Догматические и нравственные основы 17 страница
• Учитель читает и цитирует Священное Писание на уроках. При чтении Библии, и особенно — Евангелия, христианин желает увидеть в нем святую Истину. Обращаясь к Священному тексту, педагог научает воспитанников с предельным вниманием и бережностью относиться к каждому слову, видя в нем руководство к жизни. «Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испускает луч жизни. Пренебрежение жизни — смерть», — наставляет свт. Игнатий (Брянчанинов).
Небольшие тексты дети могут читать на уроке сами, тогда особое внимание должно обращать на то, чтобы чтение было точным и благоговейным. Необходимо давать посильное домашнее задание по чтению Писания: самому ребенку или совместно с родителями. Цель таких заданий — не только закрепить изученное, но главное — приучить к ежедневному чтению, что составляет важную часть духовной жизни каждого христианина.
Ученики заучивают отрывки из Евангелия наизусть. «И ныне отчего бы христианским воспитателям не украсить памяти невинного дитяти Евангелием, чем засорять ее изучением Эзоповых басней и прочих ничтожностей? Какое счастье, какое богатство — стяжание Евангелия памятью! Нельзя предвидеть переворотов и бедствий, могущих случиться с нами в течение земной жизни. Евангелие, принадлежащее памяти, читается слепым, узнику сопутствует в темницу, говорит с земледельцем на ниве, орошаемой его потом, наставляет судию во время самого присутствия, руководит купца на торгу, увеселяет больного во время томительной бессонницы и тяжкого одиночества» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Несколько поколений советских детей выросли без знания Священного Писания, но зато они очень хорошо знали басни «дедушки Крылова». Всем знакома поговорка: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива». Не отвергая русской классики, заметим, насколько выше слова Евангелия, так необходимые для детей, например: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2).
|
|
Евангельские тексты, предлагаемые для запоминания, должны быть посильными для детей; они могут составлять одно предложение, одну фразу, выражающую смысл изучаемого.
• Библия также учит языку рассказа. Учителю необходимо проникаться духом и способом ее рассказывания. «Читающие слово Божие для своего спасения ничего более не желают, как только найти в нем мысли и волю тех, коими оно написано, и таким образом найти волю Божию», — блаж. Августин. Усвоение библейской формы достигается лишь продолжительным изучением Священного Писания. Нужно, чтобы в самом учителе слово Божие «обитало обильно» (Кол. 3, 16). Для этого мало чтения Священного Писания лишь на занятиях и при подготовке к уроку; необходимо постоянное, ежедневное чтение Евангелия.
|
|
• Священное Писание — основа духовной жизни детей. «Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия, старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это — книга жизни, и надо читать ее жизнью... Твои вечная жизнь и вечная смерть в руках твоих... не играй своею участью вечной. Молись в сокрушении духа Господу, чтоб Он открыл тебе очи видеть чудеса, сокровенные в законе Его, который — Евангелие» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).
Самая главная задача, стоящая перед учителем, — не заучивание Евангельских слов и даже не истолкование их. Обращаясь к главной Книге, дети должны понять, что Евангелием нужно руководствоваться в жизни. Все прочитанное обязано оживотворить действия и мысли маленького христианина, причем не только в стенах храма, но и за его пределами. «Постарайся, чтоб Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтоб ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем: тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельской. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением, изучением Евангелия» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Нужно, чтобы в результате обучения в церковной школе дети привыкли читать Евангелие, знали, что читать его следует ежедневно, и привыкли сверять с ним свои мысли и поступки.
|
|
В слове Божием можно найти руководства для любого случая Жизни: не обязательно в виде конкретных примеров, а в виде общего направления духовной жизни. Результатом чтения станет правильное устроение внешней и внутренней жизни. «Очень недостаточно только с удовольствием прочитать веления Евангелия и подивиться высокой нравственности, которую они в себе содержат», «Пожертвуй всем для исполнения заповедей», «оставь греховную жизнь, оставь земные пристрастия и наслаждения, отрекись души своей, тогда сделается для тебя доступным и понятным Евангелие...
любящего душу свою... закрыто Евангелие... Евангелие есть Изображение свойств нового человека, который — «Господь с небесе» (1 Кор. 15, 48)» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).
