Догматические и нравственные основы 13 страница
В. Домашнее задание.
Выполнение домашнего задания зависит от многих условий, предлагать или не предлагать домашнее задание учитель решает самостоятельно. К домашним заданиям можно отнести: чтение Священного Писания, особенно Евангелия, и глав из учебника Закона Божия, заполнение рабочей тетради, рассказ об изученном членам семьи и друзьям, творческие задания — рисунки, сочинения, самодельные книжки, игры, спектакли и пр. Хорошо, если домашнее задание способствует воцерковлению всей семьи. Для старших учеников возможны: мини-исследования с описанием вещественного источника (храма, иконы), подготовка докладов или кратких сообщений, рефераты, электронные презентации, составление анкет для опроса одноклассников или прихожан и другие разнообразные формы.
Пример построения сократической беседы на основе толкований свт. Иоанна Златоуста
Для подготовки к урокам законоучитель использует святоотеческие труды. Особенно необходимы толкования Священного Писания свт. Иоанна Златоуста. Они помогут подготовиться к урокам Священной истории Ветхого и Нового Завета, некоторых уроков катехизиса, изучения богослужения, для школы II ступени — уроков нравственности и истории Церкви.
Традиция толкования библейских текстов возникает уже во II в. в писаниях мужей апостольских и ранних апологетов. Основу научной экзегезы заложил Ориген. Но непревзойденным толкователем Священного Писания является свт. Иоанн Златоуст, труды которого относятся к классическому — „золотому" веку церковной письменности (IV — н. V вв.).
|
|
Характер толкований
Толкования Священного Писания Златоустом реалистичны: ясные, простые, почти совершенно чуждые аллегорий. Они сочетают методы двух богословских школ: Антиохийской (находится близко от места земного подвига Спасителя) — школы буквального толкования, связно и ясно представляющей ход библейских событий и прямой смысл учения, и Александрийской (представляет греческую, эллинистическую культуру) — путем аллегорий изъясняющей сокровенный, духовный смысл Писания. Толкование св. Иоанна Златоуста было нравственным. Оно преследовало, прежде всего, цели назидания, проповеди, делая ударение на догматическом и следующем из него нравственном аспектах Писания. Свт. Иоанн Златоуст подчеркивал: „Иное в Писании должно понимать так, как говорится, а иное в смысле переносном; иное же в двояком смысле чувственном и духовном". Педагоги найдут и буквальный, фактический, событийный пласт; и духовный, внутренний смысл Св. Писания.
На первый план у Златоуста выдвинут историко-грамматиче- ский смысл. Раскрывая смысл текста, он использует исторические и археологические данные, восстанавливает историческую обстановку написания. На уроке все это поможет увидеть реальность истории. Но множественность смысла самого Писания не остается незамеченной. Библейские события поучают и пророчествуют. Особенно это видно при изучении Ветхого Завета, изобилующего типологическими толкованиями. Здесь невозможен чистый историзм, необходимо на реалистической основе раскрывать учение о прообразах и преобразованиях. Данное учение — важный момент преподавания Священной истории Ветхого Завета.
|
|
Св. Иоанн подчеркивает «темноту» Ветхого Завета. Главная причина этой темноты в обращенности его к будущему, в том, что он — единое пророчество. Ветхий Завет исполнился в Новом, поэтому только исходя из Нового мы можем понять смысл Ветхого. Оба Завета связаны. Как мы знаем, стержнем преподавания Священной истории является домостроительство человеческого спасения — через явление Господа Иисуса Христа. „Новый Завет сокрыт в Ветхом, Ветхий — раскрывается в Новом" (Беседа на 1 Кор. 6). Отдельные события Ветхого Завета указывают на события грядущие — в этом его прообразовательное значение. К тому же Спаситель часто говорит в притчах. Именно этим оправдывается нравственное приложение Евангельских текстов. Воспитание на уроках Закона Божия идет через нравственные выводы из эпизодов Священной истории.
|
|
Состав толкований, метод написания
Златоуст написал очень мало систематических трудов. Письменные трактаты относятся ко времени его диаконского служения. Став впоследствии пресвитером и епископом, он уже не имел возможности для составления письменных работ. Ко времени служения в Антиохии относятся монументальные экзегетические циклы. Но большинство его сочинений — застенографированные 0тРедактированные проповеди, произнесенные устно. Каждую проповедь св. Иоанн сопровождал нравственными увещаниями: об отношении к собственности, о недопустимости посещения театра и цирка, о любви к бедным и милосердии, об исполнении заповедей и хождении в церковь. Проповеди святителя пользовались огромной популярностью, вызывали рукоплескания и восторженные крики, так что проповеднику приходилось умолять о тишине. Несколько стенографов записывали каждое слово. Благодаря им, проповеди дошли до нас. Ко времени призвания на Константинопольскую кафедру относятся толкования на Деяния, на Псалмы, на многие послания ап. Павла. Многие беседы снова были стенографированы и сохранили живость устного слова. Это клад для преподавателя: речь святителя — эмоциональная, красивая, восторженная, в то же время язык библейский, высокий. Большое внимание он уделяет грамматической и логической стороне речи. Его отличает необыкновенная филологическая зоркость и внимание к слову: он раскрывает смысл слов, оттенки синонимов, оборотов речи. На это мы обратим внимание далее.
