христа. Но необходимо обратить внимание на то, что в таком случае эта нужда Пресвятой Девы в искуплении будет уже умопредставляемой, абстрактной, опирающейся не на действительный грех и действительное сознание его, а только грех возможный, потребленный прежде его сознания, - словом, Пресвятой Деве, как совершенно чистой, чуждо было сознание греха и соединенное с ним чувство виновности, а потому Ей, конечно, чуждо было чувство и сознание нужды и потребности искупления.

В-третьих, допустим, что Пресвятая Дева, как утверждают католические богословы, имела нужду в искуплении и действительно искуплена еще прежде Её зачатия, является еще вопрос: можно ли такой способ искупления согласовать со свободой человеческой? Апостол Павел говорит: "со страхом и трепетом свое спасение содевайте". "Бог бо есть действуяй в вас и еже хотетя и еже деяти о благоволении" (Филип. 2, 13) (по русски - "что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению"). Этими и подобными словами Священное Писание выражает ту мысль, что хотя наше спасение совершается божественной благодатью, однако оно не только не может совершиться помимо нашей воли, а напротив, благодатное действие необходимо требует, чтобы мы сами себя предавали благодати и постепенно возрастали в нравственной жизни. Римско-католическая же церковь, утверждая непорочное зачатие Пресвятой Девы и обусловливая его силой крестных заслуг Иисуса Христа, т.е. утверждая усвоение заслуг Иисуса

Христа Пресвятой Деве ранее не только пробуждения сознания, но и ранее самого события её, утверждает, в противоречие Священному Писанию, возможность чисто внешнего, чисто механического освящения и очищения человеческого естества.


Дата добавления: 2018-08-07; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!