Мы «должны дать себе отчет, насколько проникло в душу нагцу действие Божественного слова: не осталось ли оно только на поверхности нашей души, как какой-то придаток, которым каждый мог бы пользоваться или не пользоваться, смотря по собственному желанию, или оно так глубоко проникло в нашу душу, что она не приходит в движение без воспоминания этого слова? Ибо если наша собственная душа не преобразовалась от действия Божественного слова, то как наше, носящее всегда на себе следы нашей душевной нечистоты, слово может преобразить души других людей?» — задает вопрос педагогам сщмч. Фаддей (Успенский).
|
|
Учеников должно направлять не просто личное мнение учителя, но мнение Церкви
• Истолкование исторических событий, церковных установлений, вероучительных положений, вопросов христианской нравственности должно быть согласно со Священным Писанием и Преданием Церкви. Свт. Игнатий (Брянчанинов) предупреждает: «Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых отцов!». Иеромонах Серафим (Роуз) дает конкретный практический совет: «Есть ли у Вас тетрадь для выписок из святых отцов? И всегда ли заложена у Вас страница в святоотеческой книге, которую Вы читаете, которую открываете в трудную минуту? Если нет — начните сегодня: это очень важно!».
• Как читать? Как разобраться в прочитанном? Как готовиться к объяснению ученикам? Опираясь на церковное Предание. «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно?.. И слово Божие и толкование его — дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимают ее [Церкви] истинные чада! Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его святыми отцами, Святым Духом» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).
• Если учитель сам переживает внутреннее единство с церковным пониманием чего-либо, он и в детях возбудит расположение к этому. Он заставит учащихся полюбить то, что он сам любит, и вызовет в них чувство, подобное чувству Руфи, сказавшей своей свекрови: «Твой Бог будет моим Богом» (Руф. 1, 16). «Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели.(см.: 1 Кор. 1, 10)» (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Действительно, не только близкие чувства от прочитанного объединяют учителя и его воспитанников, но главное — общая цель. Она есть спасение своей души.
Свт. Игнатий призывает время земной жизни посвятить знакомству со святыми, чтобы впоследствии они приняли тебя к себе как друга: с их житиями, трудами, с молитвенной поддержкой. «Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом — много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником — много познаний о странах, нравах и обычаях народных. Очевидно, что беседа и знакомство со святыми сообщают святость. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен буде- ши, и с избранным избран будеши (Пс. 17, 26-27)».
• Толкование возьмем у святых отцов, в литургическом предании Церкви.
«Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний. Святые отцы достигли цели: спасения... Как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься... Верное руководство к небу, засвидетельствованное самим небом, — писания отцов... Руководствующийся ими имеет... руководителем Святаго Духа», — говорит свт. Игнатий (Брянчанинов). Этим руководством пользуется педагог не только в личной жизни, но и при воспитании и обучении детей.
При построении урока учитель опирается на учение святых отцов, проникается духом их рассказывания. На экзамене по методике преподавания Закона Божия на катехизаторско-педагогических курсах, предшествовавших Екатеринбургской православной Учительской семинарии, некоторые студенты делали для себя настоящее открытие, выполняя обязательное условие: составить урок с Использование творений святых отцов — свтт. Иоанна Златоуста, Григория Паламы, блж. Феофилакта Болгарского. Уроки получались стройные, глубокие, насыщенные и интересные. Сейчас подготовка уроков по святым отцам входит в програму Учительской Семинарии с первой сессии.
Особое внимание должно быть уделено изучению богослужебных текстов. Непременным условием изучения многих событий является знакомство с тропарями, кондаками, стихирами и другими молитвословиями. Невозможно познакомиться, например, с праздником Рождества Пресвятой Богородицы, не узнав тропаря и не обсудив, какой смысл вкладывает Церковь в празднование.
• Учитель, сам при подготовке занятия познакомившись с толкованием святых отцов, не должен скрывать этого знания от детей. Он приводит слова святых отцов детям. Причем не только знакомит с мыслями, но и называет имена святых отцов. Чтобы все эти имена, как говорит сщмч. Фаддей (Успенский), «отозвались в сердцах любовью, пленили восхищением и увлекли к подражанию», не оставшись «пустыми звуками, бесстрастно произносимыми и воспоминаемыми».