|
|
Творения св. Иоанна Златоуста составляют целую библиотеку богословской литературы. Основная ее часть — беседы на книги Ветхого и Нового Заветов. Святитель был первым из греческих отцов, толковавшим основные библейские книги последовательно и систематически. К лучшим творениям Златоустого писателя принадлежат толкования на Новый Завет. Это было замечено уже в древности. Нам, педагогам, нужно знать, что можно использовать на уроках.
Экзегетические труды свт. Иоанна Златоуста включают следующие беседы.
1. На Ветхий Завет:
• Беседы на Книгу Бытие.
• Беседы на Псалмы.
• Беседы на пророка Исайю.
• Отдельные беседы: беседа о св. Анне и три беседы о Давиде и Сауле.
2. На Новый Завет:
• Беседы на Евангелие от Матфея — стали классическим комментарием к этому Евангелию и получили самое широкое распространение в христианском мире. Уже в V в. их читали на латинском, армянском и сирийском языках; в X в. появилась арабская версия, в XI в. — грузинская и позднее — славянская. На Руси беседы Златоуста были излюбленным чтением, сохранилось множество славянских списков.
• Беседы на отдельные места из Евангелия от Матфея: на притчу о должнике (Мф. 18, 23), на Мф. 7, 14 с изъяснением молитвы «Отче наш».
• 88 Бесед на Евангелие от Иоанна.
• 55 Бесед на Деяния апостольские — являются единственным полным комментарием Деяний из появившихся в течение первых десяти веков по Рождестве Христовом.
• Беседы на послания ап. Павла.
• Слова на праздничные дни:
Беседа о крещении Господа и о Богоявлении.
Беседы на Страстную седмицу, в которых изложено учение о Тайной Вечере как первой Евхаристии, говорится о силе Креста Христова, о значении покаяния и молитве за врагов.
Беседы на Святую Пасху.
Беседа о Вознесении Господнем, в которой говорится о вознесении как о величайшем благодеянии человеческому роду.
Два слова о Пятидесятнице — о плодах Сошествия Святого Духа и о Его благодатных дарах.
Итак, толкования являются систематическими и последовательными, обеспечивающими педагога по всем основным темам школы I ступени. Для школы II ступени: по истории Церкви — толкования на Деяния и Послания.
Жизненность толкований
Вопросы, поднятые в толкованиях, актуальны до сегодняшнего дня. Перед призванным на Константинопольскую кафедру святителем остро встают задачи нравственного воспитания паствы. Отсутствие гонений и умножение числа христиан приводят к беспечности, расслаблению душевному. Златоуста больше всего смущало снижение требований и идеалов среди христиан. Сегодня — близкая ситуация. Проблемы, обсуждаемые на уроках, особенно с подростками, схожи.
Св. Иоанн навсегда остался в церковной истории как идеал христианского пастыря и проповедника высокой христианской морали. (Особые требования всегда предъявлялись к нравственному облику экзегета. Еще преп. Кассиан Римлянин писал о том, что толкователь должен иметь чистую душу и чистое, незамутненное око.) Прямота святителя в отношении к пасомым исходила из его строго христианского отношения к миру. Будучи сам человеком благочестивой жизни, любую ситуацию он соотносил со Священным Писанием. Свт. Иоанн всегда указывал на Писание как на достаточный и обязательный источник, объясняющий каждый жизненный пример. Это — основа и вероучения, и нравственного назидания. «Кто согласен с Писаниями, тот христианин, а кто с ними не согласен, тот далек от истины». Слово Божие есть единственный истинный учитель: «Никто не научит тебя, как оно...» Поэтому Златоуст постоянно и настойчиво призывает каждого христианина к прилежному чтению Библии. В ней не только богатство и глубина мыслей, но и целебная сила. Особо нужно назидательное чтение мирянам: «Мы, живущие среди моря греховных пожеланий и искушений, мы нуждаемся в Божественном лечении, чтобы исцелиться от обременяющих нас язв и предохранить себя от будущих ранений, чтобы уничтожить Писанием огненные стрелы сатаны». Для святителя Священное Писание — это не просто истории, а назидания: «Примем же с великой благодарностию наставления Божественного Писания, и не будем противиться истине и оставаться во мраке, но поспешим к свету и будем творить дела, достойные света и дня...». Для нас должно быть так же.
