УЧЕНИЕ О ПЕРВОРОДНОМ ГРЕХЕ; ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЕМ КАК ОБ УТРАТЕ ТОЛЬКО ПЕРВОБЫТНОЙ ПРАВЕДНОСТИ



Первобытное состояние человека, его падение и следствия последнего в Римском катехизисе представляются так: "Бог, сотворивши и устроивши человека по телу из грязи земли, так его создал, что он не силой собственной природы, а по божественной благодати был бессмертным и бесстрастным. Что же касается души, то образовал её по Своему образу и подобию, одарил её свободным произволением, притом все её движения и страстные желания удерживал в должных границах, так что они всегда повиновались власти разума. Потом Он придал человеку сверхъестественный дар праведности и, наконец, пожелал, чтобы он господствовал над остальными тварями".

Таким образом, первобытное состояние человека в раю слагалось из элементов естественных и сверхъестественных. Естественными элементами были: а) тело, само по себе не бессмертное и не бесстрастное; б) душа, сотворенная по образу и подобию Божию и одаренная умом и свободной волей. Сверхъестественными элементами были: а) бессмертие и бесстрастие тела по благодати; б) первоначальная, прирожденная святость и праведность, выражавшаяся в господстве над низшими движениями, которые Бог постоянно сдерживал в должных границах и в) господство над остальными тварями.

Вследствие гармонического соединения естественных сил со сверхъестественными дарами благодати человек мог достигнуть блаженства, если бы не было грехопадения. Но он, преступив заповедь и согрешив, "утратил первобытную праведность, чем, как бы некоторой уздой, управлялись страсти; после того разум никаким образом не мог удерживать их в должном порядке, - так, чтобы они сильно не стремились к тому, что даже ему противоречит". Следовательно, при грехопадении человек, сохранив разум и волю, утратил только сверхъестественные дары, с утратой которых возникла борьба между чувственностью и разумом, плоть взяла перевес, свободное произволение было ослаблено и образовалась наклонность ко греху, которая путем рождения передается всему потомству Адама.

Это римско-католическое учение о грехе образовалось постепенно, и чтобы понять его сущность, мы должны проследить антропологические взгляды схоластиков, которые легли в основу этого учения.

В противоположность поверхностному взгляду на грехопадение первых людей Пелагия (360-418), утверждавшего, что грех наших прародителей не имеет других последствий, кроме навлечения на них ответственности за грех, что грех повредил им одним, а не их потомкам, т.е. что грех не наследственный, блаженный Августин раскрыл учение о совершенном повреждении грехом человеческой природы, даже до потери в человеке образа Божия. По представлению Августина, грехопадение прародителей повредило весь род человеческий как нравственно, так и физически и не только ввело в мир страдания и смерть, но и глубочайшим образом исказило в человеке образ Божий, погасило в нем свет разума, разрушило свободную волю и оставило ему лишь свободу грешить. Это грехопадение путем рождения переходит от одного поколения к другому, и, таким образом, делается достоянием всех людей. Из-за учения Августина в западной церкви возникли споры, длившиеся в течение всего средневекового схоластического периода и повлекшие извращение его учения.

Отец схоластики Анзельм Кентерберийский (+1109) первый положил начало совершенному уничтожению учения Августина о первородном грехе и его следствиях. Сущность первородного греха Анзельм видел лишь в недостатке первобытной праведности. При этом он рассуждал так: Адам получил от Бога правоту или праведность как дар благодати. Но Адам не выдержал искушения, утратил праведность не только сам лично, но в нем утратила праведность и вся человеческая природа, представителем которой был Адам, которой эта природа должна была сохранять. Естественные же силы человека хотя и ослаблены, но сами в себе остались неповрежденными.

На сторону учения Анзельма о первородном грехе стал князь схоластики Дунс Скотт (+1308) и его последователи. Согласно учению Дунса Скотта, первородный грех состоит единственно и исключительно в утрате первобытной праведности. Он говорит: "Грех формально, или собственно есть неправедность, а неправедность - потеря дарованной праведности".

Учение Анзельма и Скотта о сущности и следствиях первородного греха приобрело в западной церкви господствующее положение и символическое значение. В своих основных чертах оно вошло в декреты Тридентского собора.

Известный католический богослов иезуит Беллярмин (XV в.) по поводу связи Римско-католического учения о грехе с учением о первобытном состоянии человека говорит, что настоящее состояние человека отличается от первобытного не качественно, а только степенью: состояние человека после падения Адама отличается от состояния его до падения так же, как одетый отличается от нагого; натура человека, если отнять от нее первоначальную вину, не хуже и не более страдает неведением и слабостью, чем была и страдала в чистом ее естестве. Повреждение и извращение, которое потерпел человек вследствие грехопадения, состоит поэтому только в утрате сверхъестественного благодатного дара, который для человека в первобытном состоянии служил уздой его чувственности и давал перевес над нею разума.

Таким образом, с точки зрения римско-католического учения о первородном грехе и его следствиях, способность человека к совершению добра, вследствие утраты им первобытной праведности, хотя ослаблена, но в существе своем не повреждена и не извращена, и что для полного владения этой способностыо необходимо божественное содействие. Значит, и после падения человек обладает полными и неповрежденными умственными нравственными силами; отсюда он может совершать угодные Богу дела помимо благодати, значит, своими делами может приготовить себе спасение. А при содействии же благодати Божией и получить спасение как нечто заслуженное, должное; может даже сделать угодных дел больше, чем сколько нужно для достижения личного спасения.

В своем взгляде на падшее состояние человека Римско-католическая церковь резко уклонилась от Православной, усвоив себе поверхностный взгляд на падшего человека, как только утратившего первобытную праведность, сами же силы своей природы сохранившего неповрежденными.