Дети должны знать: на уроке звучит не личное мнение учителя, а слово Церкви. Именно в нем всегда, в любых жизненных ситуациях нужно искать истинное понимание. «Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям Евангельским. — спасению и христианскому совершенству. Книги святых отцов... подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки. Опять — эти книги подобны богатому собранию врачебных средств...» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).
Одно чтение Блаженств пробуждает в душе благоговейные чувства, «один взор на священные книги возбуждает к благочестивой жизни», — говорит св. Епифаний Кипрский. Такое понимание, сложившееся за годы учебы в церковной школе, должно остаться с детьми на всю жизнь: читай святых отцов — и будешь знать, как поступить.
• Нужно научиться выбирать то чтение, которое подходит. Чтение Библии и святых отцов должно отвечать принципам доступности и природосообразности. «Каждый избери себе чтение отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает отцов, писавших о безмолвии; инок, живущий в общежитии, — отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, — святых отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях отцов.
Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятель ность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Малотого, что ты сделаешься бесплодным мечтателем — мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Св. Писания и святых отцов легко можно уклониться от спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими», — предостерегает свт. Игнатий (Брянчанинов).
• Любой материал Закона Божия подтверждаем Священным Писанием и Преданием.
Опора на Предание Церкви необходима во всех предметах, входящих в Закон Божий. При обучении Священной истории, естественно, педагог пользуется толкованием святых отцов, опирается на литургическое предание. Но и в других разделах опора на Предание является непременным условием. Например, катехизис требует очень точного изучения как предмет, излагающий догматы вероучения. Определения, изложенные Вселенскими Соборами, составляют, после Священного Писания, самое высшее правило веры и не допускают изменений даже в одном каком-либо слове. Они составлялись многими святыми отцами после борьбы, после многократных, продолжительных совещаний. Малейшее изменение в них подвергает опасности сказать что-либо противное учению Церкви. Потому и дети, и взрослые обязываются изучать догматы веры и точно следовать соборным определениям.
Мы можем молиться своими словами. Но мы не знаем, о чем молиться, как должно молиться. Молитвы церковные тем и ценны, что они есть молитвы Духа, духоносные и духодвижные. Наш язык не может выразить, «испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа» (Рим. 8, 27). Чтение молитв по указанию Церкви составляет необходимую обязанность каждого христианина. Они составлены мужами, опытными в молитве, и есть плод благодатных внушений свыше. они представляют пособие к достижению молитвы истинной и богоугодной, способствуют нашему соединению со всей Церковью.
Изучение богослужения все основано на литургическом предании. Мы изучаем строй богослужения, тексты, звучащие на службах; Разбираем значение всех церковных событий, исходя из смысла Церковных молитв.
2. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА ПРЕПОДАВАНИЯ: ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К БОГУ, СТРЕМЛЕНИЯ К СПАСЕНИЮ, СВЯТОСТИ
«Стремление к Богу, Существу Высочайшему, равным образом стремление к добру принадлежат к так называемым врожденным стремлениям человека... Они коренятся в самой природе души, которая по природе христианка, по выражению Тертуллиана. К этом-то врожденным влечениям, которые развиты были в дитяти матерью,... и должно примыкать школьное религиозное обучение», по словам сщмч. Фаддея (Успенского). «Подлинная свобода есть безраздельное, непоколебимое, целостное устремление и влечение души ко Благу. Это есть целостный порыв благоговения и любви». «Выбор совсем не есть обязательное условие свободы», — считает св. Максим Исповедник. Выбор предполагает раздвоение и неясность, т. е. неполноту и нетвердость воли.
Единственным вечным и истинным благом для человека является то, что никто, никогда, ни при каких обстоятельствах не может у него отнять, — общение с Богом, соединение человеческого духа с Духом Божиим во взаимной любви, которая не прекратится даже после физической смерти. «Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любвиБожией во Христе Иисусе, Господе нашем»(Рим. 8, 38-39). «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 12, 8).
Ведение о Боге, о Его отношении к миру и человеку должно наполнять душу благоговейными чувствованиями, вызывая глубокое смирение перед Высочайшим Существом, преданность Его благому и премудрому Промыслу и готовность следовать Его святой воле. «Истинное Божественное состояние — это любовь к Богу приходящая через святое делание Божественных заповедей» (свт. Григорий Палама). Благоговение усваивается, если преподается не только на уроках, но неразрывно связано с реальным вхождениев литургическую жизнь Церкви Христовой.