Евангелие для святителя — книга о красоте добра, явленного в образе Богочеловека. Он обращает слово как будто к педагогам о детях: «Какое мы будем иметь преимущество пред теми, которые вовсе не слышали (Евангелия), если и после слушания уйдем домой, ничего не имея, а только удивляясь произнесенным словам?- Если кто имеет в себе терние, пусть воспламенит огонь Духа; кто имеет сердце грубое и упорное, пусть сделает его мягким и удобо- преклонным, пользуясь тем же огнем...». Пусть наши дети после нашего урока «воспламеняют огонь», умягчают сердца.
Итак, каждую проповедь св. Иоанн Златоуст сопровождает пастырскими увещаниями на нравственные темы. Необходимо сделать предостережение: увещания порой не связаны логически с основной темой бесед, а касаются непосредственных проблем его паствы
Значит, педагогу нужно: 1) выдерживать основную тему, 2) использовать беседу для решения проблем класса или отдельного ученика.
Догматические и нравственные основы
Святитель Иоанн был прежде всего проповедником. В изложении догматического учения Златоуст не занимает выдающегося положения среди учителей Церкви. Его мысль невозможно изложить систематически. Но неверно говорить, что он был только учителем нравственности, а не веры. Он выводил нравственный идеал из догматических истин. В экзегетических беседах это видно с особенной силой, например, в толкованиях на послания ап. Павла: «Пусть жизнь соответствует догматам, и догматы будут глашатаями жизни... Если мы содержим правые догматы, но нерадим о жизни, нам не будет никакой пользы от догматов; и опять, если мы заботимся о жизни, но хромаем в догматах, и в этом случае также не будет пользы. Поэтому необходимо, чтобы наш духовный дом был прочен с обеих сторон». Проповедь Златоуста — о Христе и спасении, а не просто проповедь морали. И мы учимся у святителя быть учителями и нравственности, и веры!
Беседы и проповеди имели целью пробудить и укрепить в людях веру и желание жить по вере. Их отличают радость, возвышенность. Например, наказание первых людей святитель называет «бездной человеколюбия» Божия. Святоотеческая экзегеза никогда не ограничивалась историческими или литературными аспектами Писания: она была продолжением апостольского благовестия. Святитель Иоанн никогда не говорит на отвлеченные темы, его слова всегда обращены к конкретным людям. Это живые беседы.
Если говорить о догматических вопросах толкований, среди любимых, к которым постоянно возвращался святитель, нужно назвать учение о Евхаристии. Не случайно святого Златоуста называют «евхаристическим учителем». «Это Таинство и здесь делаетдля тебя землю небом: открой же врата неба и взгляни, или, лучше врата не неба, а неба небес, и ты увидишь тогда сказанное. Что там есть самого драгоценного, то же самое я покажу тебе на земле» беседа 24 на 1 Кор.) Учение о Евхаристии предложим на уроках изучения богослужения, катехизиса.
Влияние свт. Иоанна Златоуста было громадным. Он очень скоро раньше, чем имя дано было ему Церковью, признается «вселенским учителем и святителем». С VI в. его называют Златоустом, в это имя становится общепринятым. В экзегетике особенно
святитель становится авторитетом на все времена. Все последую, щие византийские толкователи двигались вслед за ним, особенно блаж. Феофилакт Болгарский.
Пример толкования ветхозаветного события явления Аврааму Святой Троицы в виде странников (Быт. 18, 1-8)
Обратим внимание, что рассматриваются всего восемь стихов!
Однажды явился патриарху Господь, «когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу к ним». Златоуст замечает (мы можем и не заметить), что именно в полдень занимался Авраам гостеприимством, т. к. «люди, принужденные идти в это время, особенно нуждаются в призрении». Он принимает странников, «не любопытствуя узнавать что-либо о них, и не разведывая, знакомы они ему или нет». И сразу обращение к нам: «Запомним это, возлюбленные, и, намереваясь принять странника, никогда не будем разведывать, кто он и откуда». Почему? Потому что, полюбопытствовав, можно согрешить.
«С таким усердием и почтением обращался с ними, как раб с господами,умоляя их не отказать ему и тем не лишить его великого одолжения». Златоуст призывает «увидеть в глубокой старости юношескую бодрость, старца помолодевшего, пришедшего в восторг, и посещение странников считающего приобретением великого сокровища».
