УЧЕНИЕ О ЗАГРОБНОЙ СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА



Учение о чистилище

По учению Римско-католической церкви души верующих, которые скончались, не успев принести покаяния в грехах несмертных, легких и простительных, а также и души тех, которые, хотя и покаялись в грехах смертных, но не успели выполнить епитимий или же понести временных наказаний, отсылаются в чистилище - среднее место между адом и раем, где и испытывают среднее состояние между вечными мучениями и вечным блаженством Тридентский собор определяет понятие о чистилище так: "Церковь (Римская) согласно со Св. Писанием и Преданием, всегда учила, что между адом и раем есть очистительный огонь (Purgalorium), а именно - для уничтожения легких грехов, в которых умерли". Римско-католический катехизис Стацевича с большей подробностью излагает католическое учение о чистилище следующим образом: "Нам могут помочь добрые дела людей добродетельных и набожных, которые молятся и постятся за нас и этим испрашивают нам благословение небес. Это есть духовная польза, которую мы извлекаем из общения святых. По этой причине мы должны усердно молить друг за друга и поручать себя молитвам праведных, живущих на земле, а еще более ходатайству святых, торжествующих уже на небесах. Но преимущественно это общение святых есть единое средство для тех, которые оставляют мир сей в состоянии благодати, но или виновными в грехах простительных, или не исполнив епитимии, должной за грехи, следовательно, не удовлетворив вполне правосудию Господню. Время и поприще заслуг уже для них кончилось, и им могут пособить только молитвы живых, а между тем они лишены лицезрения Божия и страдают в чистилище, где они должны совершенно очиститься от греховных скверн или, по словам Спасителя, заплатить правосудию Господню до последней полушки (Мф. 5, 26), чтобы могли войти в царство небесное, в которое не войдет "ничто нечистое" (Откр. 21, 27). Хотя, как было уже сказано, решительную санкцию учению о чистилище дал Тридентский собор, но следы его в Западной церкви находим еще в первые века христианства. Начало этому учению положил Ориген, отвергавший вечные поучения в загробной жизни и признававший только наказания очистительные. После Оригена мысль о чистилище выражал блаженный Августин, а особенно папа Григорий Двоеслов. Окончательному закреплению в умах католических христиан веры в чистилище очень много способствовали появившиеся в Х-м веке и позднее легенды о нем и развитие учения о чистилище католическими богословами.

Но после того, как уже была показана несостоятельность католического взгляда на земные бедствия и церковные епитимии как на возмездно-карательные временные наказания, само собой вскрывается несостоятельность и учения о чистилище. Если учение об удовлетворении правде Божией вообще не может быть принято как противоречащее божественному Откровению и учению Вселенской церкви, то должна быть отвергнута как прямое его следствие и идея о чистилище. Но так как Римско-католическая церковь свою веру в чистилище основывает на свидетельстве Священного Писания и Священного Предания, то необходимо рассмотреть и эта свидетельства, несмотря на явную несостоятельность идеи о чистилище по самому ее существу.

В данном случае необходимо рассмотреть, как особенно важные два места из Священного Писания:

1) Апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам говорит: "Аще ли кто назидает на основании сем злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие, когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается: и когождо дело, яковоже есть огнь искусит. И егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет: егоже дело сгорит, отщетится: сам же спасется, такожде якожде огнем" ("Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.") (1 Кор. 3, 12-15). Католические богословы под огнем, который должен, по словам Апостола, обнаружить достоинство каждого дела, разумеют именно огонь чистилищный. Сообразно с их представлением, приведенное место послания должно быть истолковано так. Деятельность и нравственная жизнь членов земной церкви, основанием которой служит Иисус Христос, по своему характеру и достоинству неодинакова: одни украшают свою жизнь добрыми делами, которые Апостол разумеет под златом, сребром, камением честным; другие омрачают ее грехами, представляемыми Апостолом под дровами, сеном и тростием. Такая или иная деятельность христиан вполне обнаружится после их смерти через чистилищный огонь. Кто делает добрые дела, - назидает злато, сребро, камение честное, - тот получит награду, потому что дела его устоят и при испытании огнем; но дрова, сено и тростие сгорят в огне; и те, дела которых обозначаются этими материалами, подвергнутся временным наказаниям в чистилище и только после этих наказаний спасутся, т.е. получат блаженство. Такое толкование слов Апостола Павла ясно показывает, что католические богословы намеренно и искусственно извращают смысл этих слов под влиянием предвзятой идеи о чистилище, о котором в них нет и намека. Прямой и истинный смысл слов Апостола Павла несомненно тот, что достоинство дела каждого обнаружится в день страшного суда. Тогда делающие добрые дела будут награждены, а злые - наказаны. Правда, последние не сгорят сами в огне вместе со своими делами, а спасутся, но спасутся не в том смысле, что получат вечное блаженство, а только в том, что будут продолжать свое бытие в месте вечных мучений. Несостоятельность толкования католическими богословами рассматриваемого места послания Апостола Павла видно уже из того, что: а) применение его к католическому учению о чистилище обнаруживает немало противоречий и несообразностей. Так, под дровами, сеном и тростием католические богословы разумеют только грехи легкие и простительные, которые могут быть заглажены в чистилище, а между тем, под златом, сребром и камением честным подразумевают все вообще добродетели без всякого исключения. Ограничение в отношении к первым допускается, очевидно, потому, что в противном случае слов Апостола нельзя было бы примирить с учением о чистилище, б) Сквозь огонь чистилищный должны одинаково пройти и те, которые назидают злато, сребро, камение честное; и те, которые назидают дрова, сено, тростие, потому что "когождо дело" явлено будет. Между тем, по католическому учению, праведники достигают блаженства, минуя чистилище.

2) Второе место Священного Писания, на которое указывают католические богословы, это 12-я глава Второй Маккавейской книги, где говорится об Иуде Маккавее, повелевшем принести молитву за павших в сражении и идумеями еврейских воинов "да сотворенный (ими) грех весьма изгладится" (ст. 42). В указанном месте рассказывается, что по окончании войны Иуда приказал собрать тела павших в битве воинов для погребения их. При осмотре тел оказалось, что под одеждой каждого воина были скрыты похищенные ими вещи, посвященные идолам Иамнийским. Так как закон строго запрещал иудеям брать посвященное идолам, то все поняли, что смерть воинов была для них наказанием за похищенное. Иуда же Маккавей вместе с оставшимися в живых воинами вознес к Богу молитву о прощении содеянного павшими воинами греха и послал две тысячи драхм серебра в Иерусалим, чтобы там принесли жертву за их грех; поступил же он так, помышляя о воскресении. Из этого рассказа видно, что в нем нет и малейшего намека на существование чистилища. Если же католические богословы находят в нем указание на него, то опять единственно потому, что толкуют его применительно к своему учению. Этого рассказа к католическому учению о чистилище нельзя применить уже потому, что грех, содеянными павшими воинами, был тяжкий, смертельный, навлекавший на виновных проклятие (Втор. 7, 25-26), а не легкий и простительный, как это требуется учением Римско-католической церкви.

Столь же мало в пользу рассматриваемого учения говорят и свидетельства Священного Предания, на которые указывают католические богословы. По их мнению, о существовании чистилища, с одной стороны, ясно и определенно говорят древние отцы и писатели церкви, а с другой - молитвы за умерших, которые с первых времен христианства возносились Вселенской церковью и доныне возносятся церковью восточной. И хотя некоторые из отцов и высказываются в пользу чистилища, но их мнения, как частные, не могут иметь значения ввиду противоположного воззрения Вселенской церкви, высказанного на V Вселенском соборе. Действительно, церковь молилась и теперь молится за умерших, но молится об оставлении им грехов, а не временных наказаний; об освобождении их из ада, а не из чистилища. Молитвы церкви, притом, возносятся за всех грешников без различия их грехов и простираются, следовательно, на все виды грехов, а не на одни только грехи легкие и простительные. По словам Спасителя,только хула "на Духа Святого не отпустится ни в сей век, ни в будущий" (Мф. 12, 32), а поэтому только намеренно иупорно отвергающим благодать искупления церковь отказывает в своих молитвах.


Дата добавления: 2018-08-07; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!