Обучение нужно вести так, чтобы вызвать «любовь учиться тому чему заставляют учиться, чтобы занятие было не работою, а удовольствием, делом не принуждения, а добровольного желания», — говорит блаж. Иероним. Добавим: обучение должно быть не просто интересно и занимательно, но воспитывать религиозную потребность. Нужно открыть в детях способность глядения в себя — не просто самонаблюдения, а самонаблюдение в Боге, которое, с одной стороны, склоняет к покаянию, а с другой — не дает унывать, но дает благодать, радость и покой. «Когда с тобой Господь — надейся на победу: Господь не может не быть победителем», — уверяет нас свт. Игнатий (Брянчанинов).
Любовь к Богу — это главное, что воспитывается на уроках Закона Божия, не зависимо от темы, раздела, возраста детей. Возьмем для примера изучение Священной истории. «В ветхозаветной истории особенно ясно изображается непосредственное управление Богом в истории еврейского народа и в мире, а это воспитывает в детях живую веру в то, что в мире правит всем воля Всевышнего». Сщмч. Фаддей (Успенский) напоминает нам о том, что самое важное в Священной истории — являемый через все события Промысл Божий. Новый Завет есть история совершения спасения: «Учитель должен указать на все благодеяния Божии... и возбудить в детях чувство благодарности и любви к Нему. Желание иметь в уме мысль о Нем и чаще к Нему обращаться». Значит, урок является не просто знакомством с событиями и явлениями, он имеет итогом пробуждение благодарного, молитвенного состояния.
Другой раздел Закона Божия — катехизис — рассматривает богословские истины, сформулированные Церковью для спасения человеков. Стремление знать связано с желанием спастись, а для этого правильно веровать и двигаться в нужном направлении. Направление это — к Богу.
Скажем также о научении молитве. «Молитвою инепременнымИсполнением ее в назначенное время детям внушается, что они не животные, но чем-то обязаны, что есть Кто-то, Кому они должны Поклоняться...», по слову свт. Иннокентия Московского. Педагог ставит задачу сделать молитву близкой и понятной сердцу детей. молитва, по определению свт. Филарета, — связь с Богом, устремление ума и сердца к Богу. «Молитва не только побеждает законы роды, не только является непреоборимым щитомпротив видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого всесильного Бога, поднятую для поражения грешников», — вспоминая о Моисее, говорит свт. Димитрий Ростовский. «В молитве природное влечение к Богу находит свое первое и наиболее сродное ему, непосредственное выражение» (сщмч. Фаддей). В таком случае урок становится по сути своей молитвой, славословием Богу, обращенностью к Нему, постоянным памятованием о Нем.
Изучение богослужения также воспитывает почитание Бога. Оно показывает, как Церковь все устрояет для нашего спасения — всем строем богослужения и каждым его словом. Услышим вместе с детьми призыв к благоговейному вниманию («вонмем», «отложим попечение»), к благоговейным чувствованиям и действиям («приидите поклонимся и припадем ко Христу», «возлюбим друг друга», «главы ваша Господеви приклоните», «горе имеим сердца») и отзовемся на него.
Таким образом, все разделы Закона Божия научают любви ко Господу, безмерно любящему своих чад. «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей...» (Ин. 15, 10). «Ты хочешь научиться любви Божией? Тщательно изучай в Евангелии заповедания Господа и старайся исполнить их самым делом, старайся обратить Евангельские добродетели в навыки, в качества твои. Свойственно любящему с точностью исполнять волю любимого. «Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия» (Пс. 118, 127). Верность — непременное условие любви, без этого условия любовь расторгается... Но эти двери отверзаются одним только Духом Святым. Любовь к Богу есть дар Божий в человеке, приготовившем себя для принятия этого дара чистотой сердца, ума и тела. По степени приготовления бывает и степень дара...», — пишет свт. Игнатий (Брянчанинов).
Любовь к Господу проявляется через любовь к ближнему: «Не подумай... что заповедь любви к ближнему была так близка к нашему падшему сердцу: заповедь — духовна, а нашим сердцем овладели плоть и кровь; заповедь — новая, а сердце наше — ветхое». «Причина святой любви [к ближнему, не различая возраста, пола>сословия] — не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!