«Бежит, летит старец: он увидел ловитву, и, не обращая никакого внимания на свои немощи, побежал на лов; не позвал рабов, не приказал слуге, не обнаружил никакой беспечности; нет, он побежал сам», чтобы не упустить сокровища. И — для нас: «Поучимся и станем подражать добродетели праведника. Если мы будем так же поступать, то, конечно, и сами когда-нибудь получим такую же ловитву». Свт. Иоанн Златоуст, обращаясь к Священному Писанию, к Евангелию, вспоминает слова Господа: «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18, 5). «Поэтому, когда радиимени Господа ты оказываешь призрение страннику, то получишь такую награду, как если бы принял Самого Господа». Ты получишь награду за то, что творишь ради Господа и подражаешь праведнику-
«Он побежал навстречу к ним» — свт. Иоанн Златоуст обращаетвнимание на слово побежал: «Состарившийся, покрытый седина ми столетний старец подбегает к ним, и бегом выражает свое усердие». И даже не это самое дивное, что он не смотрит на свои лета и неизвестность странников! «И поклонился до земли» — Авраам усиленно просит, умоляет странников, «дабы не показалось что он приглашает их просто, из приличия». В этом поступке свт. Иоанн Златоуст видит «пламенное усердие, глубокое смирение, величайшее страннолюбие, несказанную заботливость... Ты, говорит он, мне оказываешь благодеяние, а не принимаешь его от меня». И какой же вывод делает Златоуст? Кто с усердием оказывает страннолюбие, «тот более сам получает, нежели сколько дает».
Авраам «сказал: Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши...». Разговаривая с путниками, как с обыкновенными людьми, праведник неоднократно называет себя их рабом. Он предлагает им скромные дары гостеприимства: «Я могу только доставить вам воду для омовения», да хлеб, «и потом отдохновение от усталости под деревом». Патриарх употребил все возможные средства, чтобы убедить путников задержаться: поклонился, назвал их господами, а себя рабом, предлагал угощение. «Какой чадолюбивый отец показал бы столько усердия к своим детям, сколько праотец показал людям неизвестным...»? Златоуст обращает наше внимание на внутренний настрой старца: «И смотри, с каким восторгом он принимается за дело, как ликует от радости и восхищается, как будто несет в руках бесчисленные сокровища».
После того как Авраам добивается желаемого, он не теряет пылкости, но «показывает еще более горячую любовь». Ревность не угашает, доводит дело до конца с равным тщанием. «Между тем с нами часто случается, что в начале мы иногда показываем много заботливости, а когда войдем в самое дело, то уже не столько прилагаем тРУДа, как прежде».
«Я поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал ей: поскорей замеси лучшей муки и сделай пресные хлебы». Он и Сарру, «союзницу своей жизни», «делает общницею той же ловитвы, и как научает ее ревновать своей добродетели!» Патриарх поручает готовить именно ей, престарелой, а не рабыне, и побуждает ее не медля приступить к делу. «И Сарра не отказывается исполнить приказа, но и сама прилагает равное усердие. Да слышат это мужья, да слышат и жены!» Мужья — чтобы научать жен делать все, что возможно, для духовной пользы. Жены — «чтобы спешили принимать участие в добрых делах своих мужей». Ближних не оставлять без сокровищ.
«И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом» (Быт. 18, 1-8). «О, старческая юность! О сила душевная!» Сам бежит, чтобы услужить им, сам выбирает все самое лучшее. «Смотри, как все делается со скоростию, с пламенным усердием, с радушием, с радостию и с большим удовольствием». И после всего этого «он даже не признал себя достойным сесть вместе с ними... Какое величие страннолюбия! Какая глубина смиренномудрия! Какая возвышенность боголюбивой души!». «От великой радости и радушия он стал... выше своей немощи и как бы получил новые силы. Действительно, часто бывает так, что пламенная ревность души... побеждает немощь тела». Нам кажется — не сможем, а преодолеем — и силы оказывается больше.
Патриарх действовал со смирением. Часто люди тщеславятся перед гостями и даже презирают их за принятие забот. А потому теряют награду за такое дело. Вывод: всякое дело совершаем со смирением и любовью.
Авраам «исполнил все, что от него зависело, не пропустив ничего». И тогда Пришедший наконец понемногу открывает Себя, показывает величие Своего могущества. Праведник получает награду за свою ревность! Сам Господь является Аврааму в виде трех странников, открывая тайну Святой Троицы. И обещает сына, так долго ожидаемого, в котором должны исполниться все обетования Божии!
«Будем все подражать ему и позаботимся побольше о странно- любии, не для того, чтобы получить в воздаяние только это скоротечные и тленные блага, но чтобы приготовить себе и в будущей жизни наслаждение бессмертными благами». Господь требует от нас не земных даров, а «избытка усердия», «сердца радушного»>сердечной любви и «чистого намерения».
Святитель не останавливается на нравственных выводах, но приводит нас к догматическому окончанию, рисует путь к вечной жизни. Награда — всегда выше ожидаемой.
Выводы по изучению толкования свт. Иоанна Златоуста
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!