Но Православная церковь, согласно учению Божественного Откровения, всегда содержала и содержит учение, что через грехопадение человек не только разорвал свой союз с Богом и утратил божественную благодать, освящавшую, возвышавшую и укреплявшую его естественные силы, но и в корне повредил эти самые силы его природы как духовной, так и телесной: грехом он помрачил разум, извратил волю, исказил образ Божий, внес начало болезней, страданий и смерти в самое тело. Словом, по учению Римско-католической церкви, грех только ослабил естественные силы человека, лишив его сверхъестественного благодатного одарения; по учению же Православной церкви, грех коренным образом повредил и извратил все силы и способности человеческой природы как духовной, так и телесной.

Произвольность и ложность учения Римско-католической церкви о падшем состоянии человека опровергается теми противоречиями, какие обнаруживаются при рассмотрении как существа этого учения, так и при сопоставлении его со Священным Писанием.

Во-первых, в учении Римско-католической церкви о первородном грехе нетрудно установить внутреннее противоречие. Так, утверждая неповрежденность человеческой природы падшего человека, церковь эта вместе с тем допускает, что падший человек носит в себе зародыш и источник греха, который она называет похотью. Но неповрежденная природа не может носить в себе зародыш зла. Если же носит, то отсюда следует, что природа сама в себе, помимо греха, исполнена зла и злых несовершенств, а это утверждать - значит возобновить древние манихейские воззрения и вместе с тем повторять мнения уже признанные ложными, а потому отвергнутые и осужденные.

Во-вторых, если сопоставить рассматриваемое учение Римско-католической церкви со Священным Писанием, то также можно установить явные противоречия. Взгляд Римско-католической церкви на грехопадение человека прежде всего предполагает, что состояние природы человека до его падения, рассматриваемое само в себе, было во всем существенном тождественно с состоянием его после падения, так что первозданной природе первого человека, как и природе человека падшего, одинаково свойственны были и борьба духовного с чувственным и похоть; между тем

Священное Писание свидетельствует, что Бог создал человека - для нетления, соделав его образом вечного бытия Своего (Премудр. 2, 23), так что человек не иначе мог отделиться от этого своего назначения и положения, как только через нарушение заповеди. Человек, следовательно, создан был с природой не только способной, но и направленной к тому, чтобы сохранять и поддерживать полную гармонию между телом и духом, которая, без сомнения, царствовала во все время в природе первого человека, пока он не нарушил заповеди, и грех не внес в его природу начала борьбы, а вслед за ней - разрушения и смерти.

В-третьих, далее Римско-католическая церковь учит, что грех не произвел в природе человека никакой глубокой и существенной порчи, а между тем Священное Писание представляет прегрешение человека как самое глубокое и имевшее самое решительное влияние на жизнь и судьбу падшего человека. Оно свидетельствует, что падшее человечество не исправлялось и не укреплялось в умственном и нравственном отношении, но все более и более падало. Оно постепенно совращается с пути (Псал. 13, 1-3), погружается во тьму и сень смертную, впадает в юродство (безумие) почитания твари вместо Творца (Рим. 1, 22-23), предается страстям бесчестия (27), в стремлениях своих к добру оно связуется особым законом греховным, который вынуждает нас делать не то, чего мы хотим, - злое (Рим. 7, 19-23), вследствие склонности ко греху оно делается рабом греха и детищем дьявола. (Ин. 8, 34, 43). Мало того, лишенное божественной благодати и оторвавшееся от веры в искупителя, греховное человечество приходит к полному физическому и нравственному разложению и погибает, примером чего может быть допотопное человечество и язычество перед пришествием Христа. Поэтому-то Священное Писание и свидетельствует, что для избавления человека от греха необходимо полное внутреннее обновление человека, второе рождение его (Ин. 3, 3).

В-четвертых, в Священном Писании раскрыта безусловная необходимость полного благодатного возрождения человека, второго рождения его, и такая же необходимость искупления человечества крестной смертью Богочеловека; между тем, по учению Римско-католической церкви о падении человека - все они оказываются излишними. В самом деле, если природа человека сама в себе и после грехопадения остается неповрежденной, хотя и лишенной высшего благодатного дара, то обновление этой природы, второе рождение её - ненужно. Казалось бы, что для полного восстановления всех совершенств нашей природы достаточно только внешнего сообщения ей сверхъестественных даров, и они, будучи сообщены нам как дар придаточный, возвратят нам все прежние преимущества нашей природы. Далее, если падшее состояние человека нужно понимать так, что человек и в падении своем, без помощи благодати, может совершать дела приятные Богу и, таким образом, без божественного содействия может приготовить себе спасение, - словом, если делам падшего человека можно усвоить значение заслуги, то безусловная необходимость крестной смерти Богочеловека для спасения падшего человечества является сомнительной. И действительно, если человек в известной мере сам может заслужить спасение, то зачем же нужно смерть Богочеловека? Могут заметить, что полной заслуги дела человека не могут иметь. Но если они тем не менее имеют заслуги, то заслуги Иисуса Христа необходимы для нас только наполовину. Правда, указывают, что заслуги Иисуса Христа безусловно необходимы для примирения человека с Богом, для удовлетворения оскорбленной правде Божией, какового удовлетворения человек не мог принести, потому что требовалось удовлетворение бесконечное. Но этим путем, хотя и не своей логичностью, показывается только юридическая, а не нравственная необходимость крестной смерти Богочеловека, - связь этой смерти с жизнью человека разрывается.


Дата добавления: 2018-08-07; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!